Волкова Н.А. Октябрь, 4 неделя. Осень в городе. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Наш быт».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Осень. Октябрь 4 неделя.

Тема недели «Наш быт».

Познавательная тема «Осень в городе».

“Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы”.

Леонардо да Винчи

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Вызвать интерес детей к жизни людей в городе.
  • Формировать элементарные представления детей о современном обществе.
  • Формировать умение детей различать объекты, созданные природой и человеком.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Расширять кругозор детей.
  • Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни.
  • Расширять знания детей о ветре.
  • Показать детям связь между ветром и погодой.
  • Показать зависимость одежды людей от погоды.
  • Закрепить представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
  • Обогащать знания детей о профессиях.
  • Развивать наблюдательность, любознательность детей.
  • Поддерживать интерес детей к загадкам.

Фенологический календарь природы.

Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.

  1. Предзимье (примерно с 23 октября по 26 ноября) — переход к зиме. Начинается он с первого выпавшего снега и продолжается до ледостава на водоёмах и установления санного пути. В это время звери после линьки покрываются густой, тёплой шерстью. Погода неустойчива — морозы сменяются оттепелями, снег — дождём.

Октябрь 4 неделя.  

Тема «Осень в городе».

День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Наблюдение

«Город проснулся».

Вызвать интерес детей к жизни людей в городе.

Малоподвижная игра

«Что вы делали…».

Закрепить представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

Вторник

Исследование

«Как одеваются люди осенью?»

Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни.

Словесная игра

 «Приметы осени».

Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.

Среда

Целевая прогулка

 по участку детского сада.

Путешествие 

«Рукотворный мир».

Формировать умение детей различать объекты, созданные природой и человеком.

Творчество

«Дома».

Формировать художественно–творческие способности детей.

Четверг

Исследование

«Какие люди живут

в нашем городе?»

Поддерживать желание детей больше узнать о родном городе.

Малоподвижная игра «Рукотворный мир».

Расширять представления детей о рукотворном мире, живой и неживой природе.

Пятница

Наблюдение

 «Осенний ветер».

Расширять знания детей о ветре.

Весёлые упражнения

«Осеняя песенка».

Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Наблюдение «Город проснулся».

Задачи. Вызвать интерес детей к жизни людей в городе. Формировать элементарные представления детей о современном обществе. Обогащать знания детей о профессиях. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.              

Город проснулся и улыбнулся,

Свежее утро вдыхая в себя.

Люди на улицы снова вернутся,

Чтоб пережить радость нового дня.

— Дети, как называется наш город? (ответы детей).

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Ночью наш город спал, на улице не было людей, транспорта. Но вот наступило утро, и город проснулся, что произошло?  

Дети наблюдают, делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.

— Дети, наш город, Челябинск, большой, много народа в нём живёт. Утром дети идут в детский сад или в школу, взрослые на работу. Люди разных профессий живут в нашем городе.

Весёлые упражнения «Профессии».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Профессий много – выбирай,

Кем быть – помечтай.

Руки в стороны, ладонями вверх.

Руки на пояс.

Металлург металл выпускает.

Токарь станком управляет.

Наклон вперёд, руки вперёд. Встаём прямо.

Вращательные движения рук на уровни груди.

Дома строит строитель,

Машину ведёт водитель.

Стучим кулачками друг о друга.

Вращаем воображаемый руль.

Астроном за звёздами наблюдает.

Агроном урожай собирает.

Встать на носочки, смотрим в трубу (имитация).

Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо.

Профессий много – выбирай,

Кем быть – помечтай.

Руки в стороны, ладонями вверх.

Руки на пояс.

По желанию детей упражнения повторяются.

Исследование «Как одеваются люди осенью?»

Задачи.  Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать зависимость одежды людей от погоды. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Исследование. 

Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Георгий Ладонщиков

— Дети, не только дома в октябре утепляют, но и люди одеваются теплее. Дети, исследования начинаем, тайны города отгадаем. Задание исследования: выяснить, как одеваются люди осенью? Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.

Дети наблюдают за людьми, делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.

— Дети, как одеваются люди осенью? (ответы детей)

Вывод.  Дети, мы узнали, что осенью люди одевают тёплую, непромокаемую одежду: куртки, плащи, потому что погода холодная, дождливая. На голове шапки, платки; на ногах, ботинки, сапоги.

Весёлые упражнения «Осеняя песенка».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Миновало лето,

Осень наступила.

Помашем рукой в прощальном жесте.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Алексей Плещеев

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

По желанию детей упражнения повторяются.

Целевая прогулка по участку детского сада.

Путешествие «Рукотворный мир».

        

Задачи. Формировать умение детей различать объекты, созданные природой и человеком. Расширять кругозор детей. Развивать наблюдательность, любознательность детей.

Путешествие.

— Дети, какая бывает природа? (ответы детей).

— Природа бывает живая и неживая. Дети, назовите, пожалуйста, представителей живой природы? (ответы детей).

— Живая природа – это растения, животные, люди. Дети, назовите, пожалуйста, объекты неживой природы? (ответы детей).

— Земля, вода, воздух, солнце – это неживая природа. Дети, как вы думаете, дома тоже созданы природой? (предположения детей).

— Дома созданы не природой, а человеком. Это рукотворный мир, мир созданный, сотворённый руками человека. Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Какие объекты рукотворного мира вы видите? (ответы детей).

— Дети, в путешествие вас приглашаю, много интересного показать обещаю.  Пешеходный поход совершим, здоровье своё укрепим. Когда люди идут, кровь у них движется быстрее, и согревает весь организм.  Цель нашего похода: рукотворный мир вокруг нас. Во время нашего путешествия, дети, будьте внимательны, ищите чудеса рукотворного мира.

Дети вместе с педагогом гуляют вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на объекты рукотворного мира не только на территории детского сада, но и за забором. После путешествия педагог беседует с детьми.

— Дети, какие чудеса рукотворного мира вы увидели? (ответы детей).

Педагог благодарит детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

— Дети, как вы думаете, почему в городе много объектов рукотворного мира? (предположения детей).

— Город создали люди, поэтому в городе много объектов рукотворного мира. Дети, что мы узнали о рукотворном мире? (ответы детей).

Вывод.  Дети, мы узнали, что рукотворный мир – это мир, созданный руками человека.

Исследование «Какие люди живут в нашем городе?»

Задачи. Поддерживать желание детей больше узнать о родном городе. Формировать элементарные представления детей о современном обществе. Обогащать знания детей о профессиях. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.            

Город проснулся и улыбнулся,

Свежее утро вдыхая в себя.

Люди на улицы снова вернутся,

Чтоб пережить радость нового дня.

Дети, исследования начинаем, тайны города отгадаем. Задание исследования: выяснить, какие люди живут в нашем городе? Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.

Дети наблюдают за людьми, делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.

Дети, какие люди живут в нашем городе? (ответы детей).

— Разные люди живут в нашем городе. Женщины и мужчины, мальчики и девочки, молодые и пожилые. Люди разных профессий живут в нашем городе. Все люди – жители Челябинска, челябинцы.

Весёлые упражнения «Профессии».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Профессий много – выбирай,

Кем быть – помечтай.

Руки в стороны, ладонями вверх.

Руки на пояс.

Металлург металл выпускает.

Токарь станком управляет.

Наклон вперёд, руки вперёд. Встаём прямо.

Вращательные движения рук на уровни груди.

Дома строит строитель,

Машину ведёт водитель.

Стучим кулачками друг о друга.

Вращаем воображаемый руль.

Астроном за звёздами наблюдает.

Агроном урожай собирает.

Встать на носочки, смотрим в трубу (имитация).

Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо.

Профессий много – выбирай,

Кем быть – помечтай.

Руки в стороны, ладонями вверх.

Руки на пояс.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Осенний ветер».

(в ветреный день).

Задачи. Расширять знания детей о ветре. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Показать детям связь между ветром и погодой. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей.

Беседа

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями

Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Он летит издалека,

Гонит в небе облака,

Гонит волны в океане,

Кружит вихрем в урагане.

Может ласково подуть,

Может стихнуть и уснуть.

В каждом уголке на свете

Очень разный дует…  (ветер).

— Дети, что такое ветер? (предположения детей).

Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные: сильные и слабые, тёплые и холодные. Дети, можем ли мы увидеть ветер? (предположения детей).

Ветер невидим, но если мы посмотрим на деревья, то увидим работу ветра. Если ветки деревьев качаются сильно – дует сильный ветер, если чуть-чуть шевелятся – слабый ветер. Дети, как вы считаете, какой сегодня ветер? (ответы детей).

        Педагог предлагает детям повернуться лицом к ветру.

— Ветер можно почувствовать. Осенью дуют холодные ветра, поэтому в ветреный день нам холодно.  Дети, вы чувствуете ветер? (ответы детей).

— Ветер любит забираться под куртки, рубашки и морозит людей. Поэтому всегда нужно хорошо закрывать спину, заправлять майки, рубашки в штаны, а лучше носить комбинезон (он хорошо закрывает спину). Дети, что мы узнали об осеннем ветре? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Осенний ветер холодный.

Весёлые упражнения «Ветер».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ветер южный прилетел,

И тихонечко пропел:

На носочки ты вставай,

Облака ты разгоняй.

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Руки вперёд, ладони вверх.

Встаём на носочки, руки вверх,

Движение рук слева-направо.

Ветер северный летел,

В наши уши он свистел:

Береги здоровье, детка

Не то ждёт тебя, таблетка!

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Ладонями прикрываем уши.

Руки вперёд, ладони вверх.

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

Мы здоровье сберегаем,

Спинки плотно закрываем,

Ветер, ветер пролетай,

И гулять нам не мешай.

Руки за спину, прыжки на двух ногах.

Руки на пояс, шагаем на месте.

Малоподвижная игра «Что вы делали…».

Задачи.  Расширять представления детей о деятельности людей в разное время суток. Закреплять представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Упражнять детей в изображение действий с помощью мимики, жестов.

Игра.

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в игру «Что вы делали…» играем, пантомима изображаем. Правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровое правило. 

  • Театр открываем, пантомима представляем.

На вопросы жестами и мимикой отвечаем.

— Внимание, дети! Игра начинается. Утро наступает. Покажите мне, друзья, что вы делали с утра?

Дети с помощью пантомима показывают, что они делают утром.

День наступает, новые дела нас ожидают.  Покажите мне, друзья, что вы делаете днём?

 Дети с помощью пантомима показывают, что они делают днём.

Вечер за днём идёт, что нас вечером ждёт. Покажите мне, друзья, что вы будете делать вечером?

Дети с помощью пантомима показывают, что будут делать вечером.

— Вечер придёт, ночь за собою приведёт. Ночь наступает, что нас ожидает. Покажите мне, друзья, что вы будете делать ночью?

Дети с помощью пантомима показывают, что они будете делать ночью.

— Утро, день, вечер, ночь – сутки улетают прочь. Артисты, вы прекрасно выступали.

Словесная игра «Приметы осени».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать слуховое внимание, память детей.

Игровой материал: листочек дерева.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей. 

— Дети, память включаем, игру начинаем. Игра называется «Приметы осени». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • листочек бери, примету осени назови;
  • примету назвал, листочек соседу передал:
  • тишину соблюдаем, товарищам отвечать не мешаем.

Педагог первый называет примету осени и передаёт листок соседу. Игра продолжается, пока дети поддерживают интерес к игре.

— Восхитительно! Спасибо, дети! Приметы осени назвали, правила игры не нарушали.

Творчество «Дома».

Задачи. Формировать художественно–творческие способности детей. Развивать, чувство формы, геометрическую зоркость детей.

Материалы к деятельности.  Палочки для рисования.

Рисование.

Раз, два, три, четыре, пять,

Приглашаю рисовать!

Палочки в руки берём,

Рисовать начнём.

Педагог выбирает место для рисования так, чтобы рисунки не затоптали.  

— Дети, напомните мне, пожалуйста, где можно рисовать палочками?  (ответы детей).

— Палочками мы рисуем на ровной и мягкой поверхности, на земле или песке.

        Педагог рисует квадратный дом с треугольной крышей и читает текст.

У квадрата четыре стороны,

Все они равны.

У треугольника три стороны,

Разной бывают длины.

Треугольник с квадратом соединяем,

Что получаем? (ответы детей).

— Дети, в городе разные дома, высокие и низкие, узкие и широкие, квадратные и прямоугольные. Предлагаю нарисованный город создать, дома разные нарисовать. 

 Дети рисуют, педагог уточняет, какой формы, величины стены дома.

— Замечательно! Спасибо, дети! Рукотворный мир создали, дома нарисовали.

Малоподвижная игра «Рукотворный мир».

Задачи. Расширять представления детей о рукотворном мире, живой и неживой природе. Развивать координацию движений, умение действовать по сигналу. Поддерживать интерес детей к познавательным играм.

Игра.  

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей.  

— Дети, о рукотворном мире вам напоминаю, поиграть предлагаю. Запомните игровые правила, друзья!

Педагог показывает движения.

Игровые правила:

  • рукотворный мир, руки вперёд, ладошки показали;
  • неживая природа, присели и встали;
  • живая природа, прыжок и замри.
  • тишину соблюдаем, слово на слух воспринимаем;
  • слово называю я, а вы покажете движения, друзья.

— Внимание! Игра начинается!!

    Игра проводится в быстром темпе. Педагог называет объекты живой и неживой природы, рукотворного мира. Дети выполняют движения. Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

Лексический материал:

  • неживая природа: почва, песок, камень, глина, горы, озёра, реки, моря, океаны, снег, лёд, воздух, планеты, луна, солнце, звёзды.
  • рукотворный мир: дом, забор, фонарь, киоск, остановка, знак, скамейка, машина, горка, лесенка и т.д.

Весёлые упражнения «Осеняя песенка».

Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Миновало лето,

Осень наступила.

Помашем рукой в прощальном жесте.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Алексей Плещеев

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Февраль 1 неделя. Зима и транспорт. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Транспорт». Познавательная тема «Зима и транспорт»....

Волкова Н.А. Март 3 неделя. Весна и птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

17 марта, день Герасима Грачевника. 22 марта – Жаворонки....