Проект "Мой край Югра"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект "Мой край Югра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_kray_yugra.docx64.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей МДОАУ д/с «Золотой ключик»

Проект «Мой край – Югра»

Подготовил

Воспитатель:

Шаманина Н.А

2023 год

г.Пыть-Ях

Тема проекта «Мой край – Югра»

Актуальность.

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

      Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, города и других городов Югры, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: краткосрочный, экологический.

Сроки реализации: 14.03.2022г.-22.03.2022г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста знаний о родном крае – ХМАО-Югра и его коренных народах.

Задачи проекта: 

     Продолжать знакомить детей с родным краем; с жизнью и бытом коренных жителей Югры;

    Расширять представления о животном и растительном мире края;

    Развивать познавательную активность;

    Воспитывать любовь к своему родному краю, гордость за свой край.

    Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.

    Развивать творчество детей через ознакомление с обычаями народов ханты и манси.

Ожидаемый результат:

   Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.  Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники узнают об опасных веществах, которые находятся в батарейках. Данный проект   даст   толчок   развитию   экологического воспитания дошкольников, умению приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно смогут ответить на вопрос, почему необходимо изменить отношения к опасным отходам, раздельному сбору мусора, и содействие в организации сбора и утилизации батареек.

Основное содержание проекта

Срок реализации проекта: январь 2023 года

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:

•        Центр краеведения «Наш край – Югра»

•        Перспективный план мероприятий по проекту

•        Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре

•        Картотека подвижных игр коренных народов Севера

•        Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси»

Работа с детьми перед началом проекта:

•        Беседа на тему: «Где ты живёшь?»

Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком городе?  Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы города они знают? Как называют коренных жителей ХМАО? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения?

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта

Форма организации:

  • Беседы с детьми.
  • Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера
  • Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом.
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Форма организации:

  • Изготовление альбома узоры ханты.
  • Изготовление кукол талисманов народов ханты.

План реализации проекта

Перспективный план мероприятий по проекту

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

 Познавательное развитие

Наблюдение за окружающей природой.

Беседа на тему: «Где ты живёшь?», «Как называют коренных жителей ХМАО?», «Какие звери, птицы живут в нашей тайге?», «Какие растения растут в нашей тайге?»

Речевое развитие

Составление творческих рассказов по картинке.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Деревья-кустарники», «Найди сходство и отличие», «Четвертый лишний», «Береги живое»; «Собери картинку орнамента узора»;

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин.

Изготовление кукол талисманов народов ханты.

Слушание музыкальных произведений.

Физическое развитие

Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера

Работа с родителями

Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», Консультации для родителей «Орнаменты народов ханты и манси»

Работа с современными технологиями

Просмотр мультфильмов. «Край в котором я живу»

Просмотр презентации по теме проекта.

Чтение художественной литературы

Чтение художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре. Чтение сказок, стихов, рассказов дошкольников на тему проекта.

Оборудование и материалы:

1. Методическая литература

2. Художественная литература.

3. Электронные презентации.

4. Настольно-печатные игры.

5. Фотоаппарат.

6. Компьютер.

7. Материалы для продуктивной изобразительной и конструктивной деятельности.

8. Репродукции картин.

Консультация для родителей «О любви к родному краю»

-     Сегодня мы с вами поговорим о нравственном и духовном воспитании детей, о любви к нашему краю.

-Человек, природа, нравственность – понятия тождественные. Сегодня мы с сожалением констатируем: многого не вернуть из того, что успели растоптать, разорить, растерять и растранжирить. Сегодня мы уже осознаём, мы на краю гибели, и только если каждый, именно каждый, на своём месте по крупицам упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то может через десяток лет, а то и более, природа вновь поверит нам, улыбнётся солнышком, прольётся живительными дождями.

- «Один урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста – это не делает никому зла» - так писал Жан Жак Руссо. Давайте будем следить за своими действиями и поступками, показывать во всём пример своим детям.

-Сознание ребёнка нуждается в подготовке к восприятию прекрасного «Лист чистой бумаги» ждёт предварительного покрытия чувствительным слоем. Как это сделать? Прежде всего, сталкивая ребёнка с чудесами окружающего мира, с природой нашего края, ставя его лицом к лицу с лесом, рекой, небом.

Пусть впитывает без всяких «отметок» за успехи или неуспехи.

- Чуткая душа, с детства познавшая чувство наслаждения красотой родного края, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера. На свете очень трудно жить без трёх вещей: искусства, любви, воспоминаний. Что для этого нужно, какова роль взрослых в эти минуты?

-Всё это увидеть представляется вместе с детьми во время наблюдений. Что вы считаете более значимым, т.е. ставите на первое место в ходе наблюдений – обогащение знаниями или развитием чувств. Почему? Удаётся ли вам увлечь детей объектом наблюдений? Каким образом?

-Русская пословица гласит: «Не от еды дитя растёт, а от радости».

-Детство – это радость. Давайте подумаем вместе, как оправдать надежды детей в момент развития познания окружающего мира, знакомства с родным краем.

- Русский педагог Д.К.Ушинский писал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка. Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы, нам же остаётся донести его до детей». Вопросы не только помогают увидеть и познать мир, но и неожиданно для нас самих обогащают наш ум неожиданными открытиями. Ребёнок должен приходить к нам с вопросами, а наша задача, взрослых, вызвать эти вопросы.

-Чудными мгновениями можно назвать минуты восклицания, любования. Чтобы они заворожили детей своей необычностью, неповторимостью, оригинальностью. Это призывает нас, взрослых и родителей, учиться у великой матери – природы. Счастье – это быть с природой родного края, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье.

-Пусть же ваше желание помочь детям полюбить свой край будет столь велико, что не оставит в покое никого из нас.

Консультация для родителей: «Орнаменты ханты и манси»

 «Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб».

    Мансийские и хантыйские орнаменты до настоящего времени в таком объеме и научной систематизации в нашей стране не издавались, лишь отдельные единицы орнаментов упоминались в трудах ученых и исследователей мансийской культуры.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

   Орнаментальное искусство манси обычно рассматривалось в комплексе с орнаментальным искусством ханты как декоративное искусство обских угров, так как различия между хантыйским и мансийским орнаментом незначительны.

Наличие общих черт в орнаменте ханты и манси явилось результатом общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических связей, существовавших между ними. Так, верхне-сосьвинские, сыгвинские, верхне-лозьвинские манси издавна вели обмен с обскими ханты, с ненцами, меняли меховые изделия на берестяные, что приводило к обмену мотивами орнаментов, их осмыслению этими народами.

    В недавнем прошлом хозяйство манси было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами. Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, женщины обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их.

   Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. С гордостью показывали свои изделия мастерицы С. В. Пеликова (Няксимволь), А. М. Хромова (Сосьва), любовно приглаживали руками мех, стараясь выразительнее показать тот или иной орнамент. Чувство достоинства и поклонения мастерству предков звучало с особой силой тогда, когда показывали вещи, изготовленные мамой, бабушкой или отцом.

   На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. На сахи мастерица выполняла орнамент в течение 5-6 и более лет. Работа обычно велась в зимнее время, при скудном освещении.

   Материалы для изготовления орнаментов используются самые разные. От выбора материала зависит и выбор орнаментальных мотивов, их композиция. Мужские рубахи и женские платья часто, кроме аппликации, украшали вышивкой. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку», подол. В прошлое ушла красивая тончайшая вышивка шерстью.

   Разновидностью вышивки является бисерное шитье по тканям и коже. Цветным бисером (пальсаком) украшали свадебные головные повязки, нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, воротники, края разреза, часть плеча, обшлага. Известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Вышивали бисером верх женской короткой обуви из кожи. Предпочитали яркие, сочные цвета бисера (черный, синий, красный). Белый цвет чаще употребляли для фона. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, украшения.

Происхождение орнамента, мотивы

  По поводу происхождения орнамента, его связей имеются различные высказывания и теории. Так С. К. Патканов в1897 году в исследовании, посвященном устному творчеству иртышских хантов, высоко оценивал изделия из бересты и вышивку, указав на сходство последней с вышивками русских, мордвы, зырян, пермяков и татар.

Традиции орнаментики включают в себя символические изображения представителей флоры и фауны местного региона. Композиции из этих изображений, как и сами изображения, в течение последних нескольких столетий не претерпевали изменений и были жестко зафиксированы традицией. Цветовая палитра изделий относится к среднеазиатскому институту декора, который характеризуется яркостью и контрастностью цветов. Первые публикации мотивов обскоугорского орнамента отмечены в 1872 г. в альбоме В.В.Стасова и в 1879 г. у венгерского ученого А. Регули. Это были цветные образцы хантыйских вышитых узоров, где развитие получили три категории мотивов: изображения птиц: изображения деревьев, геометрические мотивы. Птицы и деревья, вследствие процессов стилизации, имеют различные сочертания, условные формы. Встречаются парные птицы, с различными элементами между ними.

Вопрос о происхождении мотива парных птиц, привлекал к себе исследователей. Считается, что подобного рода изображения проникали к чувашам, а затем к уграм из стран Востока, но есть основания полагать, что взаимоотношения между Востоком и народами Поволжья и Приуралья развивались как в булгарское время, так и в более ранний период, когда роль посредников играли сарматские и аланские племена.

Символика Югры:

•        Синий – реки и озера края

•         Белый – цвет снега

•        Зеленый – цвет тайги

•        Национальный орнамент ханты и манси – рога оленя, обереги.

 

Консультация для родителей: «Праздники народов ханты и манси»

Медвежий праздник

  В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры».

Медведь, по преданию ханты, - предок-родственник. Первоначально этот праздник проводился только членами одной общины, но со временем он стал общенародным. В нем много сходного с медвежьим праздником манси. Он также приурочен к зимнему солнцестоянию (начало) и весеннему равноденствию и проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. Вторая форма праздника сохраняется и сейчас. С «медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

Проводы лебедя

 

Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня "Ворна хатла" - "Вороньего дня", еще один праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом.

Вот что рассказал И.С. Посохов, пожилой человек, по национальности ханты о ритуале такого праздника Проводов Лебедя, свидетелем которого он был однажды осенью.

Накануне жители юрт договорились о времени выезда на праздник.

В день праздника подъехали к священному месту, и мужчины-охотники оповестили о своем приезде тремя залпами из охотничьих ружей. Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел на берег встречать нарядно одетых гостей. Приехавшие, причалив лодки к дощатому мостику, шли вереницей в деревню по тропе, выстланной ветками и сеном.

Затем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили съестное. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костер и после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали:

"Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей".

Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинали трапезу.

В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки.

Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времен далекими предками.

Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь, обволакивая дымом тлеющей чаги, развешивал на жерди. Присутствующие бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.

- Ац! - раздавался призывный клич после каждого оборота - и семь раз эхо разносило этот клич...

В заключение праздника один из организаторов нанес на четырехгранной палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла кусок шеи, сердца и глаз принесенного в жертву животного, наколол их на отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.

На этом праздник закончился.

Вороний день

        Календарные праздники приурочены к православным датам. На Благовещение 7 апреля отмечается Вороний день - Урине хотэл эква, связанные со стремлением к воспроизводству жизни, благополучие к семье, в первую очередь детей. В конце мая – в начале июня (в разные числа) отмечались праздники рыболовов, включавшие соревнования на лодках и шаманские камлания и ритуально подготавливавшие рыболовный промысел. С охотничьим промыслом, главным образом с началом пушной охоты, были связаны осенние праздники, в первую очередь Покров, включавшие жертвоприношения в пещере или на горе (для чего использовали т.н. «шаманские» горы – археологические памятники). Праздником оленевода является Ильин день, в который совершают жертвоприношение оленей. В настоящие время традиционные праздники воспринимаются манси как одно из средств возрождения своей культуры.

 

День оленевода

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д. Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).

Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.

Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

Картотека подвижных игр коренных народов Севера

Важенки и оленята

Цель: Учить детей действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: На полу чертиться несколько кругов, в одном из них находится важенка т двое оленей. Волк сидит в противоположной стороне. На слова:

        Бродит в тайге важенка, с нею оленята.

        Объясняет каждому, что непонятно.

        Топают по лужам оленята малые,

        Терпеливо слушая наставленье мамино.

Оленята выбегают из круга, ходят по тайге, пьют воду. По сигналу «Волк идёт!», оленята и важенка убегают в свой домик.  Пойманного волк уводит с собой. Важенка, у которой волк не поймал ни одного оленёнка, считается самой смелой и заботливой.

Прыжки через нарты.

Цель: Учить детей прыгать через препятствие; приземляться на двух ногах; соблюдать технику безопасности при прыжке.

Ход игры: В ряд ставят несколько санок, играющие по очереди прыгают через них.

Правила: Начинают прыгать только по сигналу воспитателя на двух ногах, легко приземляться, не задевая санок.

Борьба на палке

Цель: Развивать силовые качества детей, умение соблюдать правила; соблюдать технику безопасности при выполнении упражнения.

Ход игры: На площадке проводится черта, двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступню другого.

Правила: Начинать перетягивать палку по сигналу, не менять положения ног.

Рыбаки и рыбки

Цель: Учить детей самостоятельно становиться в круг, слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры.

Ход игры: Па полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные   игроки — рыбки.   Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Олени и пастухи

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлёй). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ловля оленей

Цель: Развивать быстроту и ловкость движений; координацию коллективных действий.

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту, координацию.

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз

Цель: Развивать быстроту реакции. Координацию коллективных действий.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

 Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

 Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Ручейки и озера

Цель: Упражнять детей в беге в колоннах в разных направлениях. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

 

Смелые ребята

Цель: Развивать координацию коллективных действий. Учиться ориентироваться в пространстве. Упражнять в беге с увертыванием.

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

- Вы смелые ребята?

- Смелые!

- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

-  Я! Я!..

- Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Цель: Упражнять детей в беге и прыжках. Приучать детей быть внимательными, не толкать товарищей.

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Отбивка оленей

Цель: Развивать быстроту и ловкость движений.

Группа   играющих   находится внутри   очерченного   круга.   Выбираются   три   пастуха, они   за   кругом — это   олени.   По   сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в   которого   попал   мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Полярная сова и евражки

Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание. Продолжать учить детей слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей вы-дерюжкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Оленьи упряжки

Цель: Упражнять детей в беге парами, врассыпную. Продолжать учить детей слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Важенка и оленята

Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту реакции.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят.  Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею — оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.  

Терпеливо слушая

Наставления мамины —

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила   игры.   Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

На новое стойбище

Цель: Упражнять детей в беге парами, врассыпную. Продолжать учить детей слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры.

Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Перетягивание каната

Цель: Развивать координацию коллективных действий. Воспитывать выносливость.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побеждённой.

Волк и олени

Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту реакции.

Из числа играющих выбирается волк, остальные — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Солнце

Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту, ловкость движений.

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту, ловкость движений.

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Охота на волка

Цель: Учить детей бросать мяч в движущуюся цель. Развивать меткость, ловкость.

Охотник встает в 4—5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Ловкий оленевод

Цель: Учить детей бросать мяч в вертикальную цель. Развивать меткость, ловкость.

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Борьба на палке

Цель: Учить детей перетягивать палку двумя руками. Развивать выносливость, выдержку.

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Успей поймать!

Цель: Упражнять детей в бросании и ловле мяча. Развивать ловкость, быстроту и ловкость движений.

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.    

Солнце (Хейро)

Цель: Упражнять детей в беге с увертыванием. Развивать ловкость и координацию движений.

Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки.

Цель: Упражнять детей в беге тройками. Развивать ориентировку в пространстве.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

Дидактические игры

Узнай по описанию

Цель: Закрепить представления о достопримечательностях города, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Игровое правило: по словесному описанию отгадывать достопримечательности города.

Игровое действие: отгадывание, называние.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Игровое упражнение: «Продолжи»

Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях города.

Игровое правило: выслушивать фразу до конца. Если один игрок ошибается, фразу продолжает другой игрок.

Игровое действие: продолжение фраз.

Ход игры:

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

 Так бывает

Цель: Формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

Игровое правило: выслушивать словосочетание до конца. Если один игрок ошибается, то продолжает другой.

Игровое действие: раскрыть значение словосочетания.

Ход игры:

Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный город (когда?) зимой, веселый город в праздник), снежный город во время снегопада) и т. д.

Найди свой дом

Цели: Сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в нем. Развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких. Развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство. Воспитывать у детей интерес к родному городу.

Игровое правило: каждому игроку дается по одной карточке. Игроки соблюдают очередность. Если один игрок затрудняется в ответе, то ход переходит к следующему.

Игровое действие: поиск необходимого объекта на карточке.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.

Почини здание

Цели: Формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии. Развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь-доказательство. Воспитывать любознательность у дошкольников.

Игровое правило: каждый игрок берет по одной карточке. Выигрывает тот, кто первым подберет недостающий элемент к своей карточке.

Игровое действие: поиск недостающих элементов к карточкам.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Разложи предметы по домам

Цели: Формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении. Развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку. Развивать речь-доказательство. Воспитывать интерес к родному городу.

Игровое правило: отбирать только подходящие картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровое действие: поиск подходящих карточек.

Ход игры:

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например, в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

Расскажи про свой город

Цели: Формировать у детей представления о разнообразии магазинов, учреждений, предприятий и об их назначении. Развивать у детей логическое мышление, умение находить определенное здание по какому-либо признаку. Развивать речь-доказательство. Воспитывать интерес к родному городу.

Игровое правило: выигрывает тот, кто не разу не ошибётся.

Игровое действие: поиск необходимых карточек, рассказ о назначении зданий.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает карточки на столе и предлагает детям найти магазин, аптеку, библиотеку, музей и т.п.  и рассказать о назначении этих зданий.

Художественное слово

Хантыйская сказка «Мышка»

 Жила мышка. Настала весна, задумала мышка поехать осетров и нельм ловить. Вместо лодки ореховую скорлупку взяла, вместо весла-лопаточку для шпаклевки лодки серой.

 Едет и напевает:

 – Ореховая скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопаточка-весёлко мое: пол, пол, пол. У одной деревни ребята кричат с берега:

 – Эй, мышка-норушка, подъезжай сладости поесть!

 – Какие сладости?

 – Со щукой.

 – Нет, со щукой не ем.

 И опять едет дальше, напевая:

 – Скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопатка-весёлко мое: пол, пол, пол.

 И опять у одной деревни ребята с берега кричат:

 – Эй, мышка-норушка, приставай сладости поесть!

 – Какие сладости? – С утиным мясом!

 – Нет, с утиным мясом не стану есть.

 И опять едет дальше, напевая:

 – Скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопатка-весёлке мое: пол, пол, пол.

 Долго или коротко ехала, снова в одной деревне ребята кричат:

 – Эй, мышка-норушка, приставай сладости с икрой поесть.

 – С какой икрой?

 – С осетровой икрой.

 – Ням, ням, ням, ням, еду отцов моих-с осетровой икрой буду, буду есть.

 К берегу пристала, наставили ей еды с осетровой икрой.

 И принялась мышка есть.

 Ела, ела, ела, ела, даже живот круглым стал.

 Тут закричали дети с улицы:

 – Мышка, мышка-норушка, весло твое и лодку твою водой смыло.

 Мышка вскочила, побежала на берег, споткнулась, упала в собачью яму, и лопнул ее живот.

 – Девочки, девочки, – закричала мышка, – принесите иголку с жилами, принесите иголку с дратвой, живот мой лопнул!

 Девочки прибежали быстро и зашили мышке-норушке дратвой и жилами живот. Поставили ее на ноги.

 Мышка-норушка, шатаясь, пошла к своей скорлупке-лодчонке с лопаточкой-веслом, села и, грустная, поехала дальше, даже про песни забыла. И только лодочка ее поет: тел, тел, тел, и только весло ее поет: пол, пол, пол.

Идэ (хантыйская сказка)

Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.

Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.

«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.

Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:

— Пойдём, Идэ, орешки собирать!

— Пойдём, бабушка!

Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.

День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.

Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.

В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.

Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.

Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.

— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.

Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.

Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.

Закричал Идэ, заплакал:

— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.

Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.

Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:

— Всего съешьте, только голову не троньте!

А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.

Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.

Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!

Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!

Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:

— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:

— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!

Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».

Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.

Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.

Хорошо!

С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.

Так бабушка отучила внука бояться.

Автор: Е. Пермяк     Смородинка.

Танюша много слышала о черенках, а что это такое – не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:

– Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Ничего особенного, палочки как палочки – чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

– Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

– Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами.

А там лопухи с репейниками росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила Таня черенки и принялась ждать.

Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

– Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

Югорский край

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной,

За   рек, студёную прохладу,

За щедрость осени отрады,

За глаз озёр и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась

И жизнь моя с твоей слилась.

                       ***

Югорский край озёрами покрыт,

Красот земли тебе не занимать.

Душой своей   богата и открыта,

Ты согреваешь, как родная мать.

Зимой   сурова, а летом расцветаешь,

От края в край лететь не долететь.

Как великан, ты силушкой играешь,

Ты сможешь всё – лишь стоит захотеть!

Загадки народов Севера

        Из далёких стран привезённом предмете не узнать ни головы, ни ног. (Яйцо).

        Меня не едят, но без меня редко обедают. (Соль).

        Котёл очень маленький, а похлёбка очень вкусная. (Орех)

        Хозяин леса, хозяин Бога. (Медведь).

        На вершине дерева длинная вязаная рукавица. (Шишка).

        Вершина дерева искрится, блестит. (Ягоды черёмухи).

        Белое полотно разворачивается, чёрное полотно свёртывается; белое полотно свёртывается, а чёрное полотно разворачивается. (День и ночь).

        Один едет, а следов нет. (Лодка).

        Живёт золотая божественная девушка, сын Бога играет на музыкальном инструменте, а такой – сякой танцует. (Солнце, ветер, снег).

        Два человека, нареченные видеть прекрасную землю, одетую в золотую одежду, живут по обе стороны дороги, но никогда не встретятся. (Глаза).

        На вершине дерева скачет конь без всадника. (Белка)

        Посредине полноводной Оби ели, лиственницы свёртываются, расстилаются. (Калдан – орудие лова рыбы)

        По полноводной широкой Оби плывёт город с тысячным населением.  (Пароход).

        Такой сякой прыгает, скачет, но это не

Лось, не птица, только быстрее и проворнее их. (Ветер дует).

        В воде плавает, но сухая. (Утка).

        Небесную Божью дочь из дому тысячи людей не выгонят.  Время придёт, сама уйдёт.  (Луч солнца)

        Вокруг тебя вьётся, а руками не возьмёшь. (Дым).

        Безрукий, безногий зверь с перьями из крыла, и на крыльях не летает, но не догонишь. (Рыба).

        Живёт волшебник сильнее солнца, но с ветром не справляется. (Туча).

        Никем не виденное лесное чудище, Божественное чудище дразнится. (Эхо).

        Чем больше берёшь из неё, тем она больше становится. (Яма).

        Дерево обвито множеством нитей. Только эти нити нельзя намотать в клубок. (Паутина).

        Свет Божественной волшебницы всех ослепляет. (Солнце).

        Живёт волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает. (Лес)

        Божественный волшебник хлынул, щелкая брызгами, землю досыта напоил. (Дождь).

Словарь терминов «Азбука Югры»

Югра – название в русских источниках XII–XVII вв. Югорской земли, а также хантыйских и мансийских племен.

Ханты (самоназвание хантэ — человек) народ угорской группы. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области, а также в Томской области. Язык - хантыйский. Религиозная принадлежность верующих: православные.

Манси (устаревшее - вогулы), народ в Российской Федерации (8,3 тыс. человек), в Ханты-Мансийском автономном округе (6,6 тыс. человек). Язык мансийский обско-угорской ветви финно-угорских языков. Верующие - православные.

Остяки – устаревшее название ханты.

Вогулы (вогуличи - гогуличи), устаревшее название манси.

Чувал – пристенный открытый очаг с нависающим над ним прямым дымоходом, распространённый до 20-х — 30-х гг. 20 в. у некоторых народов Сибири (якуты, ханты, манси), Поволжья (башкиры) и др. Очаг сооружался из неотёсанных камней или брёвен, покрытых слоем глины, дымоход — из тонких жердей, обмазанных глиной, сверху заканчивался трубой.

Лабаз - хозяйственный амбарчик для мяса.

Малица – мальця - мужская одежда ненцев и части ханты и коми (оленеводов): длинная без разреза рубаха с капюшоном из оленьих шкур мехом внутрь.

Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.

Стойбище – 1. Становище кочевников. 2. Место отдыха пасущегося стада.

Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков.

очевник – человек, который ведёт кочевой образ жизни.

Сургут – на языке ханты «сургут» означает «рыбное место».

Народные художественные промыслы ХМАО-Югры – изделия мастеров традиционного искусства коренных малочисленных народов округа: ханты, манси, лесные ненцы, а также коми-зырян и русских старожилов. Каждый народ в своем историческом бытии формирует и передает из поколения в поколение собственную духовную и материальную культуру, в которой складываются и приобретают устойчивость определенные традиции, этнодифференцирующие признаки, ремесленно-производственные навыки.

        Понятие «художественные традиции региона» охватывает широкий круг явлений, своеобразие которого определяет художественно-эстетический опыт народов, населяющих этот край, несут в себе глубокий отпечаток архаики.

«Сан» или «сон» – плоскодонный лоток с невысокими стенками, выполненный из цельного листа бересты.

«Кукр» – по форме напоминает коробку. Конструктивно он похож на сан, но стенки его выше и выполнены из двойной бересты.

«Пайп» или «хинт» – это высокий конический кузов из цельного листа бересты для переноса рыбы, ягод, охотничьих припасов.

«Совт» или «воньсюп» -  набирушка для ягод.

«Туес» («вота» - манс) – делают их из березовой древесины. Чтобы дно держалось прочнее, снаружи его прижимает к стенкам кольцо бересты. Крышка туеса, плотно пригнанная к горловине, даже слегка распирает стенки.

Облас – это национальная лодка ханты и манси, сделанная из цельного дерева.

Оленеводство – разведение оленей, отрасль животноводства. Различают оленеводства: северное - разведение северных оленей и пантовое - пятнистых оленей, маралов, изюбрей. Основные районы северного оленеводства в Российской Федерации - тундровые и таежные Европейской части и Сибири; пантового - Алтайский, Красноярский, Приморский края. Северных оленей также разводят в Финляндии, Швеции, Норвегии, Канаде, США (Аляска), пантовых - в Китае, Корее, Монголии, Казахстане.

Тайга – хвойные бореальные леса, тип биома, распространенный в лесной зоне Северного полушария. Занимает ок. 10% суши Земли. В древостое тайги Евразии главным образом ель, пихта (темнохвойная тайга), сосна, лиственница (светлохвойная тайга); подлесок беден, травянисто-кустарничковый ярус однообразный (черника, брусника, кислица, зеленые мхи). Для тайги Сев. Америки характерны ель черная, ель белая, туя. В фауне из лесных млекопитающих - медведь, рысь, соболь, бурундук и др., из птиц - глухарь, клест, дятлы, совы и др. В тайге сосредоточены значительные ресурсы промышленной древесины, пищевого и лекарственного сырья, промысловых животных.

Тундра — вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые.

Финно-угорские народы (фи́нно-у́гры) — группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.

Финно-угры - этноязыковая общность народов, насчитывающая более 20 миллионов человек. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях. Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен неолита (новый каменный век). От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана - исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов.

Краеведческий музей – комплексный музей, документирующий особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села).

Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций — художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта и т.д. (см. виды коллекций) Краеведческие музеи, как правило, имеют постоянные (долговременные) экспозиции, рассказывающие о природных особенностях, прошлом и настоящем края. Музеи проводят научно-исследовательскую работу, направленную на изучение коллекций, ведут многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, проводят археологические раскопки и научные экспедиции. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев.

Деятельность большинства современных краеведческих музеев отличается большим разнообразием форм, они активно и эффективно участвуют в жизни регионов, в решении социально значимых проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой край-Югра" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей.Дети узнают историю нашего края, города Сургута других городов Югры,  п...

"Наша Родина- Россия, наш любимый край Югра!"

Музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню России и Дню города Сургута....

Сценарий концертной программы «Мой край – Югра»

Сценарий концертной программы  «Мой край – Югра»Посвящается 83-летию Ханты-Мансийского автономного округа....

Проект "Мой край-Югра"

Цель проекта - формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном поселке Пойковский и крае – ХМАО-Югра....

Проект - наш край Югра

ПРОЕКТ  «Наш край – ЮГРА» Проект: Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.По количеству участников: групповой.Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители....

Экологическая викторина «Мой край – Югра» (для детей 5-7 лет)

Деятельность направлена на решение задач направленных на формирование у дошкольников представлений о родном крае....

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...