ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ. «Мир природы»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность
Воспитание личности ребёнка посредством включения его в познавательную и исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
С ДЕТЬМИ.
«Мир природы»
Подготовительная группа.
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: Фёдорова Светлана Михайловна
2017 год
Проект: долгосрочный
Вид проекта: познавательный, исследовательский.
Продолжительность: 1учебный год
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Цель: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность
Воспитание личности ребёнка посредством включения его в познавательную и исследовательскую деятельность.
Задачи:
• обогащение представлений о ценности природы и правилах поведения в ней у воспитанников;
• развитие у детей эмоционально-чувственной сферы и желания помогать природе.
• формирование у детей элементов экологического сознания,
• формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранный характер;
Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться её красоте.
Этапы реализации проекта:
I этап. Изучения научной и учебно-методической литературы
Свою работу я начала с изучения научной и учебно-методической литературы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников».
В течение реализации проекта я изучала, приобретенную мною литературу по экологическому воспитанию детей:
С.Н. Николаева «Юный эколог»;
Н.Н.Кондратьева «Мы» программа экологического воспитания;
Л.А. Саморукова «Как знакомить школьников с природой»;
О.А.Скорлупова «Цветущая весна, травы»;
О.А.Скорлупова «Весна, насекомые, перелётные птицы»;
В.А.Баймашова, Г.М.Охапкина « Ознакомление дошкольников с комнатными растениями» и т.д.
II этап. Подбор и разработка методических пособий
Я подобрала для изучения с детьми интересное пособие «Экологические сказки» для работы с детьми дошкольного возраста Натальи Рыжовой. Дети, кроме интересных, полезных знаний, получают яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок.
Следующим этапом явилось: разработка методического пособия «Лэпбук». В связи с внедрением ФГОС каждый педагог ищет новые подходы. Я начала создавать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное и незаменимое пособие. Лэпбук - это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить перед собой и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся необходимые материалы по теме.
В самой книге информация про насекомых представлена в разных разделах:
Загадки про насекомых;
Цикл развития насекомых;
Мастерилка «Букашки из бумажки»;
Это интересно!;
Альбом для рассматривания «Насекомые»;
Дидактическая игра «Отгадай насекомое»;
Домашнее задание.
Таким образом, создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет детям быстро освежить в памяти пройденную тему. Лэпбук позволяет организовать познавательную и исследовательскую деятельность как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребёнка дома.
IIIэтап. Мини-проект «Мир камней»
I этап. Рождение проблемы.
Дети играли в песочнице, выкопали большую яму и нашли осколок кирпича. Пригласили воспитателя и сообщили, что нашли полезные ископаемые.
Цели проекта:
1. Расширить представление о полезных ископаемых, об их свойствах. Познакомить со способами образования и добычи этих полезных ископаемых.
2. Развивать способности к поисковой деятельности:
- определять задачи, исходя из поставленной проблемы;
- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
3. Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
Задачи проекта:
1. Вызвать интерес к исследованию полезных ископаемых, их свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, шахта, карьер, буровая скважина.
4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
5. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
6. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели группы
II этап. Подбор художественной и научной литературы, материалов для исследования
П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».
Братья Гримм «Беляночка и Розочка».
Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.
Подбор иллюстраций с изображением полезных ископаемых.
В экспериментальный уголок мною был приобретен, набор полезных ископаемых в размере 15 наименований.
III этап. Основной
1. Наблюдение на прогулке за неживой природой (глиной, песком).
Цель: развивать интерес ко всему живому, окружающему нас; выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых.
Цель: Расширять знания о природе. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
4. Занятия познавательного цикла: «Полезные ископаемые», «Эта удивительная глина», «Полезные ископаемые – соль, торф и глина», «Камни родного края», «Экспедиция по родному краю», «В гостях у хозяйки Медной горы», «О чем рассказали горы».
5. Беседа о полезных ископаемых.
Задачи: формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.
6. Работа с набором полезных ископаемых
Задания с камнями:
1.Найти самый большой и самый маленький камешки.
2. Выбрать самый красивый и объяснить свой выбор.
4. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит?(цвет, форма, структура)
5.Каким камешком лучше всего рисовать? ( Мелом, углем).
6. Сделаем музыкальный инструмент. Как гремит один камешек? Два?
7.Показать детям спичку и два кремня. Что у них общего?
8.Встречали ли вы их раньше, если да, то где?
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.
IV этап. Заключительный
Анализ результативности
1. Дети получили первичные представления о полезных ископаемых, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.
2. Различают понятия (торф, глина, соль, уголь, руды, нефть).
3. Имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение полезных ископаемых и бережное отношение к окружающей природе.
IV этап. Проект «Огород на окне»
Этапы реализации работы «Огород на окне»
1 этап – подготовительный.
Постановка проблемы с детьми «Как овощи попадают к нам на стол?»
Изучение данного вопроса теоретически и подготовка к практической работе.
Подбор семян, приобретение инвентаря для создания условия реализации уголка «Огород на окне».
2 этап - основной.
1.Практическая деятельность: посадка лука, томатов, салата, петрушки, укропа, огурцов.
Цель: вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
2.Опыт-наблюдение за ростом огородной культуры.
Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.
3.Труд в уголке природы.
Цель: вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них,
продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
4.Оформление дневника наблюдений.
Цель: зафиксировать наблюдения за растениями.
3 этап - заключительный.
Анализ результативности.
1.Дети познакомились с культурными растениями.
2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельностипо выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. Дети увидели многообразие посевного материала, особенности его прорастания.
4. Дети стали бережно относится к растительному миру.
5. В группе был создан огород на окне.
6.Дети стали более уважительно относится к труду.
7. Наблюдения были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Работа с родителями:
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для создания уголка «огород на окне».
V этап. Создание дидактических игр, картотек
Так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. На основе полученных знаний мною совместно с детьми и родителями были созданы дидактические игры экологического содержания:
Цель: формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определённого поведения, бережного отношения и любви к природе у детей дошкольного возраста, через игру.
Задачи:
·формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
·развитие познавательного интереса к миру природы;
·формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
·воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
·формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
·формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
·освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
·формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
·формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
«Береги живое»
Цель:учить правильному поведению во время пребывания на природе;
закреплять знание правил безопасного поведения за городом.
«Времена года»
Цель: Расширять представления детей о временах года (зима, весна, лето, осень), сезонных явлениях. Развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.
Результат: Настольно-печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Во время работы над проектами нами была создана картотека:
1. Опыты с водой;
2.Опыты с магнитом и солнечным светом;
3.Опыты с почвой и ветром
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Развивать мелкую моторику и тактильно-чувствительность ,учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
4. Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях
5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)
6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования
7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой
8. Продолжать учить любоваться красотой летней природы
9. Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)
Заключение
Проводимая работа помогла :
Создать условия для самостоятельного установления детьми связей и отношений между системами объектов и явлений живой и не живой природы;
Совершенствовать умения детей определять способ получения необходимой информации для работы над темой их деятельности
Развивать умение детей самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом и корректировать свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательно-исследовательский проект "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"
Создать условия для постижения дошкольниками новых естественнонаучных понятий через практическое освоение темы (с помощью наблюдений и опыта дети смогут проследит...
Познавательно-исследовательский проект с детьми старшей группы "Биоробот"
Работа по реализации познавательно-исследовательского проекта "Биоробот" включала коллективную деятельность детей старшей группы и индивидуальную деятельность дошкольников.Цель: развитие п...
Познавательно-исследовательский проект "Юные исследователи неживой природы"
Вид проекта: Познавательно - исследовательскийСрок реализации проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2021 года – май 2022 года).Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, п...
Презентация к проекту: Познавательно-исследовательский проект с детьми раннего возраста по ознакомлению детей с овощами и фруктами "Где живут витамины?"
Актуальность темы: Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, котор...
Познавательно-исследовательский проект «Сортируя отходы - сохраняем природу!»
: В последние годы стали появляться контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопр...
Фотоотчёт о проведении мастер-класса «Новый год без живой ели. Альтернатива пушистой лесной красавице – новогодняя ёлочка своими руками", в рамках работы в познавательно-исследовательском проекте по экологическому воспитанию «Природа родного края. Де
https://vk.com/wall-212046767_102 ссылка на публикацию в ВКЦель: привлекать родителей к совместному творчеству с детьми, познакомить с различными технологиями украшения сосновых и еловых шиш...
Познавательно - исследовательский проект «Каменные ворота» - памятник природы нашего города»
Презентация проекта...