ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Лаборатория неживой природы»
проект по окружающему миру (средняя группа)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Лаборатория неживой природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lab._nezh._prir._22-23.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Лаборатория неживой природы»
(для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»)
2022-2023 учебный год
Составила: Рябинина Т.Е, воспитатель. |
г.о.г. Бор
Проблема
Как познакомить детей среднего дошкольного возраста с неживой природой?
Цель:
Повышать интерес к окружающему миру, экологическую грамотность, развивать познавательную инициативу.
Задачи:
- Расширять представления детей о мире неживой природы через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, пользоваться речью-доказательством; способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опыта, эксперимента и делать выводы.
- Формировать представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую и коммуникативную)
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: 9 месяцев
Участники проекта:
- дети группы среднего возраста «Радуга»
- воспитатель, помощник воспитателя
- родители (законные представители)
Актуальность темы проекта:
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая есть не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества. Для того, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность детей, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, а именно в ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все видит, слышит и делает сам. На этом и основывается выбор темы данного проекта.
Этапы реализации:
Подготовительный:
- изучение литературы;
- обновление содержания «Уголка экспериментирования»;
- составление конспектов, опытов, пособий;
- определение тем консультаций для родителей.
Реализационный:
- проведение игровых занятий по экспериментированию;
- работа с родителями;
- чтение художественной литературы, УНТ;
- игры: настольно-печатные, пальчиковые, речевые;
- наблюдения на прогулках.
Заключительный.
Экспериментально-опытное развлечение для детей среднего возраста «Невероятные приключения в сказочной стране».
Ожидаемый результат:
Обогащенное представление детей об объектах неживой природы, освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, повышение интеллектуальной активности, любознательности и интересов детей.
Календарно-тематический план работы
№ п/п | Дата проведения | Исследовательский объект или явление | Название мероприятия, опыта, эксперимента | Основная цель | Материалы, оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь 2021 | |||||
1 | 2 неделя | Окружающий мир, мир природы и рукотворный мир. | 1.Рукотворный мир и мир природы. | Группировать предметы по происхождению. | Муляжи овощей, фруктов, кукольная мебель, посуда. |
3 неделя | 2.Нюхаем, пробуем, трогаем, смотрим. | Закрепить представление об овощах, фруктах, ягодах, грибах | Ширма, различные предметы окружающего мира, м/п | ||
4 неделя | 3.Превращение. | Знакомство со словами «превращение». Формирование действия превращения. | Картинки с изображением больших и маленьких растений, овощи и фрукты. | ||
5 неделя | 4.Свойства вещества (цвет, форма, запах, вкус). | Развитие способности к преобразованию Развитие экологического сознания. | Вода, овощи, фрукты, шишки, соль, сахар. | ||
Октябрь 2021 | |||||
2 | 2 неделя | Вода. | 1.Узнаем, какая вода. | Выявить свойства воды: льётся, прозрачная, имеет вес. | Одинаковые и разные ёмкости, набор мелких цветных предметов. |
3 неделя | 2. Вода – волшебница. | Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, при этом она меняет цвет, вкус, запах. | Емкости с водой, сахар, соль, гуашь. | ||
4 неделя | 3.Мыльные пузыри | Познакомить со свойствами воды при соединении с другими веществами | Мерная емкость с водой, мыло, коктейльные палочки. | ||
5 неделя | 4.Фонтанчики. | Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | Пластиковые бутылки, сода, вода, краски. | ||
Ноябрь 2021 | |||||
4 | 1 неделя | Воздух. | 1.Воздух вокруг нас, его свойства. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на его свойства: прозрачный, невидимый, легкий. | Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, лист бумаги, капроновый платок. |
2 неделя | 2.Загадочные пузырьки. | Обнаружить воздух в других предметах. | Ёмкость с водой, кусочки поролона, коктейльные палочки. | ||
3 неделя | 3.Игры с воздушными шариками, соломинкой, мыльными пузырями. | Знакомить с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить воздух. | Ёмкость с водой, трубочки для коктейля, 2 по-разному надутых воздушных шарика. | ||
4 неделя | 4.Воздух работает. | Дать представление о том, что воздух может двигать предметы (парусники, воздушные шары, мельницы и т.д.) | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, пластилин, палочка, воздушные шарики. | ||
Декабрь 2021 | |||||
4 | 1 неделя | Превращение воды. | 1.Лёд-вода. | Развивать представление о плавлении льда, о превращение его в воду, о зиме и лете. | Лед в целлофановом пакете. 2 картинки с одинаковыми пейзажами, но в разные времена года (лето-зима), м/п |
2 неделя | 2.Нагревание - охлаждение. | Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. | М/п, формочки, вода, снег, лед. | ||
3 неделя | 3.Испарение. | Формирование представлений, что при нагревании вода превращается в пар. | Кусочки льда, стакан со льдом, горячая и холодная вода, м/п. | ||
4 неделя | 4.Лёд - вода - пар. | Сформировать представление об агрегатных состояниях воды: лед-вода-пар | Символы: «лёд», «вода», вырезание из белого картона облако. | ||
Январь 2022 | |||||
5 | 3 неделя | Вес. | 1.Лёгкий – тяжёлый. | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов. | Пёрышки и камень. Непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой |
4 неделя | 2.Плавает – тонет. | Показать, что все легкие предметы обладают плавучестью. | Кусочек пенопласта, проволока, деревянный брусок, металлический брусок. | ||
Февраль 2022 | |||||
6 | 2 неделя | Температура (теплота). | 1.Горячо – холодно. | Научить на ощупь определять температуру воды, предметов. Напомнить правила безопасности (можно обжечься) | Пластиковые бутылки с водой, находящиеся на солнце, в тени; предметы, лежащие в тени и под лучами солнца, м/п |
3 неделя | 2.Чудесный мешочек. | Продолжать определять температуру жидкостей и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные теплее) | Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики). м/п | ||
Март 2022 | |||||
7 | 1 неделя | Песок и глина. | 1.Песочные струйки. | Знакомить со свойствами сухого песка – сыпучестью. | Пластиковые бутылки, сухой песок, воронки, лупы. |
2 неделя | 2.Песочная страна. | Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать | Песок, вода, лопаточки, совочки, ведерки, формочки. | ||
3 неделя | 3.Узнаем, какая глина. | Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьется. | Куски глины, емкости, вода, м/п | ||
4 неделя | 4.Глиняные шарики. | Учить определять качества глины: мягкость, пластичность. | Глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина, миска с водой, м/п | ||
Апрель 2022 | |||||
8 | 1 неделя | Свет. | 1.Свет повсюду. | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные. | Плакат «Время суток»,картинки с изображением источников света, предметы, которые не дают света, фонарик, м/п |
2 неделя | 2.Свет и тень. | Познакомить с образованием тени от предметов, создать с помощью теней образы. | Оборудование для теневого театра, фонарь. | ||
Апрель 2022 | |||||
9 | 3-4 недели | Магнетизм. | 1-2. Волшебная рукавичка. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, магнитный конструктор. |
Май 2022 | |||||
10 | 4 неделя | Экспериментально – опытное развлечение в группе (на улице) | Невероятные приключения детей в сказочной стране. | Закрепить знания о свойствах воды, воздуха, магнита, о явлениях природы, развивать мышление, умение анализировать, делать выводы, доброжелательности друг к другу, к окружающему миру. | Конверты с письмами, рюкзак, магнит, оборудование для опытов, плоскостной замок и ключи, сундук, книги со сказками. |
Литература.
1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Москва, 2012.
2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Москва, 2001.
3.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, 2011
4.Тугушева П.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательно-исследовательский проект "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"
Создать условия для постижения дошкольниками новых естественнонаучных понятий через практическое освоение темы (с помощью наблюдений и опыта дети смогут проследит...
Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Живая и неживая природа зимой»»
ТЕМА: «Живая и неживая природа зимой»» Цель: Создать условия для актуализации знаний детей о жизни животных, птиц и деревьев зимой. Задачи: Организовать деятельность детей по обобщению и системати...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ. «Мир природы»
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельностьВоспитание личности ребёнка посредством включения его в познавательн...
Познавательно-исследовательский проект "Юные исследователи неживой природы"
Вид проекта: Познавательно - исследовательскийСрок реализации проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2021 года – май 2022 года).Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, п...
Познавательно-исследовательский проект «Сортируя отходы - сохраняем природу!»
: В последние годы стали появляться контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопр...
Фотоотчёт о проведении мастер-класса «Новый год без живой ели. Альтернатива пушистой лесной красавице – новогодняя ёлочка своими руками", в рамках работы в познавательно-исследовательском проекте по экологическому воспитанию «Природа родного края. Де
https://vk.com/wall-212046767_102 ссылка на публикацию в ВКЦель: привлекать родителей к совместному творчеству с детьми, познакомить с различными технологиями украшения сосновых и еловых шиш...
Познавательно - исследовательский проект «Каменные ворота» - памятник природы нашего города»
Презентация проекта...