Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Приметы весны»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Золотарева Светлана Игоревна

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Приметы весны»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_primety_vesny.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василек»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

 e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Приметы весны»

Подготовила: учитель-дефектолог

 Золотарева С.И.

г. Рубцовск, 2022г.

Тема. Весна – время года. Весенние месяцы. Ранняя весна. Март. Приметы ранней весны.

Цель. Систематизация знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Задачи. 

Коррекционно-обучающие:

Уточнять и расширять представления детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Активизировать и  расширять словарь.

Развивать грамматический строй речи.

Знакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.

Коррекционно - развивающие:

Коррегировать и развивать речь, мышление, зрительное, слуховое восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать положительное отношение к природе. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Лексический материал:  скоморох, закличка, балаган, ряженые, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, сосульки,

ранняя, поздняя, теплая, холодная, перелетные, звонкая, цветущая,

Оборудование: картина «Весна. Грачи прилетели», схемы – опоры, предметные картинки, стихотворение «Март», картины «Времена года», «Месяцы», 3 картины весны,  схемы – опоры,  иллюстрация Масленицы, иллюстрация "Кукла Масленица".

Ход образовательной деятельности.

1. Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент.

Подберите родственные слова к слову «зима» (зимушка, зимний, озимь, зимовье, зимородок, зимующий)

Подберите родственные слова к слову «снег»

2. Повторение. Беседа о временах года. Загадки о временах года.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зима)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт -

В лесу подснежник расцветёт.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.  Я - ...

Теплый, длинный-длинный день,
В полдень - крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за время года, подскажи-ка?

Д/и «Подбери картинки к картинкам» (Когда это бывает?)

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Почему?

- Назовите времена года по-порядку.

- Какое время года было перед зимой? Перед осенью? После осени?

- Какое время года наступило после зимы? Будет после весны?

- Что есть у каждого времени года?

- Назовите 3 части каждого времени года? (В начале, в середине, конце времени года)

- Назовите месяцы осени, зимы. (Со счётом)

3. Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть.

3.1. Выявление представлений о весне (актуализация опорных знаний).

- Какое время года наступило?

- Почему? (Снег подтаивает, день стал длиннее, теплее, солнце теплее пригревает.)

- Как светит солнце?

- Дни становятся длиннее или короче?

- Чем покрыта земля?

- Что появляется среди снега? Почему?

- Что бывает днём, а что ночью?

- Какие стоят деревья?

- Какое небо было вчера?

- Что происходит со снегом?

- Во что одеты люди?

- Как называется первый весенний месяц?

 3.2.  Работа по картине.

- Что изображено на картине?

- Кто изображён на картине?

- Какое время года? Почему?

-Какая погода? Как светит солнце?

- Что лежит на земле?

- Что видно среди снега? Почему?

- Куда пришли дети?

- Что делают дети?

- Что делает птица?

- Как называется птица?

- Что делает птица?

- Как одеты дети?

- Когда носят такую одежду?

- Почему пальто расстёгнуто?

- Какое время года?

- Это начало, середина или конец весны? Почему?

- Как назвали картину?

- Назовите приметы начала весны?

         

 3.3. Стихотворение.

Март. Михаил Садовский

Всю зиму

Белый снег

Белел,

А в марте взял

И почернел.

Почернел с досады,

Что люди

Солнцу рады!

Март. Татьяна Керстен

Солнце зиму одолело.

Снег становится серей.

Птичка песенку запела.

Все на улицу скорей!

Месяц март пришёл весёлый.

Ему рада детвора.

За дверями нашей школы

Начинается игра.

3.4.  Рассказ педагога.

*Прошла зима и наступила весна, первый месяц весны – март.

* В марте солнце начинает светить ярче и греть теплее.

* Дни удлиняются, а ночи становятся короче.

* В марте погода переменчива: то морозы, то оттепели, то снег, то капель. Но ясных дней больше. Днём слышна капель. Это тают сосульки и снег на крышах.

* Ещё снег покрывает землю, но уже видны первые проталины на земле. Снег становится рыхлым, мокрым, тяжёлым, жёстким. Лёд становится тоньше.

* Люди переодеваются в весеннюю одежду.

* Прилетают грачи.

* Все рады весне!

- Что нового узнали?

- О каком времени года говорили?

- Что такое оттепель? Оттепель – тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда.

- Что такое проталина? Проталина  - место, где стаял снег, и открылась земля.

- Что  такое набухает? Набухает – увеличивается в размере, становится толще.

3.5. Ф/минутка.

Хорошо весной, я знаю!                 Хлопки в ладоши.

Я с друзьями птиц встречаю,         Упр. «Птичка»: ладони повернуть к себе, скрестить руки и                                                 переплести большие пальцы (головка птицы). Помахать                                                 кистями рук с сомкнутыми или разведёнными пальцами                                                 (крылья).

Лодочки в ручье пуска.                Плавно двигать от себя плотно сложенными ладонями.

С папой грядки я копаю,                Имитируют движения при работе лопатой.

С мамочкой – цветы сажаю!        Кисти вертикально и соединить. Округлённые ладони с

                                                          раздвинутыми пальцами отвести в стороны.

3.6. Знакомство  детей с русским обрядовым праздником Масленицей.

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

- Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке? (Ответы детей).

- Правильно, этот праздник называется Масленица. Показ иллюстраций.

- Вот и сегодня пришла я к вам, чтобы поведать вам об этом разудалом празднике, об обрядах да обычаях, с которыми встречали этот праздник и порадовать игрой весёлой.

                               Мы сегодня позабавимся,

                               На весёлой карусели покатаемся!

—Хотите покататься на весёлой карусели? А чтобы она ещё наряднее стала, мы её ленточками украсим. Но ленточки не простые. Сколько дней в неделе, столько и ленточек. Что ни ленточка — то денёчек, то забавушка. И неделя эта непростая, а масленая. Чем дружнее поработаем, тем скорее повеселимся.

- Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.

Отмечают его, в конце зимы и празднуют целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами: катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, распевают задорные частушки и прибаутки, шуты и скоморохи насмешат до слёз в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Все радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование начиналось по строго расписанному порядку.

—   Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». Завязать ленточку.

На столике лежит девичий наряд - платок, сарафан, ленты.

- Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем? (ответы детей).

- Как вы считаете, кому могут они пригодиться? (ответы детей).

- Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.

Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица".

                    Здравствуй, Масленица годовая,

                     Наша гостья дорогая!

                     Приезжай на конях вороных,

                     На саночках расписных.

— Ребята, поздоровайтесь с Масленицей, повторяйте за мной слова.

-  Второй день — вторник, звался «Заигрыш». Завязать ленточку.

 В этот день начинались  игрища да потехи. Строили снежные и ледяные крепости.  Показ иллюстраций.

- Третий день — среда «Лакомка».

— Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Завязать ленточку.

- Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Жёлтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущённым молочком!

- Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

- А какой день недели идёт за средой?

Четверг — широкий, разгуляй - четверток. Завязать ленточку.

В этот день было больше всего развлечений, самый весёлый день, гуляли с утра до вечера. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Показ иллюстраций.

-  В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит: «Из печи калачи в окошко мечи».

—   Слово «мечи» —  значит бросать метко.

-      Пятница — «Тёщины вечеринки».

-     Суббота — «Золовкины посиделки».

—   В эти дни звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.

—   А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

                      Приходи, весна! Приходи, красна!

                      Давай солнышко — колоколнышко,

                      Приноси урожай в наш родимый край!

—  Давайте вместе позовём весну закличкой.

Привязать  последнюю ленту.

— Давайте - ка прощаться, за последнюю игру приниматься.

Игра «Карусель»

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

                  Тише, тише не спешите,

                  Карусель остановите.

                  Раз, два, раз, два,

                  Вот и кончилась игра.

- Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось?

3.7. Игры на развитие логического мышления,  на активизацию и расширению словаря, развитие  грамматического строя речи:

Упр. «Хорошо – плохо»

Хорошо, что наступила весна …

Плохо, что наступила весна …

Упр. «Потому что…»

Стало тепло, потому что мы сняли  шубы.

Наступила весна, потому что прилетели птицы.

Весна наступила, потому что стало теплее.

           

Игра «Умный словесник»

- Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами капли. (Капель.)

- Совсем маленькая капля. (Капелька.)

- Тёплая погода зимой или весной когда тает снег и лёд.  (Оттепель).

- Место, где стаял снег, и открылась земля. (Проталина)

- Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной. (Половодье.)

- Небольшой водный поток (Ручей).

- А как назвать его ласково? (Ручеёк).

  Игра «Весенние слова»

- Зимой небо какое? (ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное …)

- Весной небо какое? (голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное …)

- Весной солнце какое? (яркое, лучистое, тёплое, ласковое …)

Д/у «Скажи наоборот»

Рыхлый снег –

Сухой –

Длинные сосульки –

Чистый снег –

Белый снег –

Подтаивает –

Высокие сугробы –

Сугробы поднимаются – оседают.

4. Заключительная часть

        1. Подведение итогов.

- Какое время года наступило?

- После чего наступила весна?

- Назовите приметы весны?

- Как называются весенние месяцы?

- Какое настроение весной? Почему?

        2. Оценка деятельности.

        3. Поощрение

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

Д/ упр «Назови действия, которые происходят весной»

Цели: знать признаки весны; уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.

Сосульки под солнцем... (тают).

Сугробы от солнечного тепла... (оседают).

На деревьях почки... (набухают, лопаются).

Весной птицы гнезда... (строят, вьют).

Весной медведь от спячки... (пробуждается).

Весной птицы птенцов... (выводят, выкармливают).

Весной лед на реке... (тает, трещит, ломается).

Весной в садах плодовые деревья... (цветут).

На проталинах первые цветы... (расцветают).

Весной насекомые после зимы... (оживают).

Весной на полях люди рожь... (сеют).

Из-под земли первая травка... (пробивается).

Д/ упр «Почему это случилось?»

Цель: составление  предложения с союзом "потому что":

Почему снег тает? Снег тает, потому что…

Почему бегут ручьи?…

Почему прилетают птицы весной?

Почему мы не обуваем больше валенки?

Почему весной нельзя кататься на санках?

Родителям рекомендуется:

Упр «Продолжи предложение». Цель: повторить приметы весны.

Карточка "Зайчик и морковка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Формирование целостной картины мира" в подготовительной группе

Тема: "Мои помощники" Цель: расширение и уточнение представлений детей о возможностях организма человека как средстве адаптации к окружающему миру. Используемые технологии: ТРИЗ...

Конспект итоговой комплексной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познание» («Формирование целостной картины мира») с детьми 4 года жизни. Тема: « Помощники Весны».

Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.Задачи: - Закрепить...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.

Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД  Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...

Конспект занятия в области «Познавательное развитие», раздел «Формирование целостной картины мира» во второй младшей группе: «Встречи на лесной тропинке».

Цель: создать социальную ситуацию развития для формирования представлений о диких животных и того, чем они питаются.Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «с...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формирование элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы на тему «Состав числа 5 из двух меньших. Решение примеров. Пятиугольник, многоугольник»

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формирование элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы на тему «Состав числа 5 из двух меньших. Р...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Подготовка диких зверей к зиме»

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Подготовка диких зверей к зиме»...