Конспект познавательно-исследовательского проекта "Лук-аволшебник"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
создание и организация регулярной работы по развитию познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (2 недели)
Участники исследовательской деятельности: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.
Цель проекта : создание и организация регулярной работы по развитию познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи:
- развивать у детей навыки познавательной деятельности, формировать представления детей о строении растения (лука);
- развивать способности у детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности;
- расширять и обогащать знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений;
- развивать умения детей самостоятельно сравнивать, обобщать и делать выводы, применяя ранее полученные знания;
- развивать память, логическое мышление и творческие способности детей;
- воспитывать интерес к познавательной деятельности;
- воспитывать сознательное отношение к труду и бережное отношение к природе;
Предполагаемый результат: - доказательство влияния факторов неживой природы на жизнь растений;
- формирование практических умений в выращивании культурных растений;
- формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
- формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе;
- развитие эмоциональной сферы ребенка, любознательности и устойчивого интереса;
- усвоение материала посредством соответствующих вопросов, выполнение определенных заданий, использование алгоритма;
- фиксация ответов детей и поиск «запланированных» ответов вместе с детьми.
К концу исследования воспитанники должны знать:
- влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений;
- значение лука как продукта питания;
- требования условий к посадке и выращиванию;
Должны уметь: - применять технологию выращивания лука;
- выполнять наблюдения за ростом и развитием лука;
- сравнивать растения по высоте, анализировать и делать выводы по своим наблюдениям;
Продукт исследовательской деятельности: - создание альбома «Рост и развитие зеленого лука»;
- стендовая сессия «Лук – волшебник»
- презентация детьми работы
Основной механизм реализации проекта:
Проведение серии регулярных наблюдений естественно - научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
1. Подготовительный этап: - осуществление проекта с начала совместного выбора темы проекта;
- рассматривание детьми посадочного материала (величина, форма, окраска) ;
- создание проблемно – игровой ситуации с целью поиска ответов на вопросы: «Что мы должны сделать вначале? Что потом? Помогут ли нам факторы неживой природы (свет, тепло, вода, земля) вырастить лук? »;
- подборка стихов, загадок, поговорок и игр о луке;
- создание схем;
- создание буклета для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».
2. Основной этап (исследовательский):
Работа по реализации проекта осуществлялась в двух направлениях: - работа воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- работа с родителями.
Работа воспитателя с детьми:
После обсуждения с детьми последовательности работы необходимо подготовить материал и оборудование для исследований. Моей задачей было научить детей понимать, что природные факторы (свет, вода, тепло, земля) необходимы растениям для роста и развития. Выделяла главное, рассказывала о последовательности проведенной работы:
Что делали вначале? Какие действия производили (рассматривали, сажали, ухаживали? Что получилось в результате?
Продуктами деятельности оформляли очередную страницу альбома под названием «Рост и развитие зеленого лука».
Работа с родителями:
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о значении исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка, о проекте, его целях и задачах. Провела консультацию «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».
Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими энциклопедиями о растениях, иллюстрированными и доступными детям.
Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:
- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет;
- Рассказ о пользе лука;
- Что можно приготовить с луком?
Большую помощь оказали родители в приобретении посадочного материала и посуды для посадки культуры. Помогли детям разучить загадки, поговорки, стихи о луке.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей. - 3. Заключительный этап:
Продуктом исследовательской деятельности детей стал альбом: «Рост и развитие зеленого лука» с результатами исследовательской работы.
Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о значении природных факторов (свет, вода, тепло, земля) для растений.
Главный итог этой работы развитие коммуникативно - познавательных навыков детей. Дети провели настоящее исследование, получили навыки проведения экспериментальной работы.
Мероприятия по реализации проекта
Познавательно-речевое развитие
1. Вводная беседа на тему «Знакомимся – наш друг Лук! »; «Как вырастить лук? » Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить лук, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?
Беседа на тему «Польза лука».
2. Чтение сказки «Чипполино», разучивание загадок и потешек о луке.
3. Знакомство с факторами неживой природы – свет (рост растения) ; температура (источник тепла – солнечное излучение) ; вода (значение воды для растений) .
Художественно-эстетическое развитие
1. Рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Овощи»;
2. Лепка из соленого теста «Наш друг – Лук! »;
3. Рисование «Зеленый лук»;
4. Прослушивание потешек, разучивание загадок, чтение сказки.
Социально-коммуникативное развитие
1. Хороводная игра «Огород»;
2. Дидактическая игра «Что, где растет? »;
3. Настольная игра «Что растёт в огороде? », «А что было потом? »
Исследовательская работа
- Посадка лука в горшки.
- Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, полив и одинаковые температурные условия.
- Наблюдение за ростом и развитием лука в течение 2 недель.
- Анализ результатов за неделю. Выводы.
- Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.
Материалы: - семена лука;
- ящик для высадки семян лука;
- фотоаппарат.
Исходя из выше изложенного, могу сделать вывод, что метод проектов способствует: - актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим;
- стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности;
- реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе;
- является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет вести его по ступеням роста от проекта к проекту.
В заключении отмечу, что, проектная деятельность, способствовала:
- развитию мышления, воображения, фантазии, давала возможность детям раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребёнке;
- учила быть добрым другом, заботливым и умным защитником всего живого на Земле.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
План познавательно-исследовательского проекта на тему:
«Лук – волшебник»
Подготовила:
Ахмерова л.С.
Воспитатель
2017-2018 учебный год
Я вам предлагаю отгадать загадку:
Уж давно о нем не спорят -
Витаминов просто море,
Правда, он не виноват,
Что немножко горьковат.
Круглый год, зимой и летом,
В шубку теплую одетый.
Раздеваем - горько плачем,
А раздеть нельзя иначе.
Догадался, юный друг?
Ну, конечно, это...(лук).
Всем нами известный овощ лук широко используется в жизни и быту человека. Почти все блюда не обходятся без него. Но не все знают о полезных веществах лука. Лук является природным антибиотиком. Сегодня мы поговорим о пользе и репчатого лука, который способен сильно влиять на наше здоровье.
Основные полезные свойства лука:
Лук помогает убивать вредные микробы, вирус, воспалительные процессы, укрепляет иммунитет, очищает кровь от вредных веществ.
Лук в нашей стране стали растить очень давно. Его завезли из стран Азии.
Польза лука для организма:
Чем полезен репчатый лук?
- Всем известен лук как борец с простудой. При простудных заболеваниях и для их профилактики лук едят, дышат его фитонцидами. Полезные вещества, выделяемые луком, защищают наше горло, если туда попал вирус или бактерии способны их убить.
- Лук способен повышать давление, поэтому полезен людям с пониженным давлением. Устраняет слабость организма.
- Очень полезен он при весенней нехватке витаминов в организме. Употребление лука заменяет некоторые витамины.
- Сок лука используют как заболеваниях печени и почек.
- Помогает при кишечных инфекциях.
- Лук содержит антиоксиданты, способные очистить наш организм от вредных веществ, очищает кровь.
- Ускоряет процесс переваривания пищи и помогает расщеплять жиры. .
- Помогает от головной боли.
- В репчатом луке много витаминов С и А, кальция, калия, этим он помогает хорошо работать сердцу и укрепляет наши кости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"
Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....
Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"
Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"
Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный воздух»
Знакомство детей со свойствами воздуха...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа
Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....