Волкова Н.А. Октябрь, 4 неделя. Осень в городе. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Наш быт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._9._oktyabr_4_nedelya._osen_v_gorode._poznavatelnye_progulki_s_detmi_5-7_let.docx | 249.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Осень. Октябрь 4 неделя.
Тема недели «Наш быт».
Познавательная тема «Осень в городе».
“Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы”.
Леонардо да Винчи
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Вызвать интерес детей к жизни людей в городе.
- Формировать элементарные представления детей о современном обществе.
- Формировать умение детей различать объекты, созданные природой и человеком.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Расширять кругозор детей.
- Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни.
- Расширять знания детей о ветре.
- Показать детям связь между ветром и погодой.
- Показать зависимость одежды людей от погоды.
- Закрепить представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
- Обогащать знания детей о профессиях.
- Развивать наблюдательность, любознательность детей.
- Поддерживать интерес детей к загадкам.
Фенологический календарь природы.
Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.
- Предзимье (примерно с 23 октября по 26 ноября) — переход к зиме. Начинается он с первого выпавшего снега и продолжается до ледостава на водоёмах и установления санного пути. В это время звери после линьки покрываются густой, тёплой шерстью. Погода неустойчива — морозы сменяются оттепелями, снег — дождём.
Октябрь 4 неделя.
Тема «Осень в городе».
День недели | Дневная прогулка | Вечерняя прогулка |
Понедельник | Наблюдение «Город проснулся». Вызвать интерес детей к жизни людей в городе. | Малоподвижная игра «Что вы делали…». Закрепить представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. |
Вторник | Исследование «Как одеваются люди осенью?» Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. | Словесная игра «Приметы осени». Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. |
Среда | Целевая прогулка по участку детского сада. Путешествие «Рукотворный мир». Формировать умение детей различать объекты, созданные природой и человеком. | Творчество «Дома». Формировать художественно–творческие способности детей. |
Четверг | Исследование «Какие люди живут в нашем городе?» Поддерживать желание детей больше узнать о родном городе. | Малоподвижная игра «Рукотворный мир». Расширять представления детей о рукотворном мире, живой и неживой природе. |
Пятница | Наблюдение «Осенний ветер». Расширять знания детей о ветре. | Весёлые упражнения «Осеняя песенка». Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. |
Наблюдение «Город проснулся».
Задачи. Вызвать интерес детей к жизни людей в городе. Формировать элементарные представления детей о современном обществе. Обогащать знания детей о профессиях. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
Город проснулся и улыбнулся,
Свежее утро вдыхая в себя.
Люди на улицы снова вернутся,
Чтоб пережить радость нового дня.
— Дети, как называется наш город? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Ночью наш город спал, на улице не было людей, транспорта. Но вот наступило утро, и город проснулся, что произошло?
Дети наблюдают, делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.
— Дети, наш город, Челябинск, большой, много народа в нём живёт. Утром дети идут в детский сад или в школу, взрослые на работу. Люди разных профессий живут в нашем городе.
Весёлые упражнения «Профессии».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Профессий много – выбирай, Кем быть – помечтай. | Руки в стороны, ладонями вверх. Руки на пояс. |
Металлург металл выпускает. Токарь станком управляет. | Наклон вперёд, руки вперёд. Встаём прямо. Вращательные движения рук на уровни груди. |
Дома строит строитель, Машину ведёт водитель. | Стучим кулачками друг о друга. Вращаем воображаемый руль. |
Астроном за звёздами наблюдает. Агроном урожай собирает. | Встать на носочки, смотрим в трубу (имитация). Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо. |
Профессий много – выбирай, Кем быть – помечтай. | Руки в стороны, ладонями вверх. Руки на пояс. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Как одеваются люди осенью?»
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать зависимость одежды людей от погоды. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
Георгий Ладонщиков
— Дети, не только дома в октябре утепляют, но и люди одеваются теплее. Дети, исследования начинаем, тайны города отгадаем. Задание исследования: выяснить, как одеваются люди осенью? Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Дети наблюдают за людьми, делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.
— Дети, как одеваются люди осенью? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что осенью люди одевают тёплую, непромокаемую одежду: куртки, плащи, потому что погода холодная, дождливая. На голове шапки, платки; на ногах, ботинки, сапоги.
Весёлые упражнения «Осеняя песенка».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Миновало лето, Осень наступила. | Помашем рукой в прощальном жесте. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны. |
На полях и в рощах Пусто и уныло. | Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. |
Птички улетели, Стали дни короче, | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. |
Солнышка не видно, Тёмны, тёмны ночи. Алексей Плещеев | Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Целевая прогулка по участку детского сада.
Путешествие «Рукотворный мир».
Задачи. Формировать умение детей различать объекты, созданные природой и человеком. Расширять кругозор детей. Развивать наблюдательность, любознательность детей.
Путешествие.
— Дети, какая бывает природа? (ответы детей).
— Природа бывает живая и неживая. Дети, назовите, пожалуйста, представителей живой природы? (ответы детей).
— Живая природа – это растения, животные, люди. Дети, назовите, пожалуйста, объекты неживой природы? (ответы детей).
— Земля, вода, воздух, солнце – это неживая природа. Дети, как вы думаете, дома тоже созданы природой? (предположения детей).
— Дома созданы не природой, а человеком. Это рукотворный мир, мир созданный, сотворённый руками человека. Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Какие объекты рукотворного мира вы видите? (ответы детей).
— Дети, в путешествие вас приглашаю, много интересного показать обещаю. Пешеходный поход совершим, здоровье своё укрепим. Когда люди идут, кровь у них движется быстрее, и согревает весь организм. Цель нашего похода: рукотворный мир вокруг нас. Во время нашего путешествия, дети, будьте внимательны, ищите чудеса рукотворного мира.
Дети вместе с педагогом гуляют вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на объекты рукотворного мира не только на территории детского сада, но и за забором. После путешествия педагог беседует с детьми.
— Дети, какие чудеса рукотворного мира вы увидели? (ответы детей).
Педагог благодарит детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, как вы думаете, почему в городе много объектов рукотворного мира? (предположения детей).
— Город создали люди, поэтому в городе много объектов рукотворного мира. Дети, что мы узнали о рукотворном мире? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что рукотворный мир – это мир, созданный руками человека.
Исследование «Какие люди живут в нашем городе?»
Задачи. Поддерживать желание детей больше узнать о родном городе. Формировать элементарные представления детей о современном обществе. Обогащать знания детей о профессиях. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
Город проснулся и улыбнулся,
Свежее утро вдыхая в себя.
Люди на улицы снова вернутся,
Чтоб пережить радость нового дня.
— Дети, исследования начинаем, тайны города отгадаем. Задание исследования: выяснить, какие люди живут в нашем городе? Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Дети наблюдают за людьми, делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.
— Дети, какие люди живут в нашем городе? (ответы детей).
— Разные люди живут в нашем городе. Женщины и мужчины, мальчики и девочки, молодые и пожилые. Люди разных профессий живут в нашем городе. Все люди – жители Челябинска, челябинцы.
Весёлые упражнения «Профессии».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Профессий много – выбирай, Кем быть – помечтай. | Руки в стороны, ладонями вверх. Руки на пояс. |
Металлург металл выпускает. Токарь станком управляет. | Наклон вперёд, руки вперёд. Встаём прямо. Вращательные движения рук на уровни груди. |
Дома строит строитель, Машину ведёт водитель. | Стучим кулачками друг о друга. Вращаем воображаемый руль. |
Астроном за звёздами наблюдает. Агроном урожай собирает. | Встать на носочки, смотрим в трубу (имитация). Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо. |
Профессий много – выбирай, Кем быть – помечтай. | Руки в стороны, ладонями вверх. Руки на пояс. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Осенний ветер».
(в ветреный день).
Задачи. Расширять знания детей о ветре. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Показать детям связь между ветром и погодой. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей.
Беседа
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Он летит издалека, Гонит в небе облака, Гонит волны в океане, Кружит вихрем в урагане. | Может ласково подуть, Может стихнуть и уснуть. В каждом уголке на свете Очень разный дует… (ветер). |
— Дети, что такое ветер? (предположения детей).
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные: сильные и слабые, тёплые и холодные. Дети, можем ли мы увидеть ветер? (предположения детей).
— Ветер невидим, но если мы посмотрим на деревья, то увидим работу ветра. Если ветки деревьев качаются сильно – дует сильный ветер, если чуть-чуть шевелятся – слабый ветер. Дети, как вы считаете, какой сегодня ветер? (ответы детей).
Педагог предлагает детям повернуться лицом к ветру.
— Ветер можно почувствовать. Осенью дуют холодные ветра, поэтому в ветреный день нам холодно. Дети, вы чувствуете ветер? (ответы детей).
— Ветер любит забираться под куртки, рубашки и морозит людей. Поэтому всегда нужно хорошо закрывать спину, заправлять майки, рубашки в штаны, а лучше носить комбинезон (он хорошо закрывает спину). Дети, что мы узнали об осеннем ветре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Осенний ветер холодный.
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
Малоподвижная игра «Что вы делали…».
Задачи. Расширять представления детей о деятельности людей в разное время суток. Закреплять представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Упражнять детей в изображение действий с помощью мимики, жестов.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в игру «Что вы делали…» играем, пантомима изображаем. Правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровое правило.
- Театр открываем, пантомима представляем.
На вопросы жестами и мимикой отвечаем.
— Внимание, дети! Игра начинается. Утро наступает. Покажите мне, друзья, что вы делали с утра?
Дети с помощью пантомима показывают, что они делают утром.
— День наступает, новые дела нас ожидают. Покажите мне, друзья, что вы делаете днём?
Дети с помощью пантомима показывают, что они делают днём.
— Вечер за днём идёт, что нас вечером ждёт. Покажите мне, друзья, что вы будете делать вечером?
Дети с помощью пантомима показывают, что будут делать вечером.
— Вечер придёт, ночь за собою приведёт. Ночь наступает, что нас ожидает. Покажите мне, друзья, что вы будете делать ночью?
Дети с помощью пантомима показывают, что они будете делать ночью.
— Утро, день, вечер, ночь – сутки улетают прочь. Артисты, вы прекрасно выступали.
Словесная игра «Приметы осени».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать слуховое внимание, память детей.
Игровой материал: листочек дерева.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, память включаем, игру начинаем. Игра называется «Приметы осени». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
- листочек бери, примету осени назови;
- примету назвал, листочек соседу передал:
- тишину соблюдаем, товарищам отвечать не мешаем.
Педагог первый называет примету осени и передаёт листок соседу. Игра продолжается, пока дети поддерживают интерес к игре.
— Восхитительно! Спасибо, дети! Приметы осени назвали, правила игры не нарушали.
Творчество «Дома».
Задачи. Формировать художественно–творческие способности детей. Развивать, чувство формы, геометрическую зоркость детей.
Материалы к деятельности. Палочки для рисования.
Рисование.
Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю рисовать!
Палочки в руки берём,
Рисовать начнём.
Педагог выбирает место для рисования так, чтобы рисунки не затоптали.
— Дети, напомните мне, пожалуйста, где можно рисовать палочками? (ответы детей).
— Палочками мы рисуем на ровной и мягкой поверхности, на земле или песке.
Педагог рисует квадратный дом с треугольной крышей и читает текст.
У квадрата четыре стороны,
Все они равны.
У треугольника три стороны,
Разной бывают длины.
Треугольник с квадратом соединяем,
Что получаем? (ответы детей).
— Дети, в городе разные дома, высокие и низкие, узкие и широкие, квадратные и прямоугольные. Предлагаю нарисованный город создать, дома разные нарисовать.
Дети рисуют, педагог уточняет, какой формы, величины стены дома.
— Замечательно! Спасибо, дети! Рукотворный мир создали, дома нарисовали.
Малоподвижная игра «Рукотворный мир».
Задачи. Расширять представления детей о рукотворном мире, живой и неживой природе. Развивать координацию движений, умение действовать по сигналу. Поддерживать интерес детей к познавательным играм.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, о рукотворном мире вам напоминаю, поиграть предлагаю. Запомните игровые правила, друзья!
Педагог показывает движения.
Игровые правила:
- рукотворный мир, руки вперёд, ладошки показали;
- неживая природа, присели и встали;
- живая природа, прыжок и замри.
- тишину соблюдаем, слово на слух воспринимаем;
- слово называю я, а вы покажете движения, друзья.
— Внимание! Игра начинается!!
Игра проводится в быстром темпе. Педагог называет объекты живой и неживой природы, рукотворного мира. Дети выполняют движения. Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Лексический материал:
- неживая природа: почва, песок, камень, глина, горы, озёра, реки, моря, океаны, снег, лёд, воздух, планеты, луна, солнце, звёзды.
- рукотворный мир: дом, забор, фонарь, киоск, остановка, знак, скамейка, машина, горка, лесенка и т.д.
Весёлые упражнения «Осеняя песенка».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Миновало лето, Осень наступила. | Помашем рукой в прощальном жесте. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны. |
На полях и в рощах Пусто и уныло. | Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. |
Птички улетели, Стали дни короче, | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. |
Солнышка не видно, Тёмны, тёмны ночи. Алексей Плещеев | Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
По желанию детей упражнения повторяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Октябрь, 2 неделя. Погода и человек. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Я - человек»....
Волкова Н.А. Октябрь, 3 неделя. Поздняя осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Народная культура и традиции»....
Волкова Н.А. Ноябрь, 1 неделя. Ноябрь – ворота зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Дружба»....
Волкова Н.А. Ноябрь, 3 неделя. Погода и здоровье. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Здоровей-ка»....
Волкова Н.А. Февраль 1 неделя. Зима и транспорт. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Транспорт». Познавательная тема «Зима и транспорт»....
Волкова Н.А. Март 3 неделя. Весна и птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
17 марта, день Герасима Грачевника. 22 марта – Жаворонки....