Информационно-творческий проект " Наш родной Алтайский край!"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Котова Анастасия Константиновна

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 Тема проекта «Наш родной край – Алтай!» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целинный детский сад « Колосок» филиал МБДОУ Ключевский « Детский сад № 1 « Аленушка» комбинированного вида» Ключевского района Алтайского края

Информационно-творческий проект

«Наш родной Алтайский край!»

Подготовила: Котова Анастасия Константиновна, воспитатель

Все хорошее в людях из - детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Н. Луконин.

Целинный 2020

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: краткосрочный, с 06.04 – 01.05.2020г.

Актуальность проекта:

       Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 Тема проекта «Наш родной край – Алтай!» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Создать условия для воспитания чувства патриотизма, любви к родному краю  через совместную познавательную, творческую  деятельность детей и  взрослых.

Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Расширить знания детей о флоре и фауне Алтайского края;

Воспитывать любовь к родному поселку, умение видеть прекрасное, гордиться им;

Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Алтайского края.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!», «Животные и птицы Алтайского края».

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Гипотиза:

Если в воспитательно-образовательную работу  ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Ожидаемые результаты проекта:

Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта:

 Подготовительный этап:

Разработка проекта.

Постановка цели и задачи.

Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).

Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

Работа с детьми:

Беседы,рассматривание картин и иллюстраций,чтение произведений:

Разучивание стихотворений о птицах, о животных, о деревьях.

Дидактические игры, пальчиковые игры:

Игры на развитие дыхания, игровые упражнения:

Наблюдения:

За сезонными изменениями,

Труд в природе

Подвижные игры

Творческая деятельность:

Конструирование «Кормушки для птиц».

Рисование «Берегите природу».

Рисование «Деревья нашего участка».

Лепка «Животные в лесу».

Работа с родителями:

- приглашение родителей для участия в проекте;

- участие в акции, выставках ИЗО о животных и птицах, занесённых в Красную книгу Алтайского  края;

- консультации для родителей.

Экспериментальная деятельность:

Сравнение еловых и сосновых шишек.

Сравнение веточек сосны и ели.

Рассматривание семян деревьев.

Оформление экологического панно:

Оформление альбома

«Эти интересные животные».

«Перелетные и зимующие птицы».

Музыкальные  презентации:

 «Природа Алтайского края».

«Правила поведения на природе».

Взаимодействие с семьей:

Изготовление природо - сберегающих знаков.

Оформление ИЗО выставки «Природа нашего края».

Найти и выучить стихи:

- о любимом дереве родного края;

- о любимом диком животном Алтайского края.

- о любимой птице родного края.

Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, потешек, песенок о природе.

Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.

Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».

Заключительный этап.

 Работая над проектом «Наш родной край – Алтай!» мы с детьми и родителями провели:

Конкурсы:

Рисунков «Берегите природу»

«Животные и птицы Алтайского края»

Акция «Скворечник своими руками»

Оформили:

Экологическое панно «Природа нашего края».

Природо - сберегающие знаки.

Акции:

 «Покормите птиц зимой». 

Музыкальные презентации:

Природа Алтая.

Правила поведения на природе.

Ожидаемые результаты проекта:

• совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

• у детей проявится интерес к объектам и явлениям природы;

• ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;

• будут проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней животным, растениям;

• дети будут пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

• у ребят будет формироваться стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи.

• у детей будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет попытка оценить их состояние с позиции хорошо - плохо;

• представления о жизни растений: деревьев, кустарников, трав, комнатных растений; исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы (посадка семян, рыхление, полив, прополка);

• представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним;

• созданы условия для практической и исследовательской деятельности.

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

День недели

Содержание

Цель

Работа с родителями

06.04-10.04

1. Беседа «Наш родной Алтайский край!»

2. Беседа «Что такое природа?»

3. Д/игра «Природа – не природа»

4. Рисование «Природа нашего поселка Целинный»

5. Стихи об Алтайском крае

6. Презентация «Красив и богат – Алтайский край»

7. Пальчиковая игра «Берегите природу!»

8. Рассматривание картинок, иллюстраций с животными.

Формировать и совершенствовать представления детей о природных богатствах Алтайского края.

1. Выставка творческих работ «Природа нашего поселка Целинный»

2. Подготовить детей к сообщениям о животных Алтайского края

13.04-17.04

1. Беседа «Животные Алтайского края»

2. Рассматривание картин и иллюстраций «Животные Алтайского края»

3. Чтение произведений: Т.А. Шорыгина Какие звери в лесу?», В. Степанов «Животные наших лесов», стихи о животных

4. Загадки о животных

5.Д/игра «Кто в домике живёт?», «Найди по описанию», «Кого не стало?», «Назови ласково», «Чьи следы?», «Кто спрятался в траве?»

6. Пальчиковые игры «Ёжик», «Дики животные», «»Кто спит зимой?»

7. Подв./игра « Лиса и зайцы»

8. Рисование «Животные Алтайского края»

9. Лепка «Животные в лесу»

10. Оформление «Эти интересные животные»

11. НОД «Животные Алтайского края»

12. Презентаций «Животные Алтая», «Птицы Алтая»

13. Раскрашивание диких животных, обитающих в Алтайском крае

14. Рассматривание картинок, иллюстраций с животными.

Расширять представление о многообразии животного мира; закреплять знания о животных родного края; расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания; воспитывать осознанное отношение к миру природы.

1. Выставка рисунков «Животные Алтайского края»

20.04-24.04

1. Беседа «Птица Алтайского края»

2. Рассматривание иллюстраций «Птицы Алтайского края»

3.Чтение произведений:  В. Сухомлинский « Стыдно перед совушкой», В.Бианки «Лесной хор», стихи о птицах.

4. Загадки о птицах

5. Д/Игра «Найди перелётных и зимующих птиц», «Найди по описанию»

6. Пальчиковая игра «Птички», «Птицы прилетели», «Сорока»

8. Рисование «Птицы Алтайского края»

9. НОД «Перелётные птицы Алтайского края»

10. Презентация «Птицы Алтая»

11. Рассматривание картинок, иллюстраций с животными, птицами, растениями.

Расширять представление о многообразии птиц; формировать представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе родного края.

1. Изготовление скворечников

2. Выставка рисунков «Птицы нашего края»

27.04-01.05

1. Беседа «Деревья и растения нашего края»

2. Правила поведения в природе

3. Беседа «Лес и наше здоровье»

4. Загадки о растениях, деревьях, природе.

5. «Деревья нашего парка»

6. Экспериментальная деятельность «Сравнение еловых и сосновых шишек», «Сравнение веточки сосны и ели»

7. Стихи о природе Алтая (растения, цветы, деревья)

8. Д/Игра «Как зовут тебя деревце?»

9. НОД «Природные богатства Алтайского края»

10. Раскрашивание диких животных, птиц, растений обитающих в Алтайском крае

11. Рассматривание картинок, иллюстраций с животными, птицами, растениями.

Обобщить знания детей о растительном родного края; знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: форма листьев, цветами, плодами. Развивать интерес к изучению своей Родины, умение делать выводы; воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

  1. Акция «Сбережём природу нашего края»
  2. Консультация «Учите детей любить природу»

04.05-09.05

1. Беседа «Красная книга Алтайского края»

2. Оформление «Правила поведения в природе», « Жалобная книга природы»

3. Чтение рассказов о животных:  Е.Чарушин  «Олениха с олененком», «Рысь», М. Пришвин  «Этажи леса»

4. Раскрашивание диких животных, птиц, растений обитающих в Алтайском крае

5. Рассматривание картинок, иллюстраций с животными, птицами, растениями.

6. Работа в уголке природы – опыт «Можно ли дать жизнь срезанной веточке?» (наблюдение за веточками, поставленными в воду)

7. Уборка мусора на участке,

8. Подвижная игра «Море волнуется раз…»

Расширять представления детей о растительном и животном мире. Учить отображать в рисунке собственные замыслы. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

1. Праздник « Люблю тебя, мой край Алтай!»

Подведение итогов.

У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.

Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.

С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.

Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 

   Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

  Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.

    Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

    В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».

  Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой родной Алтайский край"

Проект в подготовительной группе по экологии...

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край»

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край»...

Проект " " Мой родной Алтайский край"

Цель : Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного края села, местным достопримечательностям....

Проект " Мой родной Алтайский край"

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не     забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания...

Фотоотчет: «Мой родной Алтайский край. Природа»

Формировать патриотические чувства у детей....

отчет"Мой родной Алтайский край".Природа.2019г.

отчет "мой родной Алтайский край"Природа.2019г....

Проект: "Наш родной Алтайский край"

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...