ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Лаборатория неживой природы»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Рябинина Татьяна Евгеньевна

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Лаборатория неживой природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lab._nezh._prir._22-23.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

 «Лаборатория неживой природы»

(для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»)

2022-2023 учебный год

Составила:

Рябинина Т.Е, воспитатель.

                                                         

г.о.г. Бор

Проблема 

Как познакомить детей среднего дошкольного возраста с неживой природой?

Цель:

 Повышать интерес к окружающему миру, экологическую грамотность, развивать познавательную инициативу.

Задачи:

  • Расширять представления детей о мире неживой природы через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, пользоваться речью-доказательством; способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опыта, эксперимента и делать выводы.
  • Формировать представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую и коммуникативную)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 9 месяцев

Участники проекта: 

  • дети группы среднего возраста «Радуга»
  • воспитатель, помощник воспитателя
  • родители (законные представители)

Актуальность темы проекта: 

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая есть не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества. Для того, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность детей, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, а именно в ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все видит, слышит и делает сам. На этом и основывается выбор темы данного проекта.

Этапы реализации:

Подготовительный:

- изучение литературы;

- обновление содержания «Уголка экспериментирования»;

- составление конспектов, опытов, пособий;

- определение тем консультаций для родителей.

Реализационный:

- проведение игровых занятий по экспериментированию;

- работа с родителями;

- чтение художественной литературы, УНТ;

- игры: настольно-печатные, пальчиковые, речевые;

- наблюдения на прогулках.

Заключительный. 

Экспериментально-опытное развлечение для детей среднего возраста «Невероятные приключения в сказочной стране».

Ожидаемый результат:  

Обогащенное представление детей об объектах неживой природы, освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, повышение интеллектуальной активности, любознательности и интересов детей.

Календарно-тематический план работы

п/п

Дата проведения

Исследовательский объект или явление

Название мероприятия,

опыта, эксперимента

Основная цель

Материалы,

оборудование

1

2

3

4

5

6

Сентябрь 2021

1

2 неделя

Окружающий мир, мир природы и рукотворный мир.

1.Рукотворный мир и мир природы.

Группировать предметы по происхождению.

Муляжи овощей, фруктов, кукольная мебель, посуда.

3 неделя

2.Нюхаем, пробуем, трогаем, смотрим.

Закрепить представление об овощах, фруктах, ягодах, грибах

Ширма, различные предметы окружающего мира, м/п

4 неделя

3.Превращение.

Знакомство со словами «превращение». Формирование действия превращения.

Картинки с изображением больших и маленьких растений, овощи и фрукты.

5 неделя

4.Свойства вещества (цвет, форма, запах, вкус).

Развитие

способности к преобразованию

Развитие экологического сознания.

Вода, овощи, фрукты, шишки, соль, сахар.

Октябрь 2021

2

2 неделя

Вода.

1.Узнаем, какая вода.

Выявить свойства воды: льётся, прозрачная, имеет вес.

Одинаковые и разные ёмкости, набор мелких цветных предметов.

3 неделя

2. Вода – волшебница.

Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, при этом она меняет цвет, вкус, запах.

Емкости с водой, сахар, соль, гуашь.

4 неделя

3.Мыльные пузыри

Познакомить со свойствами воды при соединении с другими веществами

Мерная емкость с водой, мыло, коктейльные палочки.

5 неделя

4.Фонтанчики.

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Пластиковые бутылки, сода, вода, краски.

Ноябрь 2021

4

1 неделя

Воздух.

1.Воздух вокруг нас,

его свойства.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на его свойства: прозрачный, невидимый, легкий.

Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, лист бумаги, капроновый платок.

2 неделя

2.Загадочные пузырьки.

Обнаружить воздух в других предметах.

Ёмкость с водой, кусочки поролона, коктейльные палочки.

3 неделя

3.Игры с воздушными шариками, соломинкой, мыльными пузырями.

Знакомить с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить воздух.

Ёмкость с водой, трубочки для коктейля, 2 по-разному надутых воздушных шарика.

4 неделя

4.Воздух работает.

Дать представление о том, что воздух может двигать предметы (парусники, воздушные шары, мельницы и т.д.)

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, пластилин, палочка, воздушные шарики.

Декабрь 2021

4

1 неделя

Превращение воды.

1.Лёд-вода.

Развивать представление о плавлении льда, о превращение его в воду, о зиме и лете.

Лед в целлофановом пакете. 2 картинки с одинаковыми пейзажами, но в разные времена года (лето-зима), м/п

2 неделя

2.Нагревание - охлаждение.

Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании.

М/п, формочки, вода, снег, лед.

3 неделя

3.Испарение.

Формирование представлений, что при нагревании вода превращается в пар.

Кусочки льда, стакан со льдом, горячая и холодная вода, м/п.

4 неделя

4.Лёд - вода - пар.

Сформировать представление об агрегатных состояниях воды: лед-вода-пар

Символы: «лёд», «вода», вырезание из белого картона облако.

Январь 2022

5

3 неделя

Вес.

1.Лёгкий – тяжёлый.

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов.

Пёрышки и камень. Непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой

4 неделя

2.Плавает – тонет.

Показать, что все легкие предметы обладают плавучестью.

Кусочек пенопласта, проволока, деревянный брусок, металлический брусок.

Февраль 2022

6

2 неделя

Температура (теплота).

1.Горячо – холодно.

Научить на ощупь определять температуру воды, предметов. Напомнить правила безопасности (можно обжечься)

Пластиковые бутылки с водой, находящиеся на солнце, в тени; предметы, лежащие в тени и под лучами солнца, м/п

3 неделя

2.Чудесный мешочек.

Продолжать определять температуру жидкостей и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные теплее)

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики). м/п

Март 2022

7

1 неделя

Песок и глина.

1.Песочные струйки.

Знакомить со свойствами сухого песка – сыпучестью.

Пластиковые бутылки, сухой песок, воронки, лупы.

2 неделя

2.Песочная страна.

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать

Песок, вода, лопаточки, совочки, ведерки, формочки.

3 неделя

3.Узнаем, какая глина.

Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьется.

Куски глины, емкости, вода, м/п

4 неделя

4.Глиняные шарики.

Учить определять качества глины: мягкость, пластичность.

Глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина, миска с водой, м/п

Апрель 2022

8

1 неделя

Свет.

1.Свет повсюду.

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные.

Плакат «Время суток»,картинки с изображением источников света, предметы, которые не дают света, фонарик, м/п

2 неделя

2.Свет и тень.

Познакомить с образованием тени от предметов, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Апрель 2022

9

3-4 недели

Магнетизм.

1-2. Волшебная рукавичка.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, магнитный конструктор.

Май 2022

10

4 неделя

Экспериментально – опытное развлечение в  группе (на улице)

Невероятные приключения детей в сказочной стране.

Закрепить знания о свойствах воды, воздуха, магнита, о явлениях природы, развивать мышление, умение анализировать, делать выводы, доброжелательности друг к другу, к окружающему миру.

Конверты с письмами, рюкзак, магнит, оборудование для опытов, плоскостной замок и ключи, сундук, книги со сказками.

Литература.

1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Москва, 2012.

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Москва, 2001.

3.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, 2011

4.Тугушева П.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно-исследовательский проект "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"

   Создать условия для постижения дошкольниками новых естественнонаучных понятий  через практическое освоение  темы (с помощью наблюдений и опыта дети  смогут проследит...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Живая и неживая природа зимой»»

ТЕМА: «Живая и неживая природа зимой»» Цель: Создать условия для актуализации знаний детей о жизни животных, птиц и деревьев зимой. Задачи: Организовать деятельность детей по обобщению и системати...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ. «Мир природы»

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельностьВоспитание личности ребёнка посредством включения его в познавательн...

Познавательно-исследовательский проект "Юные исследователи неживой природы"

Вид проекта: Познавательно - исследовательскийСрок реализации проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2021 года – май 2022 года).Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, п...

Познавательно-исследовательский проект «Сортируя отходы - сохраняем природу!»

: В последние годы стали появляться контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопр...

Фотоотчёт о проведении мастер-класса «Новый год без живой ели. Альтернатива пушистой лесной красавице – новогодняя ёлочка своими руками", в рамках работы в познавательно-исследовательском проекте по экологическому воспитанию «Природа родного края. Де

https://vk.com/wall-212046767_102 ссылка на публикацию в ВКЦель: привлекать родителей к совместному творчеству с детьми, познакомить с различными технологиями украшения сосновых и еловых шиш...