проект "Маленькие Эйнштейны"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность и высокая степень значимости предлагаемого инновационного проекта «Маленькие Эйнштейны» заключается:
- в наиболее открытом и существенном использовании образовательного потенциала семей;
- в повышении качества профессиональной подготовленности педагогов по организации образования в ДОО.
Основной идеей проекта является использование новых форм и видов занятий, современных образовательных технологий и методических материалов по экологическому образованию и просвещению, формированию экологического сознания и культуры дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkie_eynshteyny.docx | 403.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» Г. ТАЙШЕТА
Содержание проекта:
1.1 Обоснование актуальности проекта 3
1.4 Основные направления реализации проекта 6
1.5 Компоненты модели образовательной среды по экологическому просвещению дошкольников 7
1.6 Этапы реализации и механизмы реализации проекта 9
2.1 Условия, обеспечивающие реализацию проекта 10
2.2 Технологии и методики используемые в ходе реализации проекта 10
2.4 Предполагаемая результативность проекта 13
2.5 Результаты достижений обучающихся 13
Список использованной литературы: 14
1. Общие положения проекта
1.1 Обоснование актуальности проекта
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помощь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики. Новизна его, по мнению Л. В. Моисеевой, проявляется «в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам»
П. Г. Федосеева считает, что основной целью экологического воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе».
Модернизация дошкольного образования, содержание и направления которого определяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), ставит задачу перед педагогами дошкольного образования – развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6.4 ФГОС ДО), обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования (п. 1.6.7 ФГОС ДО). Осуществление этих задач становится возможным посредством формирования у детей познавательно- исследовательской деятельности через экологическое воспитание.
Необходимость формирования познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста также отмечена в действующем Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64), где сказано, что в задачи дошкольного образования входит целенаправленное формирование познавательно активной личности, обладающей исследовательскими умениями, так как это является необходимым условием полноценного развития ребенка, успешности его адаптации к школе и успешной социализации в современном стремительно развивающемся социокультурном пространстве. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе № 273 – Ф3«Об образовании в Российской Федерации» (ст.20), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации», соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
В условиях современного образования, учитывая постоянно меняющую ситуацию в стране, и принимая во внимание ответственную роль дошкольного образования в дальнейшей судьбе своих воспитанников, наш педагогический коллектив осознает необходимость изменений сущности воспитательно- образовательного процесса.
Актуальность и высокая степень значимости предлагаемого инновационного проекта «Маленькие Эйнштейны» заключается:
- в наиболее открытом и существенном использовании образовательного потенциала семей;
- в повышении качества профессиональной подготовленности педагогов по организации образования в ДОО.
Основной идеей проекта является использование новых форм и видов занятий, современных образовательных технологий и методических материалов по экологическому образованию и просвещению, формированию экологического сознания и культуры дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Принципиальное отличие и новизна проекта заключается в разработке и внедрении методов работы по двум направлениям: экологическое и познавательно-исследовательское.
Инновационный проект имеет высокую степень практической значимости, является наиболее удачной формой введения детей в мир экологии. Проект способствует созданию условий для повышения уровня мотивации к познавательно–исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
1.2 Цель, задачи проекта
Цель – создание условий для экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
- Формировать основы экологической культуры,
- Расширять знания об особенностях и многообразии природы Родного края, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе.
- Формировать умение добывать знания, искать пути решения проблемных ситуаций.
- Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, умение делать выводы и устанавливать причинно–следственные отношения (анализ, классификация, сравнение, обобщение) через развитие мыслительных способностей.
- Способствовать формированию социально–личностного развития каждого ребенка – развития коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Привлекать родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к экологическому воспитанию детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.
- Обогатить развивающую предметно–пространственную среду по экспериментальной деятельности.
1.3 Принципы проекта
Проект предусматривает реализацию идеи экологического просвещения дошкольников, опираясь на следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
- учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
- принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих образовательный процесс более эффективным);
- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
- принцип индивидуальности проекта (учитывать индивидуальные особенности воспитанников);
- принцип результативности (в проекте должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
- принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
- принцип межпредметности (предполагает максимальную приближённость содержания программы с областями деятельности);
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
1.4 Основные направления реализации проекта
Участниками образовательного процесса являются воспитанники, педагоги, родители (законные представители), так же актуальным является организация развивающей предметно – пространственной среды (далее по тексту РППС). Согласно выше сказанному содержание инновационного проекта будет рассматриваться в трех направлениях:
Ожидаемые результаты для дошкольников:
- дети знают об особенностях и многообразии природы Родного края, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе,
- у детей сформированы основы экологической культуры, умение добывать знания, искать пути решения проблемных ситуаций.
- дети могут самостоятельно делать выводы и устанавливать причинно–следственные отношения (анализ, классификация, сравнение, обобщение),
- сформированы основы социально–личностного развития каждого ребенка –коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
1.5 Компоненты модели образовательной среды по экологическому просвещению дошкольников
Организация образовательной среды в дошкольном учреждении с учетом ФГОС ДО создана таким образом, чтобы наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Важной задачей является не только обучение детей, наделение их определенной системой знаний, но создание условий, при которых дети научатся мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.
С этой целью необходимо создать «развивающие центры» вместо традиционных «экологических уголков»:
Название центра | Цель, задачи центра | Виды детской деятельности | Участники | Образовательные технологии |
Центр «Науки и природы» | Цель: развитие познавательной активности дошкольников через экологическое образование. Задачи: 1. Формировать основы экологической культуры. 2. Расширять знания об особенностях и многообразии природы Родного края. 3. Закреплять представления о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде. 4. Воспитывать гуманное отношение к природе. 5. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. 6. Развивать у детей умственные способности, мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. | Дети изучают природу родного края, знакомятся с флорой и фауной родной страны и малой Родины. Дети учатся применять свои знания на практике, создавать проекты по интересующим темам. Организуется место для постоянной выставки, где дети размещают рисунки, различные коллекции, экспонаты в процессе изучения тем экологической направленности. | Педагоги ДОО, воспитанники, родители | Технология исследовательской деятельности Игровая технология Личностно–ориентированные технологии Здоровьесберегающие технологии |
Экспериментальная лаборатория «Маленькие Эйнштейны» | Цель: создание условий для проведения опытов и экспериментов. Задачи: 1. Выделить помещение для создания Лаборатории. 2. Создать условия для работы в Лаборатории. 3. Разработать технологию опытно-экспериментальных игр для детей. 4. Привлечь детей к проведению опытов через различные методы и приёмы работы. 5. Повысить интерес к экологическому воспитанию посредством исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения. 6. Привлечь внимание родителей к новой форме работы с детьми; предоставить информацию о важности участия детей в исследовательской деятельности. | Дети вместе с родителями, педагогами проводят опыты и эксперименты. База для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). В данной лаборатории организованно дополнительное образования детей в рамках программы «Маленькие исследователи». | Педагоги ДОО, воспитанники, родители | Технология исследовательской деятельности, Игровая технология, Личностно–ориентированные технологии, Здоровьесберегающие технологии, Информационно – коммуникативные технологии. |
Экологическая тропа | Цель: развитие экологического сознания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Развивать познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы. 2. Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы. 3. Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. 4. Создать зоны фитоцидных растений и тропы здоровья. | Дети добывают знания самостоятельно не только научные знания, но и этические нормы поведения в природе. Дошкольник наглядно знакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе. | Педагоги ДОО, воспитанники, родители. | Технология исследовательской деятельности, Игровая технология, Личностно–ориентированные технологии, Здоровьесберегающие технологии. |
1.6 Этапы реализации и механизмы реализации проекта
По продолжительности проект: краткосрочный, реализуется 4 месяца.
По составу участников: В реализации проекта участвуют: дети (6-7 лет), посещающие дошкольное образовательное учреждение, родители (законные представители), педагоги ДОУ.
По направленности деятельности участников проекта: инновационный, естественно – научный, практико – ориентированный, общественно-полезный.
Инновационный проект рассчитан на 4 месяца (с 1 мая по 31 августа).
I. Подготовительный (1 неделя мая)
- Изучение научно-методической литературы по теме проекта;
- Обновление материально-технической базы детского сада для создания образовательного пространства, направленного на экологическое воспитание детей, наборами для проведения опытов и экспериментов, учебно – методическими пособиями для педагогов по исследовательской деятельности;
- Разработка системы мониторинга с целью отслеживания эффективности
реализации проекта;
- Организация центров по экологической деятельности в группе и на участке ДОУ для реализации проекта;
- Повышение квалификации по использованию инновационных интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в дополнительном образовании;
- Разработка на сайте образовательной организации электронного ресурса по экологическому просвещению, как платформы для работы с родителями (законными представителями) и жителями города;
- Проведение родительского собрания для родителей (законных представителей) с презентацией Проекта «Маленькие Эйнштейны»
- Организация и проведение мероприятий для родителей: анкетирование «Экологическое просвещение дошкольников», родительская лаборатория «Опыты и эксперименты в домашних условиях».
II. Основной (Практический)
(май-август)
- Проведение первичного мониторинга уровня интеллектуального развития дошкольников;
- Оформление центров, направленных на экологическое воспитание детей:
- в группе: «Маленькие Эйнштейны», «Наука и природа»,
- на участке: «Экологическая тропа».
- Установление взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников путем привлечения к активным формам взаимодействия (досуги, развлечения, совместные встречи);
- Разработка и проведение авторских мероприятий по экологическому просвещению.
III. Заключительный (обобщающий) (последние 2 недели августа)
- Систематизация продуктов инновационной деятельности;
- Проведение заключительного мониторинга, оценки эффективности реализации проекта;
- Обобщение педагогического опыта;
- Итоговые результаты;
- Транслирование инновационного педагогического опыта в СМИ, на конференциях, семинарах различного уровня, официальном сайте МКДОУ «Ромашка».
2. Реализация проекта
Основные мероприятия
реализации инновационного проекта
- Обогащение информационной среды;
- Организация НОД с детьми;
- Создание базы педагогического проекта, мультимедийных презентаций;
- Осуществление мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса;
- Трансляция опыта работы по данному направлению.
2.1 Условия, обеспечивающие реализацию проекта
Информационные ресурсы:
- Методический кабинет укомплектован необходимыми методическими пособиями и изданиями по вопросам познавательного развития детей в ДОУ («Информационные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»);
- Разработан на сайте МКДОУ «Ромашка» электронный ресурс по экологическому просвещению родителей (законных представителей) и жителей города.
2.2 Технологии и методики используемые в ходе реализации проекта
В ходе реализации инновационного проекта планируется использование следующих технологий:
- кейс-технология,
- технология критического мышления,
- STEAM-технология.
Методики:
- методика экологического воспитания Николаевой С.Н.,
- методика экологического воспитания Соломенниковой О.А.
- методика «Бумажное путешествие».
2.3 Содержание проекта
Экологическое воспитание дошкольников в ходе проекта направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде, к ее компонентам – земле, воде, растениям.
Экологическое просвещение детей дошкольного возраста проводится через познавательно-исследовательскую деятельность. Под этой деятельностью понимается исследования детьми объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, проведение разнообразных опытов (с песком, водой, объектами растительного мира и др.). Познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию экологического сознания и культуры дошкольников.
Так как в дошкольном детстве закладываются основы личности, которые включают в себя и отношения к природе, к окружающему миру, то вполне логично организовать познавательно-исследовательскую деятельность так, чтобы стимулировать активность детей в процессе познания окружающего мира. «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» - писал А. Эйнштейн; а «творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В.С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний», писал К.Н. Венцель.
Способствуя формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, мы способствуем формированию основ правильного отношения к окружающему миру.
Таким образом, особенности формирования познавательно-исследовательской деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста обусловлены:
- дидактическими условиями – овладение знаниями и развитие личности ребенка происходит только в его собственной деятельности (т.е., ребенок должен не получать готовые данные от педагога, а добывать их в результате собственной деятельности);
- психологическими особенностями детей дошкольного возраста –дошкольники – «исследователи по природе», стремление самостоятельно искать новую информацию о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения в дошкольном возрасте.
Важно помнить, что нереализованная потребность ребенка дошкольного возраста в исследовательской деятельности может найти выход в деструктивной деятельности. Поэтому исследовательскую деятельность детей нужно не ограничивать через многочисленные запреты, а способствовать ее формированию, опираясь на эффективные инновационные технологии формирования данного вида деятельности.
Основным источником знаний о мире должен стать опыт ребенка, который он должен приобретать в разнообразных жизненных ситуациях. Задача педагога - создавать такие ситуации, привлекать детей к самостоятельному получению экологических знаний, формировать внимательность к явлениям природы, развивать способность задавать вопросы и самостоятельно находить ответ на них.
Эксперимент (от латинского проба, опыт) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагогов ДОУ – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Практическая значимость проекта: проект может быть реализован в любом объединении дошкольников, может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации. Проект может быть рекомендован для педагогов дошкольных образовательных организаций для развития интеллектуального и творческого потенциала педагогов и наставников в области экологического образования и просвещения детей. Реализация проекта будет способствовать созданию условий для развития у детей дошкольного возраста основ экологического образования и просвещения, культуры природолюбия, обновлению содержания познавательного развития дошкольников, формированию интереса у дошкольников к предметам естественнонаучного цикла через познавательно-исследовательскую деятельность.
2.4 Предполагаемая результативность проекта
За 4 месяца реализации проекта планируется получить следующие результаты:
- Разработана программно-методическая документация по реализации проекта экологической направленности;
- Выстроены партнерские отношения педагогов с семьями воспитанников, 80% родителей вовлечены в совместные мероприятия (мастер - классы, конкурсы, выставки). Увеличилась доля родителей (законных представителей) воспитанников удовлетворенных качеством предоставляемых услуг.
- Получены качественные образовательные результаты: 80% воспитанников осваивают на достаточном уровне образовательную область познание в части ознакомление с природой, у 70% воспитанников на достаточном уровне развиты качества (главные новообразования дошкольного возраста): произвольность поведения (самоконтроль, умение подчинять свои действия правилам, умение планировать свою деятельность, умение структурировать окружающее пространство), самостоятельность, субъектность, инициативность, расширение общего кругозора, развитие творческих способностей.
- Сформирована развивающая предметно-пространственную среда для экологического воспитания дошкольников, функционируют центры по развитию экологической культуры через познавательно-исследовательскую деятельность (Центры Науки и природы) которые оснащены в соответствии с возрастными особенностями детей: дидактическими играми, настольно-печатными играми, тематическими иллюстрациями, бросовым и природным материалом, оборудованием для самостоятельной опытно-исследовательской деятельности, картами проведения и фиксации результатов опытов и т.д.; для обучения используются электронные образовательные ресурсы.
- Повышен рейтинг МКДОУ д/с «Ромашка».
2.5 Результаты достижений обучающихся
В результате проведенного мониторинга после проведения проекта дети показали знания на высоком уровне в области экологического воспитания. Были получены качественные образовательные результаты: 80% воспитанников освоили на достаточном уровне образовательную область познание в части ознакомление с природой, у 70% воспитанников на достаточном уровне развиты качества (главные новообразования дошкольного возраста): произвольность поведения (самоконтроль, умение подчинять свои действия правилам, умение планировать свою деятельность, умение структурировать окружающее пространство), самостоятельность, субъектность, инициативность, расширение общего кругозора, развитие творческих способностей.
Работа над проектом способствовала формированию основ экологической культуры, расширились знания об особенностях и многообразии природы Родного края, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитанию гуманного отношения к природе, развитию памяти, внимания, мышления, воображения, речи, развила у детей умение делать выводы и устанавливать причинно–следственные отношения (анализ, классификация, сравнение, обобщение) через развитие мыслительных способностей. У дошкольников сформировалось умение добывать знания, искать пути решения проблемных ситуаций.
Список использованной литературы:
- Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. — М.: Просвещение, 2019. — 126 с. 2.
- Кадырова, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории / Р. М. Кадырова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 160-162.
- Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2019. — 187 с. 3.
- Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического образования / Л. В. Моисеева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2020. — 156 с. 4.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2021. — 336 с. 5.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с. 6.
- Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2019. — 96 с. 7.
- Экологическое образование / Авт.-сост. Н. В. Гороховатская и др.. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 321 с. 8.
- Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2020. — 186 с.
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
Тема | Программное содержание | Кол- во занятий в месяц |
Май | ||
«Живое и не живое» | Познакомить детей с тем, что объекты бывает живые и неживые. Рассказать о признаках живых и неживых объектов. | 1 |
«Семена, плоды» | Познакомить детей с семенами и плодами растений. Формировать знания о том, что из семян и плодов вырастают растения. | 1 |
«Вода и ее свойства» | Познакомить детей с свойствами воды: нет цвета, нет запаха. Формировать понятие о том, что вода необходима человеку. | 1 |
Июнь | ||
«Песок» | Познакомить детей со свойствами песка: сыпучий, мокрый. Формировать знания об использовании песка в быту человека. | 1 |
«Ткани» | Познакомить с назначением различных тканей. Дать знания о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении. Учить детей различать ткани: тонкие (легкие) и толстые (теплые). | 1 |
«Воздух» | Формировать понятие о том, что такое воздух, зачем он нужен человеку, как можно обнаружить воздух (движение воздуха). | 1 |
«Дерево» | Продолжать знакомить детей с деревьями родного края. Формировать понятие о том, что лес - это богатство, его необходимо беречь. | 1 |
«Глина» | Закреплять знания детей о свойствах глины, ее применении. Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая, коричневая. Рассказать о значении глины в жизни человека. | 1 |
Июль | ||
«Камни» | Дать детям понятие о поверхности Земли и свойствах камней. Формировать представления о природных и поделочных камнях, их значении в жизни человека. Учить классифицировать камни по внешнему виду. | 1 |
«Бумага и картон» | Закреплять знания детей о свойствах бумаги, ее применении. Формировать представления о том, как изготавливают бумагу, о её значении в жизни человека. | 1 |
«Металл» | Продолжать знакомить детей с металлом и его свойствами: прочность, твердость; подводить к выводу о том, что изделия из металла более прочные, твердые, чем из многих других материалов. Познакомить с способами утилизации и переработки металлических отходов. | 1 |
«Стекло» | Познакомить детей со стеклом, его свойствами, значением в жизни человека. Формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях. | 1 |
Август | ||
«Пластмасса» | Продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и качествами. Показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы. Познакомить с способами утилизации и переработки пластиковых отходов. | 1 |
«Резина» | Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах (гладкая, упругая, непромокаемая, прочная). Учить отличать резиновые изделия от пластмассовых по характерным признакам. | 1 |
«Измерительные приборы» | Расширять знания воспитанников о методах изучения природы, познакомить с некоторыми измерительными приборами. Продолжать расширять знания детей о приборах метеоплощадки, рассказать о барометре. | 1 |
«Магнит» | Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами. Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства. Формировать представления у детей о том, что Земля имеет притяжение, что она притягивает все без исключения предметы. | 1 |
Приложение 2
Перспективный план мероприятий по проведению исследовательской деятельности
№ п/ п | Образовательное событие | Познавательное занятие | Пополнение ППРС | Опыты и эксперименты | Беседы | Наблюдения |
Май | ||||||
1. | «Живое и Неживое» | «Живое или неживое» | Оформление альбома «Живое или неживое», подготовка сюжетных картинок на тему «Живое - неживое», подготовка раскрасок с заданной тематикой, изготовление додекаэдра «Живое-неживое» | Проращивание лука, высаживание семян гороха и фасоли на огороде. | «Что такое природа? Живая и неживая природа» | Объекты живой и неживой природы |
2. | «Семена, плоды» | «Семена и условия их прорастания» | Оформление коллекции «Семена», дневник наблюдений за проращиванием семян, картотека д/и «Семена и плоды», оформление альбома «Плоды», фото-кейса «Наш огород» | Проращивание семян | «Где берут семена», «Как вырастить растение», «Плоды и семена» | Деревья, высаживание растений на огороде, кустарники. |
3. | «Вода и ее свойства» | «Свойства воды» | Картотека опытов-схем с водой, д/и на тему воды, оформление альбомов «Вода в жизни человека», «Свойства воды». | Переливание и окрашивание воды, измерение температуры воды, состояние воды, запах. | «Зачем человеку вода», «Кто живет в воде?». | После дождя |
Июнь | ||||||
4. | «Песок» | «Песок и его свойства» | Создание альбома «Для чего нужен песок», картотеки опытов-схем с песком, фото-кейса «Игры с песком» | Пересыпание песка, мокрый песок и сухой; изготовление поделок из песка, рассматривание песчинок (песок в стакане воды) | «Где можно встретить песок?» «Зачем людям нужен песок» | Песок после дождя, полив песка, песок в сухую погоду, цвет песка. |
5. | «Ткани» | «Из чего шьют одежду?» | Оформление коллекции «Виды ткани», картотека д/и по теме, оформление альбома «Где применяют ткани» | Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота. Сравнение искусственных и натуральных тканей | «Из чего сделана твоя одежда», «Как наши предки шили одежду» | Одежда в разное время года |
6. | «Воздух» | «Как обнаружить воздух» | Оформление альбома «Как человек заставил работать ветер», картотека опытов-схем с воздухом, пополнение уголка опытов игрушками-вертушками «Ветерок» | Воздух теплый и холодный. Надувание шариков. | «Какие органы помогают человеку дышать», «Зачем нужен свежий воздух», «Что такое ветер» | Сила ветра, направление ветра в разное время года. |
7. | «Дерево» | «Что изготавливают из дерева?» | Оформление альбома «Из чего строят дома», оформление коллекции «Листья деревьев», пополнение уголка опытов корой деревьев, изготовление додекаэдра «Деревья» Создание интерактивной лесной газеты | Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твердость. | «Какие деревья растут в лесу» | Деревья в разное время года |
8. | «Глина» | «Изделия из глины» | Оформление альбома «Изделия из глины», пополнение уголка опытов изделиями из глины | Выявление свойств глины: сухая, твердая, глина в виде порошка, как сделать глину мягкой. | «Игрушки, посуда из глины», «Глина и ее свойства» | Глина (выявление свойств) |
Июль | ||||||
9. | «Камни» | «Какими бывают камни?» | Оформление коллекции «Камни» | Обследование камней: размер, вес, цвет. | «Где можно найти камни», «Какие камни есть в нашей коллекции». | Камни на нашем участке (рассматрива-ние) |
10. | «Бумага и картон» | «Свойства бумаги и картона» | Оформление коллекции «Такая разная бумага». Оформление альбома «Применение бумаги и картона в промышленных целях», «Процесс изготовления бумаги», «Что изготавливают из бумаги» | Исследование свойств бумаги и картона: складывание, разрезание, намокание, разрывание. | «Откуда пришла бумага» | Различные свойства бумаги в повседневной деятельности, картон, гофрированная бумага. |
11. | «Металл» | «Свойства металла» | Оформление альбома «Металлические предметы», пополнение центра изделиями из металла | Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить. | «Свойства дерева и металла» | Предметы из металла (рассматрива-ние). |
12. | «Стекло» | «Стекло» | Оформление альбома «Как делают стекло», пополнение центра стеклянными предметами | Выявлений свойств стекла - прозрачность. Сравнение воды и стекла, льда и стекла, свойств стекла и пластмассы, свойств дерева и стекла. | «История возникновения стекла», «Беседа о профессии стеклодува» | Стеклянные изделия, украшения (рассматрива-ние). |
Август | ||||||
13. | «Пластмасса» | «Свойства пластмассы» | Оформление альбома «Зачем людям пластмасса», пополнение центра игрушками из пластмассы | Опыты с водой, сравнение изделий из тонкого и толстого пластика. Выявление свойств пластмассы - легкость, прочность, безопасность. | «Пластиковая бутылка – это хорошо или плохо» | Предметы из пластмассы - игрушки, посуда, мебель, инструменты, канцелярские принадлежности (рассматрива-ние) |
14. | «Резина» | «Свойства резины» | Оформление альбома «Зачем человеку резина?», пополнение центра резиновыми изделиями | Выявление свойств резины - непромокаемость, эластичность. | «Что бывает резиновым», «История создания резиновой обуви» | Изделия из резины (рассматрива-ние). |
15. | «Измерительные приборы» | «Измерительные приборы» | Термометры для измерения температуры воздуха на улице и помещении. Оформление на участке Метеоплощадки. | Измерение температуры воздуха на улице и в помещении, сравнение. | «Измеряем свой рост», «Как устроены часы», «Термометр», «Путешествие в лабораторию весовых измерений» | Измерительные приборы (рассматрива-ние). |
16. | «Магнит» | «Свойства магнита» | Оформление альбома «Как можно использовать магнит» | Опыты с магнитом (притягивание различных металлических предметов) | «Как люди применяют магнит на производстве», «Почему Земля – магнит» | Магниты (рассматрива-ние). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Как воспитать Эйнштейна» эксперименты со звуками, с использованием пособия «Найди парный звук».
Детское экспериментирование – является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, музыкальность и самостоятельность....
Консультация для воспитателей: «Как воспитать Эйнштейна»
В последнее время социологи отмечают, что телевидение, фильмы, книги формируют у детей представление об ученых как о полусумасшедших гениях, которые тайно занимаются чем то небезоп...
Проект «Маленькие Эйнштейны» с воспитанниками младшего дошкольного возраста
С целью оптимизации воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми младшего дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Маленькие Эйнштейны», направленный на развитие познават...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему: "Маленькие Эйнштейны"
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему: "Маленькие Эйнщтейны"...
Конспект мероприятия с родителями и детьми 6-7 лет "Маленькие Эйнштейны"
Планируя это мероприятие мы хотели способствовать установлению доверительных отношений с родителями воспитанников. Вовлечь их в соместную проектную деятельность. Провели предварительную работу с...
Опытно-экспериментальная деятельность "Маленькие Эйнштейны"
Познавая окружающий мир посредством опытно-экспериментальной деятельности, дети получают первый опыт коллективного труда, обучаются простейшим трудовым умениям, уточняют представление о таких природны...
«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)
Программа по развитию познавательной активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...