Конспект прогулки «Осенние наблюдения» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект прогулки «Осенние наблюдения» в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_progulki.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект прогулки «Осенние наблюдения» в старшей группе
Задачи:
- учить сравнивать деревья, кустарники по внешним признакам (цвету и особенностям коры, толщине и гибкости веток, по форме листа, расположению хвоинок на ветке, закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях.
- развивать связную речь у детей, закрепить произношение звуков, активизировать словарный запас детей: багряный, бук.
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, способствовать формированию коммуникативных навыков.
Предварительная работа: наблюдения за деревьями и кустарниками на участке центра, чтение литературы природоведческого характера, разучивание стихов о природе; рассматривание иллюстраций с изображение деревьев и кустарников.
Ход прогулки:
Вводная беседа.
Воспитатель читает стихотворение:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Воспитатель: сколько осенних месяцев вы знаете? Как они называются? (три: сентябрь, октябрь и ноябрь)
Воспитатель: а какие приметы осени вы можете назвать? (перелетные птицы улетают на юг, дни стали короче, а ночи длиннее, холодные дни, сильный уже холодный ветер, часто идут моросящие дожди; листья становятся на желтыми, оранжевыми, красными, багряными; начинается листопад; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно).
Воспитатель: кто из вас любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)
Речевая игра: «Скажи красивые слова об осени»
Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову.
Осень- золотая, разноцветная, красивая, щедрая, любимая и т. д.
Воспитатель: ребята, сегодня на прогулке мы посмотрим какие изменения произошли в природе и насладимся яркими красками осени.
Воспитатель: какая сегодня погода? (ответы детей)
Воспитатель: обратите внимание на небо. Какое небо? (ответы детей)
Воспитатель: как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? (ответы детей)
Воспитатель: сегодня мы будем наблюдать за кустарники, деревьями и цветами, посмотрим, какие изменения с ними произошли по сравнению с летом.
Основная часть.
1. Наблюдение за шиповником.
Воспитатель: дети, подойдите и рассмотрите кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе его называют “дикой розой”.
Осторожно оторвите ягодку, шиповник имеет шипы, ими можно пораниться.
Рассмотрите листья шиповника, листья сложные, состоящие из остропильчатых листочков.
Это растения цветет весной, цветки крупные и душистые, лепестки бывают розового, красного, белого или жёлтого цвета.
Плоды - мясистые ягоды жёлтой, красной или чёрно-бурой окраски. Плоды шиповника содержат в себе целебные свойства, поэтому осенью эти ягоды собирают, сушат, а затем пьют чай.
Среди цветов малокровных,
Теряющих к осени краски,
Пылает поздний шиповник,
Шипящий, закатно - красный
Наблюдение за облепихой.
Воспитатель: дети, а вот еще одно очень интересное растение облепиха с красивыми пурпурно-желтыми и оранжевыми ягодками. Обратите внимание, что листья у облепихи не изменили свою окраску.
Облепиха тоже, как и шиповник, - лекарственное растение.
Наблюдение за лесным орехом.
Воспитатель: дети, кто знает, как называется этот кустарник? (ответы детей)
Воспитатель: этот чудесный кустарник называется лесной орех, на нем растут вкусные орешки, собирают орешки в конце лета, в августе.
Наблюдение за буком.
Воспитатель: дети, посмотрите какое красивое деревце. кто знает, как оно называется?
(ответы детей)
Воспитатель: сейчас я прочту стихотворение, в котором будет новое интересное название дерева.
Воспитатель читает стихотворение: «Листопад» В. Нирович
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
А теперь давайте прочитаем это стихотворение все вместе, повторяйте за мной.
Молодцы! А теперь скажите как называется это дерево?
Воспитатель: правильно, это бук с красивыми золотистыми листочками.
Наблюдение за вишней.
Воспитатель: ребята, посмотрите, еще одно дерево с интересной окраской листьев. Кто знает, что это за дерево?
На этом дереве летом растут очень вкусные ягодки, послушайте загадку
Сижу на дереве:
Красная, как кровь,
Круглая, как шар,
Вкусная, как мед.
Воспитатель: что это за дерево?
Дети: вишня
Воспитатель: правильно, вишня. Теперь мы видим, что листочки осенью у некоторых деревьев бывают багрового цвета.
Наблюдение за рябиной.
Воспитатель: отгадайте загадку
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье. (рябина)
Воспитатель: дети – это рябина. Рябина очень красивое дерево и когда цветет, и осенью, когда у нее появляются плоды.
Плоды рябины красные ягодки, их очень любят птички, особенно когда холодно. Люди тоже используют ягоды рябины как лекарство.
Послушайте про неё стихотворение:
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкая,
А она – как хина.
Толи это ягодка
Просто недозрелая,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Воспитатель называет дерево, дети должны подобрать соответствующее прилагательное:
С рябины - … рябиновый
С тополя - … тополевый
С липы - … липовый
С дуба –… дубовый
С березы - … березовый
С осины - … осиновый
С клена - … кленовый
Наблюдение за елкой, сосной.
Воспитатель: дети, послушайте загадку.
Зимой и летом одним цветом. (елка, сосна)
Воспитатель: правильно – это елка, посмотрите на ель.
и скажите, на елке листочки растут? (нет)
Воспитатель: правильно, а что растет на елке. (зеленые иголки)
Воспитатель: молодцы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зелеными иголками.
Воспитатель: скажите, на какую фигуру похожа елка? (на треугольник)
Воспитатель: правильно, ребята. Послушайте стихотворение о елке:
Елка, елка елочка,
Вершинка, что иголочка.
С буйным ветром борется.
Дотронешься – уколешься.
Воспитатель: дети, обратите внимание на траву. Как она изменилась? (ответы детей)
Воспитатель: посмотрите вокруг, цветут ли сейчас какие-либо растения? (ответы детей)
Воспитатель: так ли их много как летом? С чем связаны такие изменения осенью? (меньше света, тепла).
Речевая игра: «Найди и опиши» (найти растение, которое назовет воспитатель).
Подвижная игра «Ветер-ветерок ".
Воспитатель просит детей встать в круг. Выбирают ведущего – "Ветерок".
Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".
Ведущий - "Ветерок" догоняет остальных детей. Игра повторяется несколько раз..
Трудовая деятельность.
Сбор листьев для гербария.
Цель: формировать желание работать сообща.
Итог прогулки:
Понравилась ли вам прогулка?
За какими деревьями мы сегодня наблюдали?
Какие кустарники встречали на прогулке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки в зимнее время. Старшая группа
в предлагаемом конспекте прогулки в зимний день с детьми старшего возраста рассматривается несколько видов деятельности по разным образовательным областям....
Конспект прогулки "Осенняя фантазия" в средней группе
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.Коррекционные задачи:Познавательное развитие:· Формировать обобщённое пред...
Конспект прогулки для детей в старшей группе
Цель: развитие у детей основ ЗОЖ.Программные задачи: Оздоровительные: формирование правильной осанки;Образовательные: совершенствовать двигательные навыки: быстрота, ловкость, сила;Воспитательные: вос...
Конспект сценария осеннего праздника в старшей группе на тему: "Как Баба - Яга осень украла".
Цель: Создать веселое настроение у детей, формировать положительные эмоции при встрече с осенью....
Прогулки осенью в ноябре. Старшая группа ДОУ
Прогулки осенью в ноябре. Старшая группа ДОУ...
Целевая прогулка "Осеннее путешествие в старшей группе"
Целевая прогулка «Осеннее путешествие» в старшей группеПровела –Канакаева Марина Маевна.Возраст детей –старшая группа .Дата проведения-19 октября 2023 г.Цель: закрепить з...