Познавательно-исследовательский проект «Сортируя отходы - сохраняем природу!»
проект по окружающему миру (старшая группа)
: В последние годы стали появляться контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? Почему мы бросаем мусор в общий мусорный бак детского сада, а не в специальные контейнеры для раздельного его сбора? В результате чего у нас возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 206.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 г. Пугачёва Саратовской области»
Познавательно-исследовательский проект
«Сортируя отходы - сохраняем природу!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Временные рамки проекта:
3 месяца (март, апрель, май).
Авторы проекта: ;
Лёвкина Оксана Евгеньевна
воспитатель, высшая категория.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
2022 год
Оглавление:
Пояснительная записка …………………………………………………………...................3-4
Содержание …………………………………………………………………………………..5-9
Список литературы…………………………………………………………………................10
Приложения…………………………………………………………………………………...11
Пояснительная записка.
Проблема: В последние годы стали появляться контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? Почему мы бросаем мусор в общий мусорный бак детского сада, а не в специальные контейнеры для раздельного его сбора? В результате чего у нас возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.
Актуальность: Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Твёрдые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для повторного использования. Здесь можно обнаружить немалое количество картона и бумаги, древесины и текстиля, кожи, резины, пластмассы и других материалов.
За последние годы мы наблюдали ряд провальных начинаний, направленных на то, чтобы убедить население сортировать мусор перед тем, как его выкидывать. Но начинания эти как-то не прижились практически нигде. Большинство населения попросту не привыкли к раздельному сбору мусора. Всем известно, что привычки взрослого человека поменять довольно сложно. А всё наше взрослое население выросло в условиях, когда о сортировке мусора задумывались лишь единицы. Опыт зарубежных коллег показывает, что мы можем сколько угодно призывать взрослых «мусорить правильно», результат будет невысоким. Обучать граждан раздельному сбору отходов нужно с детского возраста. Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном детстве развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Цель проекта: повышение экологической культуры дошкольников через знакомство с принципами раздельного сбора и возможностью их вторичного использования бытовых отходов.
Основные задачи проекта:
Образовательные:
1. Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации.
2. Создать условия для получения детьми знаний и умений о возможном вторичном использовании бытовых отходов.
3. Продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.
Развивающие:
- Развивать интерес к познавательной экспериментально-исследовательской деятельности.
- Продолжать развивать трудовые навыки и умения.
- Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
- Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
- Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.
Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный (март, апрель, май).
Планируемый результат:
- Наличие представлений об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
- Наличие представлений о раздельном сборе отходов;
- Наличие знаний и умений возможности вторичного использования бытовых отходов;
- Выпуск информационных буклетов родителям;
- Повышение качества экологической культуры детей;
- Сдача собранной макулатуры на дальнейшую переработку;
- Сдача отработанных батареек.
Содержание:
1 этап – Подготовительный:
- Составление плана работы по реализации проекта.
- Опрос родителей и детей: Сортируют ли они мусор для утилизации?
Используют ли бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
- Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап – Основной:
День недели | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами. | |
ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах. | ||
1 неделя марта. | Утро: Наблюдение за тем, как и куда люди ежедневно выбрасывают мусор. Вечер: Чтение стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия». | Буклеты «Раздельный сбор мусора» (Приложение 2). Акция «Крышечки добра!». | |
2 неделя марта. | ООД Познавательное развитие. Просмотр мультимедийной презентации «Откуда берется и куда девается мусор?» Цель: Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации; (Приложение 1). | Утро: Рассматривание буклетов и памяток по сортировке мусора с комментариями. (Приложение 2). Вечер: Д/и: «Сортируем мусор правильно». | |
3 неделя марта. | ООД «Познавательное развитие». Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги». (Приложение 3). Цель: расширение представлений детей о бумаге, её свойствах. Продолжать обучать детей фиксировать результаты исследований. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. | Утро: Рассматривание видов бумаги. Вечер: ООД Речевое развитие. Беседа «История сбора макулатуры» (Приложение 4). | Акция «Сдай макулатуру - спаси дерево!» |
4 неделя марта. | ООД «Познавательное развитие». Опытно-экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги». (Приложение 5). Цель: Знакомство детей со способом изготовления бумаги. | Вечер: Просмотр мультфильма «Маленькое большое море» - Смешарики. | |
5 неделя марта. | ООД «Художественно-эстетическое развитие». Рисование запрещающих знаков «Собирайте мусор раздельно!» (Приложение 6). Цель: Закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе; Закрепить умение рисовать красками, подбирая нужные цвета, оттенки. | Утро: Д./и: «А как бы я поступил». Вечер: ООД «Социально - коммуникативное развитие». Сюжетно-ролевая игра «Поход на лесную полянку». | Совместная творческая деятельность родителей и детей «Волшебная рыбка» из бросового материала. |
1 неделя апреля. | ООД «Познавательное развитие». «Польза и вред батарейки». (Приложение 7). Цель: формирование знаний детей о пользе и вреде батареек. | Утро: Чтение энциклопедии «История батарейки»; рассматривание иллюстраций. | Привлечь родителей к изготовлению контейнеров для сбора батареек. Акция: «Батарейки – сдавайтесь!» (Приложение 9). |
2 неделя апреля. | Вечер: Чтение экологической сказки Беспалова Л. В. «Нет места мусору!» с последующим обсуждением. | ||
3 неделя апреля. | ООД «Познавательное развитие». Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства полиэтилена, пластика и пластмассы». (Приложение 8). Цель: расширение представлений детей о свойствах искусственных материалов: полиэтилен, пластик, пластмасса. | Утро: Чтение М. Крюков «Не надо мусорить в лесу». Вечер: Д/и «Что будет, если…», «Сортируем мусор правильно». | Сбор фантиков, цветных полиэтиленовых пакетиков. |
4 неделя апреля. | ООД «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация «Королева Мусора» (Приложение 9). Цель: формировать умение передавать в аппликации образ человека. Упражнять в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. | Утро: Рассматривание сюжетных картин и беседа по их содержанию. Вечер: ООД «Социально - коммуникативное развитие». Сюжетно-ролевая игра «Юные экологи». | Выставка творческих работ детей «Королева Мусора». |
Май. | ООД «Социально - коммуникативное развитие». Игра-викторина «Сбережем город от мусора!» (Приложение 10). Цель: Закрепление знаний детей об источниках возникновения отходов, их классификации, способах утилизации и возможности вторичного использования. |
3 этап – Заключительный:
- Сдача собранной макулатуры на дальнейшую переработку.
- Сдача отработанных батареек.
- Выводы воспитателей о значимости и необходимости проделанной работы. Презентация проекта.
- Обсуждения с детьми достигнутых результатов, сложностей проекта.
Список литературы.
- Артёмова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. Большая энциклопедия открытий и изобретений/Науч. - поп. издание для детей. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
ПРИЛОЖЕНИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Сортируя отходы, сохраняем природу!"
На видео представлены результаты экологического проекта, направленые на осознание детьми и взрослыми значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора.https://www.youtube.com...
Консультация для родителей «Сортируем отходы, сохраняем природу!»
Все чаще и чаще в современном обществе поднимаются вопросы на тему экологии. Экологическое воспитание — это дело осознанных родителей. С помощью этой темы я хочу донести до родителей, наско...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сортируем мусор — бережём природу!»
Что мы знаем о мусоре? Что необходимо сделать с ним, чтобы не навредить природе? Даже не все взрослые могут ответить на этот вопрос. Дети же имеют представления об источниках возникновения мусора, но ...
Экологический проект «Сортируем мусор — бережём природу»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сортируем мусор — бережём природу" Цель - формирование у детей особого отношения к ненужным вещам – не как к привычному для нас мусору, а как к ценному вторичному сырью. ...
Фотоотчет о изготовлении пособия, экологический ай - стоппер "Собирая отходы сохраняем природу"
Фотоотчет о изготовлении пособия, экологический ай - стоппер "Собирая отходы сохраняем природу"...
Консультация для родителей «Сортируя отходы - сохраняем природу»
Консультация для родителей, о необходимости сортировки мусора. Приобщение детей дошкольного возраста к данной проблеме....