Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Подготовка диких зверей к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Золотарева Светлана Игоревна

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Подготовка диких зверей к зиме»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_podgotovka_dikih_zverey_k_zime.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василек»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

 e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Подготовка диких зверей к зиме»

Подготовила: учитель-дефектолог

 Золотарева С.И.

г. Рубцовск, 2023г.

Тема. Подготовка диких зверей к зиме.

Цель: расширение и систематизация знаний о жизни диких животных.

Задачи. 

Коррекционно-обучающие:

Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам.

Закреплять представления об образе жизни диких животных России, о том, как готовятся к зиме, приспосабливаются их к изменениям в природе.

Коррекционно - развивающие:

Учить устанавливать  причинно-следственные связи между образом жизни и средой обитания.

Развивать творческое воображение, наблюдательность, смекалку.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к природе.

Лексический материал:  

Слова-предметы: змея, лягушка,  норка, крот, дупло, берлога, нора, логово.

Слова-признаки предметов: хмурый, дикий, опустевший, притихший, голый.

Слова-действия предметов: запасать, рыть, строить, залегать, впадать (в спячку), ловить, охотиться.                  

Оборудование: Старичок-лесовичок, конверты с заданиями, игрушки и картинки: белка, ёж, медведь, заяц,  лиса,  волк,  колечки  по стихотворению, разрезные картинки: лиса, медведь, собака.

Ход образовательной деятельности.

1. Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент.

Дети заходят в кабинет, где их встречает Старичок-лесовичок.

Сообщение темы.

Старичок-лесовичок:

- Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости и хочу узнать, что вы знаете о диких животных, принёс конверт с загадками в подарок. Но пока шёл по лесу, очень устал, посижу и отдохну, а вы прочитайте загадки и отгадайте их. За каждую загадку и ответы я буду давать вам по 1 части от картинок. А в конце нашей встречи вы их сложите и узнаете, кто там нарисован, кто там лишний.  (Протягивает конверт).

2. Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть.

- Спасибо Старичок-лесовичок. (Достаёт первую загадку).

- Это кто с высоких сосен

  В ребятишек шишку бросил? (белка)

 

Белка: Я белка, весёлый зверёк,

            По деревьям скок да скок.

            Но зимою я меняюсь  

            В шубку серую одеваюсь.

            Мне приходится прыгать, скакать,

            Силы надо беречь, сохранять.

  Я осенью дупло утепляла

  Пуха, соломки туда натаскала

  К зиме готовила запас.

- Как готовит себе корм на зиму белка, знают почти все дети, ведь во всех мультфильмах показано, как она развешивает на ветках деревьев грибы, сушит их на пнях. А еще она собирает орехи, желуди, шишки.

- Куда же белочка их прячет? Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох.

- К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее.  Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.

Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая.

- Какой запас на зиму у белки в дупле? (орехи, грибы, ягоды)

- В какую шубку белка одевается на зиму?

- А какая шубка была у белки летом?

1 часть от картинки.

 2 загадка

- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

  Иголок очень много, а нитки ни одной (ёж)

- Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но  на самом деле ежик готовится к зиме совсем по-другому!

- Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик  нанизывает себе на  спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!

- Летом ёж по лесу бегает, сопит, листьями шуршит.

- А чем ёж питается летом? (ящерицами, жучками, мышами, червями…)

- А что делает ёж зимой? (спит)

2 часть от картинки.

3 загадка

 - Он хозяин леса строгий

  Любит спать в своей берлоге.

  Страшно может зареветь

  Кто, скажите, он? (медведь)

- Почему медведя называют хозяином леса?

 - Вот - громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид, очень осторожно появляется на поляне медведь.

Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает тихо, сучок не треснет.

-Летом медведям хорошо. Лес угощает их грибами, ягодами и мёдом. Есть мелкие зверюшки и муравьи. Они накапливают жиру за лето на всю зиму.

- Медведь осенью тоже готовится к зиме. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте.

Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы.  Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы!

Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Интересно, что медведи ложатся спать головой к югу.

Перед зимней спячкой медведи тоже меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета.

Засыпает медведь не сразу, в холодную зиму спит крепко, а вот в оттепель спит чутко.

Почему медведь спит зимой? В. Орлов

-Мишка, мишка, что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому что снег и лед –

Не малина и не мед!

3 часть от картинки.

Старичок - лесовичок.

- Ребята, помогите мне отыскать в лесу медвежат. Спрятались они в осеннем лесу. Найдите и раскрасьте всех медвежат.

4 часть от картинки.

4 загадка

- Летом серый, зимой белый? (заяц)

 

Я заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел,

Улыбку новую надел.

Очень трудно зимой бывает,

Когда сильный мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей,

Что под снегом заяц найдёт –

Всё ему в прок пойдёт.

  Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

•        Вырежьте из белой бумаги силуэт зайчика.

•        Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон.

•        Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите Вашу картинку детям  (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего дети скажут, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Спросите ребенка, почему так трудно догадаться, кто это?

•        А теперь открепите силуэт и положите на зеленый фон. Покажите ребенку тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц!

•        Смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

Игра “Так бывает или нет?” Педагог задаёт  вопрос, а дети  отвечают на него либо “Трик-трак, это так!”, либо ”Трик-трак, это не так!”. На слова “Трик-трак, это так!” — дети хлопают в ладоши. На слова “Трик-трак, это не так” — они убирают руки за спину и топают ногами в ритм фразы.

- Зайчонок к зиме шубку меняет.

- Трик-трак, это так!

-Зайчонок в избушке живет.

-Трик-трак, это не так!

-Зайчонок живет вместе с зайчихой.

-Трик-трак. это не так!

-Зайчонок дружит с волком.

-Трик-трак, это не так!

-Зимой зайцы питаются корой деревьев..

-Трик-трак, это так!

- Чем заяц зимой питается? (корой, замёрзшей ягодой)

- Где зимой спит?

- Почему зимой заяц белый?

5 часть от картинки.

5 загадка

- Рыжая плутовка,

  С пушистым хвостом,

  Живёт под кустом. (лиса)

- Лиса к осени уже вырастила своих лисяток, поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.

Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.

- Лисы к зиме шубку меняют на тёплую и пушистую. На лапках  вырастает густая шерсть, точно тёплые валенки. А хвост становится пушистым, чтобы в морозы им словно одеялом укрываться.

- Где живёт лиса? (в норе)

- Чем питается лиса летом? (лягушками, ящерицами, птенчиками, утками, ягодами, мышами…)

- Чем питаются лисы зимой? (мышами, зайцами…)

6 часть от картинки.

Старичок - лесовичок:

- А сейчас я расскажу вам, как зимует волк в лесу.

 

  Волк зимою очень зол,

  В одиночку не ходит;

  Волки стаями бродят –

  Серые, худые, голодные, злые

  Лучше им не попадаться,

  Надо их остерегаться.

 

  Волку трудно зимой.

  Еды не хватает, а он голодает.

 Старичок-лесовичок

- Посмотри небольшой фильм про жизнь волка.

- Кто боится волка в лесу?

- Почему?

- Зачем волку хвост?

7  часть от картинки.

Координация  речи  и  движения.

Ёж, медведь, барсук, енот        Поочерёдное соединение пальцев с большим пальцем на левой руке.

Спят зимою круглый год.        Соединить ладони и положить под щёку.

Волка, зайца, рысь, лису        Поочерёдное соединение пальцев с большим пальцем на правой руке.

И зимой найдёшь в лесу.        Правую ладонь приставить ко лбу, «смотреть» вдаль.

Старичок-лесовичок: Мне понравилось, что дети знают о том, как звери к зиме готовятся. Вот вам ещё один конверт.

*Д/игра: «Кого в лесу зимой встретишь?»

 Педагог  показывает картинки с изображением животных. Если животное зимой в лесу встретить можно – поднять руку, а нет – прикрыть руками глаза. Похвалить детей за то, что они хорошо справились с заданием.

 8 часть от картинки.

*«Кто кем был?» Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных.

Медведь был... (медвежонком).

Ежик был... (ежонком).

Лиса была... (лисенком).

Лось был... (лосенком).

Волк был... (волчонком).

Барсук был ... (барсучонком).

Белка была... (бельчонком).

Заяц был... (зайчонком).

Кабан был... (поросенком).

9 часть от картинки.

* Дидактическое упражнение «Кто какой»

Злой, как … волк.

Трусливый, как … заяц.

Хитрая, как … лиса.

Косолапый, как … медведь.

Зубастый, как … волк.

Пушистый, как … заяц.

Неуклюжий, как …  медведь.

Прыгучая, как … белка.

10 часть от картинки.

* Повторение  стихотворения по колечкам.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

11 часть от картинки.

«Продолжи предложение»

В зимнем лесу никогда не встретишь…

В зимнем лесу можно встретить…

Осенью меняют шубки…

Осенью еж…

12  часть от картинки.

3. Заключительная часть

1. Подведение итогов.

- Составим  картинки. Так кто здесь лишний? Почему?

2. Оценка деятельности.        

3. Поощрение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Формирование целостной картины мира" в подготовительной группе

Тема: "Мои помощники" Цель: расширение и уточнение представлений детей о возможностях организма человека как средстве адаптации к окружающему миру. Используемые технологии: ТРИЗ...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.

Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД  Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование целостной картины мира» Тема «Моя малая Родина – Туймазы». Возрастная группа: средняя группа

-формирование представления детей о родном городе.- способствовать формированию  понятия «Малая Родина»;  пополнять знания детей о памятных местах. Обогащать речь детей новы...

Конспект занятия в области «Познавательное развитие», раздел «Формирование целостной картины мира» во второй младшей группе: «Встречи на лесной тропинке».

Цель: создать социальную ситуацию развития для формирования представлений о диких животных и того, чем они питаются.Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «с...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формирование элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы на тему «Состав числа 5 из двух меньших. Решение примеров. Пятиугольник, многоугольник»

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формирование элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы на тему «Состав числа 5 из двух меньших. Р...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Приметы весны»

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Приметы весны»...