Проект "Волшебница - соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект о соли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_sol_apr_2018.docx133.08 КБ

Предварительный просмотр:

                               Департамент образования САО г. Москвы

             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       Инженерно-техническая школа им. П.Р.Поповича

                (дошкольное отделение) улица Черняховского, дом 15, корпус 3

                        ПРОЕКТ

              «Волшебница – соль»

C:\Users\Лена\Desktop\192376_html_m243f00f1[1].jpg

Выполнили:  учитель-логопед Рахманова Е.С., воспитанники подготовительной группы

                                                           Москва, 2018 год                                           

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ВОЛШЕБНИЦА – СОЛЬ»

Тип проекта: информационно-исследовательский

Возраст: подготовительная группа

Участники: дети, логопед, родители

Срок проведения: 2 недели (22 марта – 6 апреля 2018 года)

АКТУАЛЬНОСТЬ: Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу добиться атмосферы творческого единодушия, радость понимания нового, где каждый ребенок может открыть в себе способности исследователя.

     Исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние детей, т.к. они настроены на познание окружающего мира. Поэтому, чтобы расширить кругозор детей о волшебных свойствах соли и задумали проект «Волшебница – соль». Также многие дети в настоящее время посещают «соляные пещеры» и мы решили рассказать и показать детям, какими важнейшими свойствами обладает соль и почему она так важна для всего живого.

ЦЕЛЬ: Обогащение знаний детей о свойствах соли и формирование представлений о соли как необычном для человека продукте.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1) Вызвать интерес к исследованию соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком.

2) Стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.

РАЗВИВАЮЩИЕ: 

1) Развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

2) Обогащать словарный запас, совершенствовать коммуникативные  навыки и творческие способности детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1) Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.

2) Воспитывать аккуратность в работе, а также приучать испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Продукт проектной деятельности: фотоотчет «Мы – экспериментаторы».

Ожидаемые результаты:

1. Дети познакомятся с  разными видами соли, вариантами ее использования и будут делиться своими знаниями с другими.

2. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы для исследования, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату.

3. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.

                                              ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: (22 – 27 марта 2018 года)

1. Постановка проблемы. Детей заинтересовали вопросы:

Что такое соляная пещера? Зачем люди ходят в эти пещеры?

В связи с возникшими у детей вопросами мы решили узнать что-то новое и интересное про соль.

ВОПРОСЫ:

1) Что такое соль?

2) Какая бывает соль?

3) Как добывают соль?

4) Где ее используют?

2. Создание условий для организации работы.

3. Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы, поговорки.

4. Подбор познавательной, научной литературы.

5. Составление плана работы с родителями.

6. Разработка конспектов цикла занятий о пользе и вреде использования соли.

7. Консультация для родителей по теме: « О развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», «Полезные и вредные свойства соли», «Интересные факты из истории о соли»,

8. Создание мотивационной основы для совместного участия родителей с детьми в проекте - фоторепортаж: «Эта разная соль».

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ: (28 марта  – 5 апреля 2018 года)

1. Сбор, анализ и систематизация информации (беседы: «Что такое соль?», «Полезные свойства соли», «Откуда пришла к нам соль?»).

2. Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок о соли.

3. Знакомство с художественными произведениями, в которых говорится о соли.

4. Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные свойства соли»:

Опыт 1. «Соль хрустит». Соль состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль ее кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт 2. «Соль растворяется в воде». Мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать. Вывод: при взаимодействии с водой соль растворяется, оставляя воду прозрачной и бесцветной.

Опыт 3. «Плавающее яйцо». Для опыта взяли 2 сырых яйца и 2 стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали три ложки соли и размешали, в другой – нет. Положили в 2 стакана яйца. Там, где была соленая вода – яйцо всплыло, а где нет – утонуло. Когда смешали оба раствора – яйцо оказалось посередине стакана.

Вывод: Соленая вода помогает держаться предметам на поверхности (эффект «Мертвого моря»).

Опыт 4. «Выращивание кристаллов». Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку теплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

Вывод: При испарении воды соль кристаллизуется.

Опыт 5. «Соль – чистящее средство». Мы взяли чашку из-под чая, насыпали на губку немного соли и помыли чашку солью. Она стала чистой, даже блестящей.

Вывод: Можно использовать соль в качестве чистящего средства.

Опыт 6. «Лавовая лампа (с растительным маслом). Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и масла. Потом медленно всыпать 1 чайную ложку соли.

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности. Но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавили соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель помогает сделать опыт более наглядным.

Опыт 7. «Незамерзающая соль». Зимой на дорогах и тропинках образуется лед, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лед посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через 2 дня проверили. Соленая вода немного замерзла, стала похожа на жидкую кашу.

Вывод: Соленая вода полностью не замерзает. Соль способна растворить лед.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: (6 апреля 2018 года)

Фотоотчет «Мы – экспериментаторы»

Консультирование родителей «Какова польза посещения соляной пещеры?»

              ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ЭТАП

  Формы, методы,

          приемы

       Деятельность      

          логопеда

  Деятельность

        детей

Подготов.

Постановка проблемы

Подбор познавательной и художественной литературы по теме

Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали?»

Прослушивание сказки «Соль в кушанье»

Консультирование родителей по темам: «Полезные и вредные свойства соли», «Интересные факты из истории о соли», «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Разработка конспектов цикла занятий о пользе и вреде использования соли

Подготовка фоторепортажа «Эта разная соль»

Составление плана работы с родителями

Формулирует проблемные вопросы

Содействует созданию проблемной ситуации

Совместно с родителями и детьми подбирает необходимую литературу и изучает ее с детьми

Учатся самостоятельно задавать вопросы

Формулировка совместно с педагогом темы

Совместная с родителем подготовка фоторепортажа о соли

Основной

Беседы: «Что такое соль?», «Полезные свойства соли», «Откуда пришла к нам соль?»

Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок о соли

Знакомство с художеств. произведениями

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные свойства соли»

Дидактические игры: «Выбери правильное слово», «Узнай на вкус», «Что для чего?», «Какая же она, эта удивительная соль?»

Способствует построению диалога во время беседы с детьми

Знакомит с новым материалом по теме

Организует деятельность детей

Контролирует деятельность детей во время опытов и оказывает им помощь

Создание группы детей, работа в подгруппах

Формирование у детей специфических знаний, умений, навыков

Заключит.

Фотоотчет «Мы - экспериментаторы»

Консультирование родителей «Какова польза посещения соляной пещеры?»

Принимает фотоотчеты

Обобщает и резюмирует полученные результаты

Подводит итоги обучения

Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение

Демонстрируют:

Понимание проблемы, цели, задач

Умение работать в группе на общий результат

Найденный способ решения проблемы

                   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Индивидуальные беседы с родителями.

2. Консультирование родителей по темам: «О развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», «Полезные и вредные свойства соли», «Интересные факты из истории о соли», «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Какова польза посещения соляной пещеры?».

3. Фоторепортаж «Эта разная соль».

4. Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали?», прослушивание сказки «Соль в кушанье».

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Повысился уровень знаний детей о пользе и вреде соли для организма.

2. Обогатился опыт  по поисково-исследовательской деятельности.

3. Появился интерес к исследованию окружающего мира.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Н.Ю.Буянова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. 1998 г.

В.К.Песков. Окно в природу: Щепотка соли. 2000 г.

О.В.Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. 2004 г.

Почемучка. Детская энциклопедия. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...