Сценарий концертной программы «Мой край – Югра»
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Сценарий концертной программы «Мой край – Югра»
Посвящается 83-летию Ханты-Мансийского автономного округа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_hmao.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Сценарий
концертной программы
«Мой край – Югра»
Посвящается 83-летию Ханты-Мансийского автономного округа.
Подготовили: муз. руководители
Фукало А.И.
Рамазанова А.Ф.
г. Пыть-Ях
2014г.
Цель:
• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.
Предварительная работа:
1.Проведение конкурса среди детей на тему «Герб города Пыть-Ях» -руководители изостудии.
2.Выставка на тему «Декоративно-прикладное искусство народов Ханты» – руководители изостудии.
Концертная программа «Мой край – Югра»:
Часть I
1.Видеоролик «Мой край – Югра» (Уклад и промыслы народов Ханты).
2.Презентация «Мой родной город Пыть-Ях»
Часть II
1.Хантыйские игры.
2.Хантыйские загадки.
3.Песни о родном крае
Атрибуты:
Баночки для ягод, наклейки с изображением ягод и надписью, 3 удочки (1 обычная, 2 с магнитами на конце лески), бутафорская рыба (10 шт. на магнитах, 5 шт. для Идэ),3 ведерка, сегменты- 2 (физкультурный зал), обручи – 6 шт., маски 6шт.- оленята, 1- волк, флажки ХМАО, Пыть-Яха, России
Декорации:
макет чум (сегменты, покрытые тканью), деревья, Герб г. Пыть-Ях, сани с оленями, бутафорский снег (ткань), сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды, силуэты и фигурки животных. (гербы с конкурса)
Видеоролик «Мой край – Югра» (Уклад и промыслы народов Ханты).
Действующие лица:
- Ведущий
- Ведущий
- Дедушка Хант
- Мальчик Идэ
Ход концерта.
Ведущий: (читает текст на фоне видеоролика) Раньше на месте нашего города Пыть-Ях и других городов Ханты-Мансийского автономного округа были огромные просторы, болота тайги. Не было ни только городов, но и люди встречались очень редко.
Историческое название Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югра («УГРА»), в переводе «УГ»- означает вода, «РА»- народ, «Кантах»- народ; «Хантэ»- человек Югры.
Почему же Сибирь назвали Сибирью?
Сибирь- это древнее название страны, населенной угорскими народностями южных угорских племен - «сибир» и «савыр».
Окончательно Югра была присоединена к Московскому государству после знаменитого похода Ермака. Весной 1582 года, разбив татарского хана Кучума.
Главным занятием народов ханты и манси были-охота, еще они ловили рыбу, приручали оленей, собирали ягоды, грибы, шишки.
Шили летнюю одежду из шкур рыб, из сукна, ситца, а также из рыбьих кож - мешки для продуктов. Зимнюю одежду народы ханты и манси шили из меха.
Есть у народов ханты и манси и свои сказки, былины, легенды, мифы, предания;
•также они умеют красиво вырезать по кости, дереву; плести из бисера, вышивать бисером, делать аппликации из меха;
•Мамы маленьким девочкам шили сами куклы, расшивали бисером и цветными тканями.
Звучит торжественная музыка, в зал входят старшая и подготовительные группы парами, у первых детей в паре в руках флаг России и флаг Югры, у центральной стены они расходятся на две колонны.
Стихотворение(за кулисами):
Люблю тебя, мой край родной,
За зимний холод, летний зной.
За рек студеную прохладу,
За щедрой осени отраду.
За гладь озер и шум лесов,
За щебет птичьих голосов.
За то, что я здесь родилась,
И жизнь моя с твоей слилась.
(О. Морозюк. Сб. Золотое перышко, с 44)
Торжественные стихи (подготовительная группа):
1: «Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.
Потому что слово это «ханты» - в переводе значит «человек» (Отрывок из стихотворения Ю. Шесталова)
2: Я счастлив, что в крае Югорском родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Стихи я и песни Югре посвящаю!
3: Не зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
4: Считаю свой край богатырски богатым,
Здесь самые лучшие в мире девчата.
Здесь самые смелые парни на свете,
Югра – ты красивее всех на планете!
5: Много стран на белом свете,
Я сегодня, скажу не тая,
Но милее нигде края нету,
Чем родная Югра, ты моя.
6: Ты - святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая моя Югра.
7: Всё до боли тут близко, знакомо,
Сосны, кедры, болота кругом.
Россыпь ягод, тропинка у дома,
Все мы в сердце своем бережем.
Звучит Гимн Югры.
Затем под торжественную музыку дети проходят на места по обе стороны зала.
Звучит национальная мелодия народов ХМАО, из импровизированного чума выходят ведущие в национальной одежде.
1 Вед: Олтул олнэ! Так звучит приветствие на хантыйском языке. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »
Югорский край, как ты велик. Гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Я здесь родилась, выросла, живу! Югра, как я тебя люблю!
(М. Голиков. Сб. Золотое перышко, с 120).
2 Вед: «Югорский край» - какую территорию так называют? (ответы детей – ХМАО) Какие города в нашем округе вы знаете (ответы детей – Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут) А в каком городе живем мы с вами? Сегодня Ханты Мансийский автономный округ отмечает свой 83-х летний юбилей. А вы знаете, что названием округ обязан коренным жителям. Как они называются? Правильно, это ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией.
Дети выходят на песню.
Песня «Веселая песенка"
Выходят ведущие и мальчик Идэ
1 Вед: Дорогой мой племянник. (обращается к мальчику) Сегодня праздник, у нас гости (показывает на детей), сходи на рыбалку, налови рыбы к праздничному обеду.
А мы поиграем с вами в игру «Рыбаки»
Мальчик берет удочку из чума и уходит.
Игра «Рыбаки»
Играющие делятся по 5 человек на 2 команды, первый берет удочку и бежит к «озеру» (ткань с рыбками), достает рыбку и несет ее к ведерку (ведерко возле шеренги), затем передает удочку другому, и становится в конец колонны, и так какая команда быстрее наловит рыбки, та и выигрывает.
2 Вед: Сегодня праздник, я встречаю вас, гостей, поэтому оделась понаряднее.
Такая женская одежда у народов ханты и манси называется сах.
(выходит ребенок и читает стихотворение)
Ребенок: «И горда я, и красива, яркий сах на мне искрится.
Я вольна и терпелива, с тундрою своей сродниться» (поэтесса Мария Вагатова)
(ребенок после стиха садится на место или уходит)
1 Вед: Вот такую красивую одежду мы шьем. Очень любим мы вышивать бисером свои сумочки, кошельки, украшать рукавицы, платья разными узорами. Узоры мы берем из природы. Что увидим, то и заметим. Что заметим, то и вышьем. А какие народные узоры Севера вы знаете (ответы детей: заячьи ушки, оленьи рожки, ветки березы, щучьи зубы, охотники, северное сияние) А еще хантеечки очень любят веселье, Ну, девочки, выходите и гостей повеселите.
Игра-песня «У оленя дом большой» (общая игра)
2 Вед: В честь праздника наши ребята приготовили еще одну песню.
«Родная песенка» (подготовительные группы)
2 Вед: Северный край – край холодный и суровый. Чтобы выжить в таких нелегких условиях, нам нужно теплое и надежное жилье. Как называется наш хантыйский дом? Правильно, это чум.
(выходит ребенок и читает стихотворение «Чум» из книги «Приезжайте в тундру к нам» северной поэтессы Огдо Аксеновой)
Ребенок: «Связали шест с другим шестом, потом еще с одним шестом, покрыв оленьей шкурой.
И вот готов хантыйский дом. Мы чумом этот дом зовем в тайге холодной, хмурой.»
1 Вед: Дорогие гости, посмотрите, какой красивый у меня чум. Вам он нравится?
Ведущая начинает мешать в котле воду, подметать перед чумом, поправлять шкуры на чуме.
2 Вед: Вот и вода закипела в котле, где же наш племянник с уловом? Вы помните, куда пошел мальчик Идэ? Да, ребята, мальчики и мужчины в каждом хантыйском стойбище занимаются рыболовством, потому что наш край богат реками и озерами. Матушка река нас кормит рыбой, ее мы сушим, солим на долгую и холодную зиму.
Дети и Ведущая зовут мальчика Идэ.
Входит ребенок – мальчик Идэ с сачком, в сачке бутафорская рыба.
1 Вед: Наконец-то ты пришел. Что же наловил нам мальчик Идэ (ответы детей: щука, карась, налим, муксун)
2 Ведущая, (как будто чистит рыбу, продолжает свой рассказ). Удачная у тебя сегодня рыбалка! Много рыбы наловил! Это потому, что в нашем краю много рек, озер, и ручейков, где водится много разной рыбы. И пока готовится уха, можно поиграть в народную игру «Ручейки и озера».
Игра «Ручейки и озера»
Игроки стоят в трех, четырех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
2 Ведущая мешает уху в котле: Вот и уха почти готова. Мы – женщины, хранительницы очага, а мужчины наши – это охотники. Чтобы отправиться на охоту, у них должны быть помощники. Кто они? (ответы детей: олени, собаки) У нашего племянника, мальчика Идэ, тоже есть один такой помощник- олененок.
Песня «Олененок» (подготовительные группы)
Игра «Важенки и оленята»
На площадке лежит несколько обручей -домиков. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята.
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины-
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.
На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
1Вед: Оленей или собак охотники запрягают в специальные сани. Как называются эти сани (ответ детей: нарты) Да, и получаются настоящие упряжки. На упряжках можно и на охоту, и на праздник ехать. А сейчас вам дорогие гости ребята подарят песню о родном крае.
Песня «Край родной» (сводная)
2 Вед: Ой, кажется кто-то идет.
Под музыку в зал входит дедушка хант.
Дедушка хант: Торум ет олэн! Живите с Небом! Я слышал, что вы про охоту говорили? А какую теплую обувь надевают охотники? (ответы детей: кисы)
1 Вед: Ты видишь, дедушка, наши гости много знают об охотниках.
Дедушка Хант: Ребята, а сможете ли вы отгадать мои загадки? (дети отвечают «да»), вот сейчас мы и проверим. Загадки 1: И увидеть рады, и отводим взгляды. (солнце)
2: Без огня горит, без крыла летит. (солнце)
Дедушка Хант: Каждый охотник должен быть очень смелым и быстрым, чтобы успевать за добычей. Предлагаю вам поиграть в игру «Бег в снегоступах».
Игра «Бег в снегоступах»
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя ведущие каждой команды в снегоступах бегут к сегментам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая сегмент, нельзя задевать его.
Дедушка хант: Какие ловкие ребята, настоящие охотники. Что-то утомился я (садится), песню послушал бы.
2 Вед: Сейчас, дедушка, споют нам всем песню про любимый наш город Пыть-Ях .
Песня финальная «Пыть-Ях» (педагогический состав)
1 Вед: Сегодня на нашем празднике мы и пели, и танцевали, в игры народные играли, и много о жизни народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у нас в гостях? И вы нам тоже понравились, гости дорогие!
2 Вед: Как же нам Югрою не гордиться, как нам эту землю не любить,
Родины ты малая частица, без которой нам нельзя прожить.
Ведущая кланяется и уходит с мальчиком в чум.
Под хантыйские напевы дети выходят из зала. Праздник окончен. Детей угощают дарами природы - ягодами брусники или клюквы.
Источники:
1. Куриков В. М. Ханты – Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. - Екатеринбург, 2000.
2. «Золотое перышко», сборник стихов детей Нефтеюганского района, -
Екатеринбург, 2004.
3. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной»
Игры
«Льдинки, ветер и мороз»
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Сверкают, звенят дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем буде строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.
«Охота на волка»
Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячиком в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.
Кидать мячик в волка следует с заданного расстояния.
«Ловкий оленевод»
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячиком, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадает в оленя.
Бросать мяч можно только с условного расстояния.
Идэ (Хантыйская сказка)
Идэ остался сиротой, когда был маленьким.
Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.
Вырос Йдэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.
«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.
Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:
— Пойдём, Идэ, орешки собирать!
— Пойдём, бабушка!
Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.
День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.
Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.
В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.
Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.
Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.
— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.
Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.
Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.
Закричал Идэ, заплакал:
— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.
Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.
Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:
— Всего съешьте, только голову не троньте!
А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.
Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.
Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!
Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!
Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:
— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:
— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!
Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».
Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.
Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.
Хорошо!
С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.
Так бабушка отучила внука бояться.
Тонконогий олененок
Тонконогий олененок
Тонконогий, тонкорогий
Стан твой гибкий, очень тонок
Для моей большой дороги
Эгегей, э гей, э гегегей, гей, гей,
эгегей э ге эгегегей, гей, гей
Ты по снежной тундре мчишься
Ты мороза не боишься
Снег на плечи к нам ложится
И стучат твои копытца
Эгегей, э гей, э гегегей, гей, гей,
эгегей э ге эгегегей, гей, гей
Мчится бойко из Сибири
По заснеженном Таймыре
Расстилаются дороги
Олененок быстроногий
Эгегей, э гей, э гегегей, гей, гей,
эгегей э гей эгегегей, гей, гей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий концертной программы "День открытых дверей" в детском саду
Сценарий концертной программы "День открытых дверей" в детском саду...
«От всей души…» Сценарий концертной программы к празднику 8 Марта, для детей подготовительной группы
«От всей души…» Сценарий концертной программы к празднику 8 Марта, для детей подготовительной группы ...
Сценарий концертной программы, посвященной Дню Матери.
Целью концертной программы является воспитание любви, уважения и почитания к самому дорогому человеку на свете - маме. В прграмме в исполнении детей прозвучат стихи, песни, частушки. Вмест...
Сценарий концертной программы ко дню победы.
Сценарий концертнойпрограммы ко Дню Победы "Благодарим Солдаты, вас!"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Мой край-Югра"
Программа познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект бинарного занятия в подготовительной группе с ТНР по программе "Мой край -Югра"
Материал разработан совместно воспитателем и логопедом для детей подготовительгной группы с ТНР....
Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
Цели:1. Знакомство с литературным наследием Югры, отражающим величие нашей культуры и богатство ресурсов.2.Пропаганда произведений современной поэзии патриотической направленности, воспитание подраста...
Комментарии
Уважаемая, Альфия Фаритовна
Уважаемая, Альфия Фаритовна!Сценарий концертной программы очень интересный, а особенно хочется отметить тематические игры.