Волкова Н.А. Ноябрь, 1 неделя. Ноябрь – ворота зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Дружба». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Осень. Ноябрь, 1 неделя.  

Тема недели «Дружба».

Природоведческая тема «Ноябрь – ворота зимы».

“Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”.

Лев Николаевич Толстой

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Познакомить детей с третьим месяцем осени.
  • Формировать интерес детей к народным традициям.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Показать детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха.
  • Закрепить знания детей об осенних месяцах.
  • Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.  
  • Поощрять интерес детей к изменениям в природе родного края.
  • Развивать любознательность, память детей.

Фенологический календарь природы.

Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.

Предзимье (примерно с 23 октября по 26 ноября) — переход к зиме. Начинается он с первого выпавшего снега и продолжается до ледостава на водоёмах и установления санного пути. В это время звери после линьки покрываются густой, тёплой шерстью. Погода неустойчива — морозы сменяются оттепелями, снег — дождём.

Ноябрь, 1 неделя.  

Тема «Ноябрь – ворота зимы».

День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Целевая прогулка

по участку детского сада

Исследование

«Куда исчезли лужи?»

Показать детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха.

Игровое упражнение

 «Дружба».

Содействовать возникновению дружеские взаимоотношения между детьми. 

Вторник

Исследование

«Готовы ли наши деревья

к зиме?»

Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь деревьев.

Малоподвижная игра

«Правила дружные детей».

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Среда

Целевая прогулка

по участку детского сада

 «Проводы осени».

Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Малоподвижная игра «Темербай».

Формировать интерес детей к народным татарским играм.

Четверг

Исследование

«Какой ветер в ноябре?»

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Малоподвижная игра

 «Считай, за мной повторяй».

Упражнять детей в умение считать и воспроизводить количество движений по образцу в пределах 7.

Пятница

Наблюдение

«Ноябрь – ворота зимы».

Познакомить детей с третьим месяцем осени.

Музыкальная игра

«Колокола».

Развивать внимание, память детей, чувство ритма, координацию движений.

Целевая прогулка по участку детского сада

Исследование «Куда исчезли лужи?»

(в холодный день).

Задачи.  Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Показать детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование. 

— Дети, что такое лужа?  (ответы детей).

Лужа – это вода. Дети, предлагаю проверить, есть ли у нас на участке лужи?

Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на участки, покрытые льдом.

Дети, куда исчезли лужи? (предположения детей).

Лужа мокрая скучала.

Было грустно ей сначала.

Хоть лежала на пути,

Все старались обойти!

А одной-то, если честно,

Мокрой быть неинтересно!

Что же было с ней потом?

Затянулась лужа льдом!

Вот щенок на пузо – плюх!

Вот мальчишки едут – ух!

Чудо странное случилось:

Даже тётя прокатилась!

Лужа весело блестела:

– Это то, что я хотела!

Ирина Гурина

— Дети, что произошло с лужей? (ответы детей).

— Дети, как вы думаете, почему вода превратилась в лёд? (ответы детей).

— Дети, что мы узнали о лужах? (ответы детей).

Вывод.  Дети, мы узнали, что в холод вода в лужах замерзает, превращается в лёд. 

Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Встаём на носочки, руки вверх.

«Фонарики» - вращение кистей рук.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Руки через стороны вниз.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин.

Наклон вперёд, руки вниз.

Встаём прямо, руки верх

Руки вперёд, плавно в стороны.

Руки вниз, наклоны головы влево-вправо.

Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение за деревьями.

Исследование «Готовы ли наши деревья к зиме?»

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь деревьев. Поощрять интерес детей к изменениям в природе родного края. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, обратите внимания на деревья. Дети делятся своими впечатлениями

— Дети, что такое деревья? (ответы детей).

Деревья – это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек, много листьев. Какие деревья растут на участке нашего детского сада? (ответы детей).

— Дети, как деревья готовятся к зиме? (предположения детей).

— Деревья сбрасывают листву, чтобы ветки и веточки зимой отдыхали. Закрывают корни толстым слоем листьев, чтобы корни не замёрзли. Дети, цель нашего исследования сегодня узнать, готовы ли наши деревья к зиме? Задание понятно? (ответы детей).

— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.

        Через некоторое время педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые действительно наблюдали.

— Дети, готовы ли наши деревья к зиме? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что наши деревья готовы (не готовы) к зиме.  

Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Встаём на носочки, руки вверх.

«Фонарики» - вращение кистей рук.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Руки через стороны вниз.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин.

Наклон вперёд, руки вниз.

Встаём прямо, руки верх

Руки вперёд, плавно в стороны.

Руки вниз, наклоны головы влево-вправо.

Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.

По желанию детей упражнения повторяются.

Целевая прогулка по участку детского сада

 «Проводы осени».

(1 ноября).

Задачи.  Формировать интерес детей к народным традициям. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.  Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа. 

— Дети, сегодня 1 ноября.

Педагог выразительно читает стихотворение.

Ноябрь – горбатый старичок,

Глаза – как льдинки, нос – крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устаёт — уже не молод!

Но ветер северный поможет:

Сорвёт листву, в ковёр уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала!

Наталья Майданик

— Дети, с давних пор на Руси считали, что 1 ноября покидает нас красавица Осень и приходит на Русь ноябрь – старичок с холодными, как льдинка, глазами. Ноябрь – предвестник зимы. Поэтому 1 ноября на Руси осень провожают, зиму встречают. Сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и посмотрим, заходил ли к нам ноябрь.

Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на изменения: деревья и кустарники без листьев, лёд на земле или асфальте, грязь или снег. Вернувшись на свой участок, дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, заходил ли к нам на участок ноябрь, что вы заметили? (ответы детей).

        Педагог обобщает ответы детей, подтверждая или отрицая приметы ноября.

Весёлые упражнения «Посиделки Осень».

— Дети, Осень провожаем, весело играем. Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Посиделки начинаем,

Осень провожаем.

Правая рука к сердцу, поклон, правая рука вниз.

Пришёл батюшка – ноябрь,

Настала нам гуляночка.

Встаём прямо, руки на пояс.

Пружинка с поворотом туловища вправо и влево.

Скоро – скоро нам сыграет

Звонкая тальяночка.

Имитация игры на гармошке.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Притопы на каждый слог в словах.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Руки на пояс.

        По желанию детей проводятся знакомые игры, пляски.

Исследование «Какой ветер в ноябре?»

(в холодный ветреный день).

Задачи.  Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Исследование. 

— Дети, прислушайтесь к своим ощущениям. Что воспринимает ваше лицо, какой сегодня воздух на улице, тёплый или холодный? (ответы детей).

Мёрзнет ветер в ноябре,

Холодом простужен:

Он на утренней заре

Встретился со стужей.

Тучей неба синева

От земли закрыта,

И осенняя трава

Инеем покрыта.

Лёд на лужице блестит,

Лужа замерзает.

Это к нам зима спешит,

Осень провожает.

Г. Соренкова

Дети, как в стихотворение описывается ветер в ноябре? (ответы детей).

— «Мёрзнет ветер в ноябре, холодом простужен. Он на утренней заре встретился со стужей». Дети, как вы думаете, что такое стужа? (предположения детей).

Стужа – это сильный холод. Дети, как вы думаете, где живёт стужа, на севере или на юге? (ответы детей).

— В холодной Арктике, на севере живёт стужа. Ветер, пролетая через север, встретился со стужей и принёс нам холодный воздух. Дети, так, какой ветер в ноябре? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что ветер в ноябре холодный.

Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Встаём на носочки, руки вверх.

«Фонарики» - вращение кистей рук.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Руки через стороны вниз.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин.

Наклон вперёд, руки вниз.

Встаём прямо, руки верх

Руки вперёд, плавно в стороны.

Руки вниз, наклоны головы влево-вправо.

Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Ноябрь – ворота зимы».

Задачи.  Познакомить детей с третьим месяцем осени. Закрепить знания детей об осенних месяцах. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.

 Беседа.

Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, какое сейчас время года? (осень).

— Правильно! Осень! Дети, назовите, пожалуйста, первый месяц осени. (Сентябрь).

— Первый месяц осени – сентябрь. Дети, вспомним приметы осени в сентябре. (Ответы детей).

—В сентябре мы осень встречали, урожай собирали, разноцветным убором деревьев любовались. Дети, назовите, пожалуйста, второй месяц осени. (Октябрь).

— Второй месяц осени – октябрь. Дети, вспомним приметы осени в октябре. (Ответы детей).

— В октябре листопад, птицы на юг улетают. Дети, третий месяц осени называется ноябрь.  Ноябрь – ворота зимы, поэтому в народе его прозвали «предзимье». Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).

Ноябрь – месяц туманов и холодных ветров. На улице то осень, то зима. Зима все ближе подступает, уже слышно её холодное дыхание, выпадает снег, лужи превращаются в лёд.

Ноябрь – горбатый старичок,

Глаза – как льдинки, нос – крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устаёт — уже не молод!

Но ветер северный поможет:

Сорвёт листву, в ковёр уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала!

Наталья Майданик

Дети, что мы узнали о ноябре? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что ноябрь – третий месяц осени. Ноябрь – ворота зимы, предзимье. В ноябре зима в дверь стучится, посылает вперёд себя снега да холода.

Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Встаём на носочки, руки вверх.

«Фонарики» - вращение кистей рук.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Руки через стороны вниз.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин.

Наклон вперёд, руки вниз.

Встаём прямо, руки верх

Руки вперёд, плавно в стороны.

Руки вниз, наклоны головы влево-вправо.

Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Игровое упражнение «Дружба».

Задачи. Содействовать возникновению дружеские взаимоотношения между детьми. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами. Воспитывать в детях вежливость.

Игровой материал: цветок

Игра.

Закличка.

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Дети встают по кругу.

— Дети, сегодня мы играем в игру «Дружба».  Тот, у кого в руках цветок, выбирает себе друга. Только не забывайте правила этикета. Вежливо предлагайте свою дружбу и подарите цветок. У вас есть право выбора, если вы согласны дружить с этим человеком, вы берёте цветок и вежливо соглашаетесь на дружбу. Если вы не хотите дружить, вы говорите: «Нет, спасибо», и не берёте цветок.

Педагог подходить к любому ребёнку, протягивает ему цветок и говорит «… (имя ребёнка), я хочу с тобой дружить». Педагог ждёт от ребёнка ответа. Если ребёнок берёт цветок и соглашается дружить, педагог ему советует:

— А теперь ты выбери себе друга.

Ребёнок идёт выбирать друга, а педагог встаёт на его место.

Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

Малоподвижная игра «Настоящие друзья».

Задачи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.  Развивать внимание.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (ответы детей).

— Сейчас мы это проверим. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровые правила.  

  • Если вы согласны с тем, что я скажу, то хлопайте в ладоши.
  • Если не согласны, то топайте ногами.

— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, движениями отвечайте!

  • Будем крепко мы дружить? (Хлоп!)
  • Нашей дружбой дорожить? (Хлоп!)
  • Нужно друга обижать? (Топ)
  • И игрушки отбирать?  (Топ)
  • Будем дружно мы играть? (Хлоп!)
  • Другу будем помогать? (Хлоп!)
  • Друга нужно разозлить? (Топ)
  • И улыбку подарить? (Хлоп!)
  • Друга можно и побить? (Топ)
  • Друзей нужно помирить? (Хлоп!)
  • Правила дружных детей соблюдаем – честно играем. (Хлоп!)
  • И друзей мы часто обижаем. (Топ)
  • Чай с друзьями будем пить? (Хлоп!)
  • Будем крепко мы дружить? (Хлоп!)

—Замечательно! Настоящие друзья не ссорятся никогда.

Малоподвижная игра «Темербай».

Задачи. Формировать интерес детей к народным татарским играм. Воспитывать уважительное отношение детей к старшим, закрепить знания о том, что бывают большие семьи, где много детей. Упражнять детей в ходьбе по кругу, взявшись за руки. Развивать внимание, воображение детей.

Игра.                            

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей.

Игру народную татарскую.

— Дети, сегодня мы с вами поиграем в народную татарскую игру «Темербай». Темербай – это имя хозяина дома. У Темербая было много детей, не один, и не два, а пять. Но все дети послушные, старших уважают, младших не обижают.  Темербая слушают внимательно, его просьбы выполняют старательно.  Дети, я буду Темербай, а вы мои дети. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:  

  • пока рассказ читаем, по кругу шагаем;
  • водящий движения изобретает, «вот так», повторить предлагает;
  • движение повторяем, точность соблюдаем;
  • водящий точность проверяет, нового водящего выбирает;
  • новый водящий свои движения изобретает, за товарищами не повторяет.

Педагог проговаривает слова, дети идут по кругу, взявшись за руки.

Пять детей у Темербая

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Наплескались. Наплескались.

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так:

   

         По сигналу повторяют движение, показанное водящим. Затем педагог из детей выбирает нового водящего. Педагог контролирует, чтобы водящими были разные дети.

Игра продолжается пока дети поддерживают к ней интерес.

Малоподвижная игра «Считай, за мной повторяй».

Задачи. Упражнять детей в умение считать и воспроизводить количество движений по образцу в пределах 7. Развивать внимание детей.

Игра. 

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Дети стоят в шеренгу или полукругом. Всем дети должны хорошо видеть движения педагога.

— Дети, игра называется «Считай, за мной повторяй». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровые правила: 

  • внимательно на ведущего смотрите, движения запоминайте, мысленно их считайте;
  • команда «Повтори» прозвучала, движения повторяйте, про счёт не забывайте;
  • после слова «Спасибо» приготовьтесь считать снова.

Педагог выполняет различные движения: прыжки, хлопки, притопы одной ногой, пружинки, меняя движение и количество движений (до 7). После того, как все дети выполняли задание, педагог просит назвать число движений. Благодарит детей.

— Дети, сколько раз вы прыгнули (хлопнули в ладоши, топнули ногой, присели)? (ответы детей).

Педагог каждый раз меняет количество движений. Игра проводится в быстром темпе, чтобы дети не потеряли интерес.

— Замечательно! Молодцы, дети! Движения считали, ошибок не допускали.

Танцевальное движение «Колокола».

Задачи. Упражнять детей в умение выполнять танцевальное движение для рук.    Развивать внимание детей, чувство ритма, координацию движений.

 Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Дети стоят в шеренгу или полукругом. Все дети должны хорошо видеть движения педагога.

— Дети, славится Русь колокольным звоном. Вот и мы с вами поиграем в игру «Колокола». Руки вверх поднимаем, колокола изображаем. Педагог показывает движение рук в игре «Колокола». Движения рук с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряжённых рук. Активные хлопки над головой.

— Дети, звон колоколов запоминаем, ритм повторяем.

Педагог выразительно произносит ритм, дети хлопками повторяют ритм.

  • Бом! Бом! Бом!
  • Бом-бом! Бом-бом!
  • Бом-бом-бом!
  • Бом-бом-бом! Бом!
  • Бом-бом-бом! Бом-бом! Бом!
  • Бом! Бом! Бом!

— Дети, руки вниз отпустите и немного отдохните.

Дети отдыхают.

— Повторяется игра, поднимайте колокола.

Педагог проговаривает новый ритм, дети самостоятельно хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

— Очаровательно! Молодцы, дети! Ручки наши танцевали, колокола изображали!

Колокола – танцевальное движение для рук.  Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты