Экологический проект «Волшебница соль»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Новичкова Ирина Сергеевна

Среди всех солей самая главная та,
которою мы называем просто солью.
А. Е. Ферсман

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_-_volshebnitsa_sol.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДЕСКИЙ САД №9 «ПЕТУШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНК

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Экологический проект «Волшебница соль»

Руководители проекта: воспитатель

Новичкова Ирина Сергеевна

2018 год

Среди всех солей самая главная та,
которою мы называем просто солью.
А. Е. Ферсман

Актуальность:

Когда проголодавшийся человек садится за стол, а обед еще не готов, он с нетерпением начинает есть хлеб с солью. Никому и в голову не приходит, что из-за этого белого кристаллического порошка, лежащего в обыкновенной солонке, люди когда-то могли сражаться, убивать друг друга, продавать в рабство и кочевать из одной страны в другую. Бывало даже и так, что крупинка соли могла изменить судьбу человека, а несколько крупинок этого удивительного порошка возвращали жизнь умирающему.

В чем же тут дело? Почему простая столовая соль могла творить такие «чудеса»? Разве теперь она изменилась?

Нисколько! И в наши дни поваренная соль таит в себе много скрытых, удивительных и далеко не всем известных свойств. Без соли не может жить ни один живой организм. Соль предохраняет продукты от гниения. Она понижает температуру таяния снега и льда. Из соли приготавливается много необходимых лекарств, и соль нужна для производства самых обыкновенных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.

Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни. Без соли не только не может жить человек, но не могут развиваться и многие отрасли, современной промышленности.

Почему же именно эту обыкновенную поваренную соль ничем нельзя заменить? Из чего она состоит, откуда ее берут, почему раньше она ценилась дороже золота, а теперь почти ничего не стоит?

Цель проекта: узнать историю появления соли, определить ее свойства, а также выяснить, полезна соль или вредна.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
  2. Расширить представления о добыче соли.
  3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.
  4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
  5. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
  6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
  7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
  8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Дата проведения: с 24.09. 2018 г. по 12.10. 2018г.

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

  • расширится кругозор, знания детей о соли, познакомится с интересными, историческими событиями;
  • сформируется у детей представления о свойствах соли, научатся устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, научатся анализировать полученные результаты;
  • разовьется интерес к экспериментальной деятельности, творчеству.

Этапы реализации проекта:

1-й этап - подготовительный этап:

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?».
  • Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  • Формирование творческой проектной группы детей и родителей.
  • Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.
  • Мониторинг

2-й этап – основной этап:

  • Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы.
  • Реализация проекта через взаимодействие с детьми группы, родителями;
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Игра-путешествие «Есть ли соль в Республике Башкортостан».
  • Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности «Откуда к нам соль пришла»;
  • Оформление мини-выставки «Обыкновенная чудо - соль».

3-й этап - заключительный этап:

  • обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;
  • создание паспорта «Полезное ископаемое – соль»;
  • совместная деятельность педагога, родителей, детей, НОД.
  • презентация проекта.

Мероприятия по реализации проекта

Этапы проекта

Содержание деятельности

Сроки реализации

Работа с родителями

Подготовительный

1. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Мониторинг

3. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?».

4. Формирование творческой проектной группы детей и родителей.

5. Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.

24.09.18г-28.09.18г

Ознакомление родителей с темой и сроками реализации проекта

Основной

1. Совместная деятельность «Что такое соль? История возникновения соли»

2. Беседа «Соль-друг, соль враг»

3. Игра «Что мы знаем о соли» (для закрепления материала).

(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).

Понедельник

1.10.18г

1. Игра-путешествие «Есть ли соль в России». Просмотр видеофильма «Как добывают соль».

2. Экспериментальная деятельность. Опыт «Соль не имеет запаха, на вкус соленая»

Вторник

2.10.18г

1. Чтение русской народной сказки «Соль»

2. Рисование цветной солью + восковые мелки «Осенние листья»

3. Экспериментальная деятельность. Опыт «Соль - чистящее средство»

Среда

3.10.18г

Буклет «Интересные факты о соли и ее значение в жизни человека»

1. Соль в народном творчестве. Загадки и пословицы о соли.

2. Экспериментальная деятельность. Опыт «Плавающее яйцо»

Четверг

4.10.18г

1. Изготовление сувенирной баночки с цветной солью (по подгруппам)

2. Экспериментальная деятельность. Опыт «Соль растворяется в воде»

Пятница

5.10.18г

Домашнее задание «Выращивание кристалла» совместно с детьми

1. Лепка из соленого теста «Корзинка с грибами»

2. Экспериментальная деятельность. Опыт «Соль-это кристаллы»

Понедельник

8.10.18г

1. Изготовление подсвечника (декорирование банки цветной солью)

2. Экспериментальная деятельность. Опыт «Как из соленой воды добыть питьевую воду?»

Вторник

9.10.18г

Оформление папки-передвижки «Разновидности соли»

1. Чтение легенды о соли (Из истории освоения месторождений соли на территории России)

2. Совместная деятельность- рисование на тему «Озеро слез» (по легенде)

Среда

10.10.18г

Консультация «Использование соли в медицинских целях»

Заключительный

1. Тематическое занятие «В гостях у доктора Айболита. Что мы узнали о соли.»

2. Мониторинг

Пятница

12.10.18г

Достигнутые результаты:

  1. Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.
  2. Повышение уровня начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).
  3. Установление равноценных и равноправных партнерских отношений с родителями. Актуализация их участия в совместной проектной деятельности.
  4. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Удивительная соль», паспорта «Полезное ископаемое –соль»
  5. Создание буклета по проекту «Интересные факты о соли и ее значение в жизни человека», папки-передвижки «Разновидности соли».

Список использованной литературы:

1. Большая энциклопедия школьника, М.: АСТ, 2006.
2. БуяноваН.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия: М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 1998.
3. Детская энциклопедия РОСМЭН.

4. Плешаков. А.А. Мир вокруг нас 2. Часть 2 – М.: Просвещение, 2004.

5. Песков В.К. Окно в природу. Щепотка соли. М.: 2000.

6. Книга вопросов и ответов. Что? Почему? М.: ЭКСМО, 2002.

7. http://www/maaam.ru/

8. http:// vospitatel.com.ua/

9. http://nsportal.ru/

10. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебница - соль"

Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...

Проект "Волшебница Соль"

    Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой...

Проект "Волшебница соль"

Основанием для разработки проекта стало гипотеза. Соль это не только вещество,необходимое человеку для жизнедеятельности но и интересный материалл для наблюдения,опытов и экспериментов и рисования....

Педагогический проект «Волшебница соль»

В своей работе мы уделяем огромное значение формированию творческой личности ребенка, одним из средств решения этой задачи является изобразительная деятельность, в которой можно использовать  нет...

Исследовательский проект "Волшебница соль"

Данный проект «Волшебница- соль» рассчитан для группы детей старшего дошкольного возраста. Основополагающий вопрос: «волшебная» ли соль? Это ...