Волкова Н.А. Декабрь, 1 неделя. Зимушка–зима. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Зимушка–зима».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._15._dekabr_1_nedelya._zimushka-zima._poznavatelnye_progulki_s_detmi_5-7_let.docx | 250.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Декабрь, 1 неделя.
Тема недели «Зимушка–зима».
Природоведческая тема «Зимушка–зима».
“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”.
Лев Николаевич Толстой
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Формировать представления детей о чередовании времён года.
- Познакомить детей с первым месяцем зимы.
- Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
- Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
- Развивать любознательность детей.
- Развивать познавательный интерес детей.
- Обогащать природоведческий словарь детей.
- Поддерживать интерес детей к загадкам.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Первозимье (примерно с 27 ноября по 21 декабря) — Первозимье начинается с выпадением покровного снега, кончается в декабрьское солнцестояние. В первозимье — самое низкое положение солнца в годовом ходе; пора глубокого покоя живой природы. Зимняя погода неустойчива, за снегопадами и морозами предстоят оттепели, иногда весьма серьёзные и продолжительные.
Декабрь, 1 неделя.
Тема «Зимушка–зима».
День недели | Дневная прогулка | Дополнительно |
Понедельник | Наблюдение «Здравствуй, гостья-зима». Формировать представления детей о чередовании времён года. | |
Вторник | Наблюдение «Холод». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. | Малоподвижная игра «Очень холодно стоять». Закреплять умение детей воспроизводить количество движений по заданному числу. |
Среда | Наблюдение «Декабрь – стужайло». Познакомить детей с первым месяцем зимы. | |
Четверг | Наблюдение «Снежинки». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. | Подвижная игра «Снежная карусель». Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки. |
Пятница | Наблюдение «Первозимье». Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. |
Наблюдение «Здравствуй, гостья-зима».
Задачи. Формировать представления детей о чередовании времён года. Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй; | Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! Иван Никитин |
— Дети, какое время года было перед зимой? (ответы детей).
— Перед зимой всегда идёт осень. Дети, в чём отличие зимы от осени? (ответы детей).
— Сначала осень была золотой, разноцветной. Затем, поздней осенью вокруг нас были тёмные, грустные тона: голые деревья, грязь на дорогах. А сейчас, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, какие цвета преобладают зимой? (ответы детей).
— Да, зима окутала деревья белым снегом, набросила снежное покрывало на землю и сразу на душе стало радостно, светло. Поэтому и радуются люди приходу зимы: «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам…». Зима идёт, холод за собой ведёт. Холод наступает, всё кругом замирает. Заснули растения, многие животные. Но не страшны зимние холода и морозы людям. «Пусть мороз твой трещит: наша русская кровь на морозе горит!» Дети, как мы защищаемся от холода зимы? (ответы детей).
— Шуба или пуховик тело защищают, от холода оберегают. Тёплые сапожки на ножки. Тёплая шапка уши прикрывает, шарф шею оберегает. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. Мы говорим: «Здравствуй, гостья-зима!» Дети, а почему зима гостья, а не хозяйка? (предположения детей).
— Мы рады зиме, её белоснежному наряду, но зима приводит холод и мороз. Мы мороза не боимся, но хочется нам тепла. Дет, какое время года придёт после зимы? (ответы детей).
— После зимы обязательно наступит весна, принесёт тепло. А сейчас мы радуемся зиме, приглашаем её в гости «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам…». Дети, что мы узнали о зиме, как времени года?
Вывод. Зима – это время года, которое наступает после осени. Зима у нас погостит и уйдёт. После зимы всегда приходит весна.
Наблюдение «Холод».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
По дорогам идёт дед,
А за ним идут вслед,
Для зверей и птиц голод,
Для всех … Холод
— Первая примета зимы: холод. Дети, как вы думаете, почему стало холодно? (предположения детей).
— Дети, что дарит планете Земля тепло? (ответы детей).
— Солнце дарит нашей планете тепло и свет. Всё дальше и дальше уходит Земля от Солнца. Наступает холодный период года. Холод воду в лёд превращает, ледостав начинает. В холод замирает всё живое: растения, животные. Зимой ветер холодный, злой, он пробирается в каждую щёлочку, в каждую дырочку. Холод опасен для здоровья людей. Дети, как люди защищают своё здоровье от холода? (ответы детей).
— Шуба или пуховик тело защищают, от холода оберегают. Тёплые сапожки на ножки. Тёплая шапка уши прикрывает, шарф шею оберегает. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. Дети, как вы думаете, какие постройки на участке холоднее: деревянные или железные? (предположения детей).
Педагог прикладывает мокрую тряпку к деревянной поверхности, затем к железной. Обращает внимание детей, что к железу мокрая тряпка приклеилась.
— Дерево дольше тепло сохраняет, чем железо. Железо зимой опасность таит, холодом обжигает, кожу срывает. Дети, руки оберегайте, к железным изделиям без варежек не прикасайтесь. Дети, что мы узнали о холоде? (Ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что холод – первая примета зимы. Он опасен для здоровья людей.
Весёлые упражнения «Волшебница – зима».
Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идёт волшебница – зима, | Руки вперёд, ладонями вверх – плавно в стороны. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Ходьба на месте. |
Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, | Наклон вперёд, руки вниз, плавно покачиваем. Встаём прямо, руки в стороны. |
Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. | Руки в стороны, волнообразные движения. |
Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки в стороны. |
Блеснул мороз, и рады мы А. С. Пушкин | Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Малоподвижная игра «Очень холодно стоять».
Задачи. Закреплять умение детей воспроизводить количество движений по заданному числу в пределах 10. Развивать внимание детей.
Игра.
Игра проводится с детьми, которые на прогулке мало двигаются.
Дети, очень холодно стоять,
Ножки стали замерзать,
Будем весело играть,
И мороз прогонять.
Педагог называет число, а дети выполняет движения определённое количество раз.
- Топотушки начинаем, топаем правой ногой 7 раз.
- Топаем левой ногой 8 раз.
- Мы попрыгаем сейчас, прыгнем вверх 5 раз.
- Ручки стали замерзать, хлопнем в ладоши 6 раз.
- И на месте покружимся сейчас.
По желанию детей игра повторяется, на называются другие числа.
Наблюдение «Декабрь – стужайло».
Задачи. Познакомить детей с первым месяцем зимы. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
— В ноябре осень кончается, в декабре зима начинается. Ноябрь последний месяц осени. Декабрь – первый месяц зимы. В народе говорят: Декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит. Дети, как вы думаете, почему декабрь назвали стужайло? (предположения детей).
— Стужа – это сильный холод. Солнце в декабре светит, да не греет. Поэтому в народе и назвали декабрь стужайло. Декабрь — спрашивает: «Хорошо одет? Хорошо ль обут?» Дети, что вы ответите декабрю? Как вы одеты? (ответы детей).
— Шуба или пуховик тело защищают, от холода оберегают. Тёплые сапожки на ножки. Тёплая шапка уши прикрывает, шарф шею оберегает. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. Дети, что мы узнали о декабре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что декабрь – первый зимний месяц, начало зимы. В народе декабрь называют стужайло, потому что наступает сильный холод, стужа.
Весёлые упражнения «Волшебница – зима».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идёт волшебница – зима, | Руки вперёд, ладонями вверх – плавно в стороны. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Ходьба на месте. |
Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, | Наклон вперёд, руки вниз, плавно покачиваем. Встаём прямо, руки в стороны. |
Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. | Руки в стороны, волнообразные движения. |
Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки в стороны. |
Блеснул мороз, и рады мы А. С. Пушкин | Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Снежинки».
(желательно в снегопад).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, какая первая примета зимы? (Ответы детей).
— Первая примета зимы: холод. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Зима взбивала перину,
Чтобы укрыть долину,
Вниз посыпались пушинки —
Серебристые… Снежинки.
— Дети, как вы думаете, что такое снежинки? (предположения детей).
— Снежинки – это замёрзшие капельки воды. Дети, где рождаются снежинки? (предположения детей).
— Снежные тучи по небу проплывают, снежинки на землю роняют. Дети, вы видели снежинки? Снежинка какая? (Ответы детей).
Если есть возможность, дети и педагог рассматривают снежинки.
— Дети, что мы узнали о снежинках? (Ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что снежинки – это замёрзшие капельки воды.
Весёлые упражнения «Снежинка».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! | Руки вверх. Руки в стороны. Руки вперёд, ладонями вверх. Руки в стороны. |
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится… | Руки вверх. Руки через стороны вниз, пружинка. Встаём на носочки, руки вверх. Наклон вперёд, руки вниз. |
Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается, Звезда кристальная. | Встаём прямо, руки на пояс. Руки в стороны. Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки на пояс. |
Лежит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая! Константин Бальмонт | Руки вперёд, ладонями вверх. Руки в стороны. Руки вверх. Руки в стороны. |
Подвижная игра «Снежная карусель».
Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям природы. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки. Развивать умение детей двигаться по кругу в разном темпе. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, в снежинки вас превращаю, на снежную карусель приглашаю. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
- двигаться по кругу, взявшись за руки;
- круг держать ровный;
- ускорять и замедлять движение вместе со всеми.
Дети вместе с педагогом стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог проговаривает слова, дети идут по кругу, постепенно ускоряя движение.
Замела метель, закружила,
Снежную карусель запустила.
Еле-еле снежинки летели,
Но сильней закружили метели,
Ветры дуют, задувают
Снежинки быстрее летают.
Дети вместе с педагогом бегут по кругу.
Тише, тише, снежинки устали!
И на землю тихонько упали.
Снежную карусель остановите,
На месте снежинки замрите!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Дети отдыхают стоя.
— Снежинки, ветер изменился, закружилась карусель в другую сторону.
Игра повторяется, но дети двигаются по кругу в другую сторону.
Педагог во время игры следить за физической нагрузкой детей.
Состояние ребёнка в норме: у ребёнка радостное, возбуждённое состояние, небольшое покраснение кожи лица, учащённое ровное дыхание, уверенные движения, незначительное потоотделение.
Высокая физическая нагрузка: частое поверхностное дыхание, покраснение кожи лица, значительное потоотделение, жалобы на усталость, нарушение координации движения.
При высокой физической нагрузке игра останавливается, детям предлагается отдохнуть.
Наблюдение «Первозимье».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
— Сейчас начало зимы – первозимье. Первозимье начинается с выпадением снега. Дети, а у нас снег выпал или нет? (ответы детей).
— Что ещё изменилось в природе в первозимье? (предположения детей).
— В первозимье самые короткие дни, наступил глубокий покой в природе, заснули растения. Дети, как вы считаете, почему растения заснули? (ответы детей).
— Холод, стужа – всё замирает, тепло ожидает. Не только деревьям и животным холодно, но и люди замерзают. Дети, как люди спасаются зимой от холода? (ответы детей).
— В домах включили отопление, в деревнях топят печки. Люди надевают тёплые одежду и обувь. Дети, что мы узнали о первозимье? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что первозимье – это начало зимы, земля покрывается снегом, природа замирает от холода.
Весёлые упражнения «Волшебница – зима».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идёт волшебница – зима, | Руки вперёд, ладонями вверх – плавно в стороны. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Ходьба на месте. |
Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, | Наклон вперёд, руки вниз, плавно покачиваем. Встаём прямо, руки в стороны. |
Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. | Руки в стороны, волнообразные движения. |
Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки в стороны. |
Блеснул мороз, и рады мы А. С. Пушкин | Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс. |
По желанию детей упражнения повторяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Октябрь, 3 неделя. Поздняя осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Народная культура и традиции»....
Волкова Н.А. Ноябрь, 4 неделя. Вестники Зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Картотека познавательных прогулок...
Волкова Н.А. Ноябрь,5 неделя. Лесные гости. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Природоведческая тема «Лесные гости»....
Волкова Н.А. Декабрь, 2 неделя. Зимующие птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Зимующие птицы»...