НОД по Познавательному развитию для детей младшей разновозрастной группы на тему "Этикет за чаепитием"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Целинный детский сад «Колосок» филиал МБДОУ «Ключевский
детский сад №1 «Аленушка» комбинированного вида
Ключевского района Алтайского края.
НОД по Познавательному развитию
для детей младшей разновозрастной группы
на тему: «Этикет за чаепитием»
Подготовила и провела: воспитатель Кушнерева Н.В.
2023 год
Цель: Развивать у детей интерес к познавательной деятельности, потребности в новых знаниях. Познакомить с правилами этикета в столовой.
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с назначением чайной посуды и чайных приборов. Расширить знания детей о сервировке стола и столовых приборах. Закреплять знания о правилах культурного поведения за столом.
Развивающие: Развивать внимание, мышление и тактильную память. Отработать навыки использования салфетки после еды. Упражнять в умении украшать стол (вазочки с цветами, салфетки).
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать аккуратность, любознательность и активность. Формировать эстетическое отношение к сервировке стола.
Структура
1. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию темы.
2 Актуализация.
Ребята, я пригласила в гости веселого деревянного человечка с длинным носом. Кто это? Как его зовут? Вы помните, что Буратино убежал от злого Карабаса Барабаса? Он долго бродил по лесу и попал в гости к Мальвине. Но и оттуда убежал, так как девочка его пригласила на завтрак, а он не знал, как нужно вести себя за столом. Я и подумала: у нас в группе все ребята умеют вести себя за столом, много знают о посуде. Давайте научим Буратино правилам поведения за столом, чтоб ему было не стыдно за себя. Плохо быть таким невоспитанным мальчиком. Вы согласны помочь Буратино? Да.
#1053;овый материал
Воспитатель: Ребята, а пока мы ждем нашего гостя, надо подготовиться и накрыть на стол.
- С чего нужно начать сервировать стол? Накрыть стол скатертью. Кто мне поможет застелить скатертью стол? Вот молодцы. Посмотрите, как красиво и аккуратно лежит наша скатерть.
У меня в руках чайная чашка, посмотрите какая она. Для чего нам нужны чашки? Из этой чашки Буратино будет пить чай. Чайную чашку мы поставим на блюдечко, вот так.
(Воспитатель демонстрирует посуду и ставит на стол.)
Рассказ: Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней — блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки — пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.
На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные — каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар — в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, — на тарелке.
Игра с детьми: У меня в руках большая корзина. Здесь много разных продуктов. Давайте разберемся, что из этого можно положить на стол, с чем будет вкусно пить чай.
В корзине игрушки :лимон, пирог, сладкий рулет, ватрушка, кукуруза, помидор, огурец, лук, чеснок, перец, Воспитатель достает по одному предмету и обсуждает, можно ли положить это на сладкий стол.
Что мы положим в сахарницу? конфетницу? Для чего нам нужен заварочный чайник?
Воспитатель с детьми накрывает стол для Буратино.
Посмотрите, как красиво мы с девочками расставили посуду для чаепития.
Чтоб еще красивее смотрелся наш стол, давайте поставим сюда вазочку с цветами и поставим салфетницу.
Итак, все готово к приему гостя.
Появляется игрушка Буратино.
Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады видеть тебя у нас в гостях. Заходи в игровую.
Буратино: Да я еще немного погуляю, а потом приду.
Воспитатель: Правильно ли поступает Буратино?
Общие правила перед приемом пищи.
Не заставляй себя ждать и приглашать кушать несколько раз. Это неуважение к приглашающему.
Буратино: Ладно, так и быть, я сяду за стол.
Воспитатель: Что делает неправильно Буратино?
ПРАВИЛО:
Тщательно помой руки. Желательно с мылом.
Воспитатель: Кто покажет Буратино, как нужно мыть руки?
Молодец, Витя. Ты очень хорошо показал Буратино, как мыть руки. Теперь и Буратино у нас с чистыми руками.
(Воспитатель приглашает всех к столу.)
Давайте расскажем Буратино, как правильно нужно вести себя за столом.
Какие же это правила?
Правила очень просты:
-сахар берут из сахарницы общей ложкой, которая там находится, и не забывают вернуть ее обратно;
-для лимона кладется специальная вилочка;
- печенье, пирожки, конфеты берут из вазы (блюда) рукой; торт кладут на тарелку специальной лопаточкой;
Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.
- если выпита первая чашка чая, не спеши просить вторую, посмотри, все ли гости получили по первой;
Положив сахар в чай чайной ложкой, размешивай его бесшумно.
После этого ложечку надо вытащить, чтобы она не мешала пить.
Буратино сидит за столом, раскачивается на стуле и громко требует, чтоб ему дали еще торт.
Правило: Вы должны знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к себе всеобщее внимание.
Нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить злые и плохие слова.
Ребенок должен знать, что нельзя позволять себе громко чавкать, говорить с полным ртом. В рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
Воспитатель: Ой, Буратино, разве после еды вытирают рот руками?
Для этого есть специальная салфетка.
Правило:
Когда чаепитие подойдет к концу, промокни губы бумажной салфеткой, встань из-за стола и не забудь поблагодарить за вкусное угощение!
Правило: Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».
4. Закрепление: Давайте я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Посмотрим, все ли вы знаете!
Когда приглашают за стол друзья,
Что можно там делать?
Что делать нельзя?
Ответьте, ребята, мне поскорей,
И мы позовем много гостей!
-Можно руками есть торт? (нет)
-А вытирать салфеткой рот? (да)
-Можно класть ноги на стол? (нет)
-А ронять хлеб на пол? (нет)
-Можно красиво и ровно сидеть? (да)
-А за столом очень громко реветь? (нет)
- А можно вилкой есть суп? (нет)
-А говорить спасибо и пожалуйста? (да)
-Можно все аккуратно поесть? (да)
Ну, какие молодцы! Все правильно ответили.
Буратино: Спасибо вам, ребята! Я вам так благодарен за помощь! Вы мне столько интересного рассказали!
5. Рефлексия.- Ребята, вам понравилась встреча с Буратино? А вы усвоили все правила поведения за столом? Вы рады, что смогли помочь Буратино стать воспитанным человеком?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья».
Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья» направленно на обобщение и уточнение знания детей о семье, ...
Познавательно-творческий проект в младшей разновозрастной группе "Осень, Осень в гости просим"
Проект позволяет в условиях воспитательного – образовательного процесса в ДОУ расширять знания детей о сезонных изменениях в природе связанных с наступлением осени ; деревья, п...
Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички»
Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички»...
Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП)в младшей разновозрастной группе на тему: «Заболел зайчишка»
Открытая деятельность охватывающая все образовательные области....
Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей младшей разновозрастной группы
Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей младшей разновозрастной группы...
Конспект познавательного мероприятия для детей старшей разновозрастной группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»
Сегодня, 27 января вся страна отмечают праздник День полного снятия Блокады Ленинграда. Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на н...