Волкова Н.А. Ноябрь, 1 неделя. Ноябрь – ворота зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Дружба».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Осень. Ноябрь, 1 неделя.
Тема недели «Дружба».
Природоведческая тема «Ноябрь – ворота зимы».
“Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”.
Лев Николаевич Толстой
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.
- Познакомить детей с третьим месяцем осени.
- Формировать интерес детей к народным традициям.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Показать детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха.
- Закрепить знания детей об осенних месяцах.
- Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
- Поощрять интерес детей к изменениям в природе родного края.
- Развивать любознательность, память детей.
Фенологический календарь природы.
Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.
Предзимье (примерно с 23 октября по 26 ноября) — переход к зиме. Начинается он с первого выпавшего снега и продолжается до ледостава на водоёмах и установления санного пути. В это время звери после линьки покрываются густой, тёплой шерстью. Погода неустойчива — морозы сменяются оттепелями, снег — дождём.
Ноябрь, 1 неделя.
Тема «Ноябрь – ворота зимы».
День недели | Дневная прогулка | Вечерняя прогулка |
Понедельник | Целевая прогулка по участку детского сада Исследование «Куда исчезли лужи?» Показать детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха. | Игровое упражнение «Дружба». Содействовать возникновению дружеские взаимоотношения между детьми. |
Вторник | Исследование «Готовы ли наши деревья к зиме?» Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь деревьев. | Малоподвижная игра «Правила дружные детей». Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
Среда | Целевая прогулка по участку детского сада «Проводы осени». Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. | Малоподвижная игра «Темербай». Формировать интерес детей к народным татарским играм. |
Четверг | Исследование «Какой ветер в ноябре?» Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | Малоподвижная игра «Считай, за мной повторяй». Упражнять детей в умение считать и воспроизводить количество движений по образцу в пределах 7. |
Пятница | Наблюдение «Ноябрь – ворота зимы». Познакомить детей с третьим месяцем осени. | Музыкальная игра «Колокола». Развивать внимание, память детей, чувство ритма, координацию движений. |
Целевая прогулка по участку детского сада
Исследование «Куда исчезли лужи?»
(в холодный день).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Показать детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Дети, что такое лужа? (ответы детей).
— Лужа – это вода. Дети, предлагаю проверить, есть ли у нас на участке лужи?
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на участки, покрытые льдом.
— Дети, куда исчезли лужи? (предположения детей).
Лужа мокрая скучала. Было грустно ей сначала. Хоть лежала на пути, Все старались обойти! А одной-то, если честно, Мокрой быть неинтересно! Что же было с ней потом? Затянулась лужа льдом! | Вот щенок на пузо – плюх! Вот мальчишки едут – ух! Чудо странное случилось: Даже тётя прокатилась! Лужа весело блестела: – Это то, что я хотела! Ирина Гурина |
— Дети, что произошло с лужей? (ответы детей).
— Дети, как вы думаете, почему вода превратилась в лёд? (ответы детей).
— Дети, что мы узнали о лужах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что в холод вода в лужах замерзает, превращается в лёд.
Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. | Встаём на носочки, руки вверх. «Фонарики» - вращение кистей рук. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Руки через стороны вниз. |
Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Александр Пушкин. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки верх Руки вперёд, плавно в стороны. Руки вниз, наклоны головы влево-вправо. Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение за деревьями.
Исследование «Готовы ли наши деревья к зиме?»
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь деревьев. Поощрять интерес детей к изменениям в природе родного края. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, обратите внимания на деревья. Дети делятся своими впечатлениями
— Дети, что такое деревья? (ответы детей).
— Деревья – это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек, много листьев. Какие деревья растут на участке нашего детского сада? (ответы детей).
— Дети, как деревья готовятся к зиме? (предположения детей).
— Деревья сбрасывают листву, чтобы ветки и веточки зимой отдыхали. Закрывают корни толстым слоем листьев, чтобы корни не замёрзли. Дети, цель нашего исследования сегодня узнать, готовы ли наши деревья к зиме? Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые действительно наблюдали.
— Дети, готовы ли наши деревья к зиме? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что наши деревья готовы (не готовы) к зиме.
Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. | Встаём на носочки, руки вверх. «Фонарики» - вращение кистей рук. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Руки через стороны вниз. |
Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Александр Пушкин. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки верх Руки вперёд, плавно в стороны. Руки вниз, наклоны головы влево-вправо. Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Целевая прогулка по участку детского сада
«Проводы осени».
(1 ноября).
Задачи. Формировать интерес детей к народным традициям. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, сегодня 1 ноября.
Педагог выразительно читает стихотворение.
Ноябрь – горбатый старичок, Глаза – как льдинки, нос – крючок! Взгляд недовольный и колючий, Холодный месяц, в небе тучи. Златую осень провожает, А зиму белую встречает! | Меняет он тепло на холод И устаёт — уже не молод! Но ветер северный поможет: Сорвёт листву, в ковёр уложит, Укроет землю покрывалом, Чтоб до весны не замерзала! Наталья Майданик |
— Дети, с давних пор на Руси считали, что 1 ноября покидает нас красавица Осень и приходит на Русь ноябрь – старичок с холодными, как льдинка, глазами. Ноябрь – предвестник зимы. Поэтому 1 ноября на Руси осень провожают, зиму встречают. Сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и посмотрим, заходил ли к нам ноябрь.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на изменения: деревья и кустарники без листьев, лёд на земле или асфальте, грязь или снег. Вернувшись на свой участок, дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, заходил ли к нам на участок ноябрь, что вы заметили? (ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей, подтверждая или отрицая приметы ноября.
Весёлые упражнения «Посиделки Осень».
— Дети, Осень провожаем, весело играем. Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Посиделки начинаем, Осень провожаем. | Правая рука к сердцу, поклон, правая рука вниз. |
Пришёл батюшка – ноябрь, Настала нам гуляночка. | Встаём прямо, руки на пояс. Пружинка с поворотом туловища вправо и влево. |
Скоро – скоро нам сыграет Звонкая тальяночка. | Имитация игры на гармошке. |
Разрешите поплясать, Разрешите топнуть, | Притопы на каждый слог в словах. |
Неужели в этом доме Половицы лопнут? | Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. Руки на пояс. |
По желанию детей проводятся знакомые игры, пляски.
Исследование «Какой ветер в ноябре?»
(в холодный ветреный день).
Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Дети, прислушайтесь к своим ощущениям. Что воспринимает ваше лицо, какой сегодня воздух на улице, тёплый или холодный? (ответы детей).
Мёрзнет ветер в ноябре, Холодом простужен: Он на утренней заре Встретился со стужей. Тучей неба синева От земли закрыта, | И осенняя трава Инеем покрыта. Лёд на лужице блестит, Лужа замерзает. Это к нам зима спешит, Осень провожает. Г. Соренкова |
— Дети, как в стихотворение описывается ветер в ноябре? (ответы детей).
— «Мёрзнет ветер в ноябре, холодом простужен. Он на утренней заре встретился со стужей». Дети, как вы думаете, что такое стужа? (предположения детей).
— Стужа – это сильный холод. Дети, как вы думаете, где живёт стужа, на севере или на юге? (ответы детей).
— В холодной Арктике, на севере живёт стужа. Ветер, пролетая через север, встретился со стужей и принёс нам холодный воздух. Дети, так, какой ветер в ноябре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ветер в ноябре холодный.
Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. | Встаём на носочки, руки вверх. «Фонарики» - вращение кистей рук. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Руки через стороны вниз. |
Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Александр Пушкин. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки верх Руки вперёд, плавно в стороны. Руки вниз, наклоны головы влево-вправо. Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Ноябрь – ворота зимы».
Задачи. Познакомить детей с третьим месяцем осени. Закрепить знания детей об осенних месяцах. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (осень).
— Правильно! Осень! Дети, назовите, пожалуйста, первый месяц осени. (Сентябрь).
— Первый месяц осени – сентябрь. Дети, вспомним приметы осени в сентябре. (Ответы детей).
—В сентябре мы осень встречали, урожай собирали, разноцветным убором деревьев любовались. Дети, назовите, пожалуйста, второй месяц осени. (Октябрь).
— Второй месяц осени – октябрь. Дети, вспомним приметы осени в октябре. (Ответы детей).
— В октябре листопад, птицы на юг улетают. Дети, третий месяц осени называется ноябрь. Ноябрь – ворота зимы, поэтому в народе его прозвали «предзимье». Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Ноябрь – месяц туманов и холодных ветров. На улице то осень, то зима. Зима все ближе подступает, уже слышно её холодное дыхание, выпадает снег, лужи превращаются в лёд.
Ноябрь – горбатый старичок, Глаза – как льдинки, нос – крючок! Взгляд недовольный и колючий, Холодный месяц, в небе тучи. Златую осень провожает, А зиму белую встречает! | Меняет он тепло на холод И устаёт — уже не молод! Но ветер северный поможет: Сорвёт листву, в ковёр уложит, Укроет землю покрывалом, Чтоб до весны не замерзала! Наталья Майданик |
—Дети, что мы узнали о ноябре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ноябрь – третий месяц осени. Ноябрь – ворота зимы, предзимье. В ноябре зима в дверь стучится, посылает вперёд себя снега да холода.
Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. | Встаём на носочки, руки вверх. «Фонарики» - вращение кистей рук. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Руки через стороны вниз. |
Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Александр Пушкин. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки верх Руки вперёд, плавно в стороны. Руки вниз, наклоны головы влево-вправо. Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. |
Игровое упражнение «Дружба».
Задачи. Содействовать возникновению дружеские взаимоотношения между детьми. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами. Воспитывать в детях вежливость.
Игровой материал: цветок
Игра.
Закличка.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Дети встают по кругу.
— Дети, сегодня мы играем в игру «Дружба». Тот, у кого в руках цветок, выбирает себе друга. Только не забывайте правила этикета. Вежливо предлагайте свою дружбу и подарите цветок. У вас есть право выбора, если вы согласны дружить с этим человеком, вы берёте цветок и вежливо соглашаетесь на дружбу. Если вы не хотите дружить, вы говорите: «Нет, спасибо», и не берёте цветок.
Педагог подходить к любому ребёнку, протягивает ему цветок и говорит «… (имя ребёнка), я хочу с тобой дружить». Педагог ждёт от ребёнка ответа. Если ребёнок берёт цветок и соглашается дружить, педагог ему советует:
— А теперь ты выбери себе друга.
Ребёнок идёт выбирать друга, а педагог встаёт на его место.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Малоподвижная игра «Настоящие друзья».
Задачи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать внимание.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (ответы детей).
— Сейчас мы это проверим. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила.
- Если вы согласны с тем, что я скажу, то хлопайте в ладоши.
- Если не согласны, то топайте ногами.
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, движениями отвечайте!
- Будем крепко мы дружить? (Хлоп!)
- Нашей дружбой дорожить? (Хлоп!)
- Нужно друга обижать? (Топ)
- И игрушки отбирать? (Топ)
- Будем дружно мы играть? (Хлоп!)
- Другу будем помогать? (Хлоп!)
- Друга нужно разозлить? (Топ)
- И улыбку подарить? (Хлоп!)
- Друга можно и побить? (Топ)
- Друзей нужно помирить? (Хлоп!)
- Правила дружных детей соблюдаем – честно играем. (Хлоп!)
- И друзей мы часто обижаем. (Топ)
- Чай с друзьями будем пить? (Хлоп!)
- Будем крепко мы дружить? (Хлоп!)
—Замечательно! Настоящие друзья не ссорятся никогда.
Малоподвижная игра «Темербай».
Задачи. Формировать интерес детей к народным татарским играм. Воспитывать уважительное отношение детей к старшим, закрепить знания о том, что бывают большие семьи, где много детей. Упражнять детей в ходьбе по кругу, взявшись за руки. Развивать внимание, воображение детей.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
Игру народную татарскую.
— Дети, сегодня мы с вами поиграем в народную татарскую игру «Темербай». Темербай – это имя хозяина дома. У Темербая было много детей, не один, и не два, а пять. Но все дети послушные, старших уважают, младших не обижают. Темербая слушают внимательно, его просьбы выполняют старательно. Дети, я буду Темербай, а вы мои дети. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
- пока рассказ читаем, по кругу шагаем;
- водящий движения изобретает, «вот так», повторить предлагает;
- движение повторяем, точность соблюдаем;
- водящий точность проверяет, нового водящего выбирает;
- новый водящий свои движения изобретает, за товарищами не повторяет.
Педагог проговаривает слова, дети идут по кругу, взявшись за руки.
Пять детей у Темербая
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Наплескались. Наплескались.
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так:
По сигналу повторяют движение, показанное водящим. Затем педагог из детей выбирает нового водящего. Педагог контролирует, чтобы водящими были разные дети.
Игра продолжается пока дети поддерживают к ней интерес.
Малоподвижная игра «Считай, за мной повторяй».
Задачи. Упражнять детей в умение считать и воспроизводить количество движений по образцу в пределах 7. Развивать внимание детей.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
Дети стоят в шеренгу или полукругом. Всем дети должны хорошо видеть движения педагога.
— Дети, игра называется «Считай, за мной повторяй». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила:
- внимательно на ведущего смотрите, движения запоминайте, мысленно их считайте;
- команда «Повтори» прозвучала, движения повторяйте, про счёт не забывайте;
- после слова «Спасибо» приготовьтесь считать снова.
Педагог выполняет различные движения: прыжки, хлопки, притопы одной ногой, пружинки, меняя движение и количество движений (до 7). После того, как все дети выполняли задание, педагог просит назвать число движений. Благодарит детей.
— Дети, сколько раз вы прыгнули (хлопнули в ладоши, топнули ногой, присели)? (ответы детей).
Педагог каждый раз меняет количество движений. Игра проводится в быстром темпе, чтобы дети не потеряли интерес.
— Замечательно! Молодцы, дети! Движения считали, ошибок не допускали.
Танцевальное движение «Колокола».
Задачи. Упражнять детей в умение выполнять танцевальное движение для рук. Развивать внимание детей, чувство ритма, координацию движений.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
Дети стоят в шеренгу или полукругом. Все дети должны хорошо видеть движения педагога.
— Дети, славится Русь колокольным звоном. Вот и мы с вами поиграем в игру «Колокола». Руки вверх поднимаем, колокола изображаем. Педагог показывает движение рук в игре «Колокола». Движения рук с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряжённых рук. Активные хлопки над головой.
— Дети, звон колоколов запоминаем, ритм повторяем.
Педагог выразительно произносит ритм, дети хлопками повторяют ритм.
- Бом! Бом! Бом!
- Бом-бом! Бом-бом!
- Бом-бом-бом!
- Бом-бом-бом! Бом!
- Бом-бом-бом! Бом-бом! Бом!
- Бом! Бом! Бом!
— Дети, руки вниз отпустите и немного отдохните.
Дети отдыхают.
— Повторяется игра, поднимайте колокола.
Педагог проговаривает новый ритм, дети самостоятельно хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
— Очаровательно! Молодцы, дети! Ручки наши танцевали, колокола изображали!
Колокола – танцевальное движение для рук. Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Октябрь, 2 неделя. Погода и человек. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Я - человек»....
Волкова Н.А. Октябрь, 4 неделя. Осень в городе. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Наш быт»....
Волкова Н.А. Ноябрь, 4 неделя. Вестники Зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Картотека познавательных прогулок...
Волкова Н.А. Ноябрь,5 неделя. Лесные гости. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Природоведческая тема «Лесные гости»....
Волкова Н.А. Декабрь, 1 неделя. Зимушка–зима. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Зимушка–зима»....
Волкова Н.А. Январь 4 неделя. Коренная зима. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Природоведческая тема «Коренная зима»....
Волкова Н.А. Февраль 3 неделя. Перелом зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Наши защитники»....