"Грибы и ягоды Ленинградской области"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром по теме "Грибы и ягоды Ленинградской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_i_yagody_s_prezentatsiey.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми старшей группы
Тема: «В царстве грибов и ягод»
Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы России.
Задачи:
- Расширить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Развивать познавательный интерес.
- Пополнять и активировать словарный запас по теме «Грибы и ягоды»
- Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
- Развивать общую и мелкую моторику, согласовывать речь с движением.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закреплять правила безопасного поведения в природе.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, картинок о грибах и ягодах, дидактические игры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рисование по трафаретам грибов, ягод.
Материал к занятию: игрушка Лесовик, фланелеграф, картинки грибов и ягод, картинка «По грибы»,магнитофон.
Ход занятия: (Слайд 1)
(Слайд 2) Сегодня мы с вами отправляемся в лес.
Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…
(Слайд 3) Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
«Кто где растет»
У каждого гриба есть свой дом, где он растет. (Слайд 4) Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. (Слайд 5)В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. (Слайд 6) Какой гриб мы нашли под осинкой? (Слайд 7) Какой гриб под березкой? (Слайд 8)А вот в густой траве выросли рыжие лисички, они растут семьями. (Слайд 9)Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.
(Слайд 10) На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.
Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какие грибы здесь лишние и почему? (мухомор – он ядовитый). (Слайд 11 )
- Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка) (Слайд 12)
Упражнение «Соберём семейку»
- Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».
- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)
- Как можно назвать большой гриб? (грибище)
- Как называют суп из грибов? (грибной)
- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)
- Как называют корешки грибов? (грибница)
- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)
- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)
- А сейчас мы немного отдохнём.
Пальчиковая гимнастика «За грибами» (Слайд 13)
(Дети выполняют движения по тексту)
«Загадки-отгадки»
Вам нужно отгадать загадки:
1. Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
2. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)
3. На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
4. В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)
5. В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
6. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
7. Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
8. Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)
(Слайд 14) Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте.Малина на высоких кустах, в малиннике.
- Где растут ягоды? (в лесу, на деревьях, на кустах, на низеньких кустиках, на болоте)
- Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)
- Если вы отгадаете загадки, ягоды появятся перед вами.
1. Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника) (Слайд 15)
2. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябина) (Слайд 15)
3. Я красна, я кисла,
На болоте росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква) (Слайд 16)
4. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Черника) (Слайд 17)
- Что можно приготовить из ягод? (компот, кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)
- С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)
- Из малины получится начинка какая? (малиновая)
- Из брусники - … (брусничная)
- Из черники - … (черничная)
- Из земляники - … (земляничная)
- А какое варенье получится из ягод?
Из малины – малиновое варенье
Из черники – черничное варенье
Из земляники – земляничное варенье
Из клюквы – клюквенное варенье
Из брусники – брусничное варенье и т.д.
- Ребята скажите, какая ягода?
Клюква какая? (Красная, кислая, мелкая, полезная.)
Малина какая? (Красная, крупная, сладкая, сочная, вкусная, полезная.)
Черника какая? (Синяя, сладкая, мелкая, вкусная, полезная
Беседа по картине «За грибами»
- Давайте внимательно рассмотрим картину и побеседуем о том, что на ней изображено.
- Какое время года изображено на картинке?
- Кого вы видите?
- Куда они пришли?
- Что они ищут в лесу?
- Как вы догадались?
- Какие грибы нашли грибники?
- Что их мамы приготовят из грибов?
Подведение итогов.
- Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок: много ягод и грибов, которые мы собрали. Приходите еще в гости в лес, но запомните простые правила поведения, сбора ягод и грибов:
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
- не вырывать кустики ягод.
- собирать только знакомые ягоды и грибы.
- вести себя тихо и спокойно, ведь лес - это дом для животных, птиц и растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей подготовительной к школе логопедической группы с ОНР Тема «Грибы и ягоды»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Коммуникация»для детей подготовительной к школе логопедической группы с ОНР Тема «Грибы и ягоды»...
«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»
НОД в старшей группе по ОБЖ «Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»...
«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи; закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; воспит...
Методическая разработка на тему :" Съедобные и не съедобные грибы Ленинградской области".
Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте....
Статья по образовательной области: «Познавательное развитие» на тему: «Экологическое воспитание современного дошкольника: ООПТ Ленинградской области и Санкт-Петербурга.»
Особо охраняемые природные территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга (заповедники, заказники)...
Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .
План-конспект занятия по речевому развитиюТема занятия: Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .Цель: систематизировать и закрепить представления детей о дарах осени в лесу.Задачи...
Педагогический проект Царство необычных грибов Ленинградской области
В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень. В лесах созревает множество видов грибов, как съедобных, так и несъедобны...