Проект "Волшебница - соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования САО г. Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Инженерно-техническая школа им. П.Р.Поповича
(дошкольное отделение) улица Черняховского, дом 15, корпус 3
ПРОЕКТ
«Волшебница – соль»
Выполнили: учитель-логопед Рахманова Е.С., воспитанники подготовительной группы
Москва, 2018 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ВОЛШЕБНИЦА – СОЛЬ»
Тип проекта: информационно-исследовательский
Возраст: подготовительная группа
Участники: дети, логопед, родители
Срок проведения: 2 недели (22 марта – 6 апреля 2018 года)
АКТУАЛЬНОСТЬ: Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу добиться атмосферы творческого единодушия, радость понимания нового, где каждый ребенок может открыть в себе способности исследователя.
Исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние детей, т.к. они настроены на познание окружающего мира. Поэтому, чтобы расширить кругозор детей о волшебных свойствах соли и задумали проект «Волшебница – соль». Также многие дети в настоящее время посещают «соляные пещеры» и мы решили рассказать и показать детям, какими важнейшими свойствами обладает соль и почему она так важна для всего живого.
ЦЕЛЬ: Обогащение знаний детей о свойствах соли и формирование представлений о соли как необычном для человека продукте.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1) Вызвать интерес к исследованию соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком.
2) Стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1) Развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
2) Обогащать словарный запас, совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1) Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.
2) Воспитывать аккуратность в работе, а также приучать испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Продукт проектной деятельности: фотоотчет «Мы – экспериментаторы».
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с разными видами соли, вариантами ее использования и будут делиться своими знаниями с другими.
2. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы для исследования, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату.
3. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: (22 – 27 марта 2018 года)
1. Постановка проблемы. Детей заинтересовали вопросы:
Что такое соляная пещера? Зачем люди ходят в эти пещеры?
В связи с возникшими у детей вопросами мы решили узнать что-то новое и интересное про соль.
ВОПРОСЫ:
1) Что такое соль?
2) Какая бывает соль?
3) Как добывают соль?
4) Где ее используют?
2. Создание условий для организации работы.
3. Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы, поговорки.
4. Подбор познавательной, научной литературы.
5. Составление плана работы с родителями.
6. Разработка конспектов цикла занятий о пользе и вреде использования соли.
7. Консультация для родителей по теме: « О развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», «Полезные и вредные свойства соли», «Интересные факты из истории о соли»,
8. Создание мотивационной основы для совместного участия родителей с детьми в проекте - фоторепортаж: «Эта разная соль».
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ: (28 марта – 5 апреля 2018 года)
1. Сбор, анализ и систематизация информации (беседы: «Что такое соль?», «Полезные свойства соли», «Откуда пришла к нам соль?»).
2. Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок о соли.
3. Знакомство с художественными произведениями, в которых говорится о соли.
4. Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные свойства соли»:
Опыт 1. «Соль хрустит». Соль состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль ее кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт 2. «Соль растворяется в воде». Мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать. Вывод: при взаимодействии с водой соль растворяется, оставляя воду прозрачной и бесцветной.
Опыт 3. «Плавающее яйцо». Для опыта взяли 2 сырых яйца и 2 стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали три ложки соли и размешали, в другой – нет. Положили в 2 стакана яйца. Там, где была соленая вода – яйцо всплыло, а где нет – утонуло. Когда смешали оба раствора – яйцо оказалось посередине стакана.
Вывод: Соленая вода помогает держаться предметам на поверхности (эффект «Мертвого моря»).
Опыт 4. «Выращивание кристаллов». Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку теплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.
Вывод: При испарении воды соль кристаллизуется.
Опыт 5. «Соль – чистящее средство». Мы взяли чашку из-под чая, насыпали на губку немного соли и помыли чашку солью. Она стала чистой, даже блестящей.
Вывод: Можно использовать соль в качестве чистящего средства.
Опыт 6. «Лавовая лампа (с растительным маслом). Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и масла. Потом медленно всыпать 1 чайную ложку соли.
Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности. Но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавили соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель помогает сделать опыт более наглядным.
Опыт 7. «Незамерзающая соль». Зимой на дорогах и тропинках образуется лед, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лед посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через 2 дня проверили. Соленая вода немного замерзла, стала похожа на жидкую кашу.
Вывод: Соленая вода полностью не замерзает. Соль способна растворить лед.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: (6 апреля 2018 года)
Фотоотчет «Мы – экспериментаторы»
Консультирование родителей «Какова польза посещения соляной пещеры?»
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ЭТАП | Формы, методы, приемы | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Подготов. | Постановка проблемы Подбор познавательной и художественной литературы по теме Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали?» Прослушивание сказки «Соль в кушанье» Консультирование родителей по темам: «Полезные и вредные свойства соли», «Интересные факты из истории о соли», «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Разработка конспектов цикла занятий о пользе и вреде использования соли Подготовка фоторепортажа «Эта разная соль» Составление плана работы с родителями | Формулирует проблемные вопросы Содействует созданию проблемной ситуации Совместно с родителями и детьми подбирает необходимую литературу и изучает ее с детьми | Учатся самостоятельно задавать вопросы Формулировка совместно с педагогом темы Совместная с родителем подготовка фоторепортажа о соли |
Основной | Беседы: «Что такое соль?», «Полезные свойства соли», «Откуда пришла к нам соль?» Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок о соли Знакомство с художеств. произведениями Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные свойства соли» Дидактические игры: «Выбери правильное слово», «Узнай на вкус», «Что для чего?», «Какая же она, эта удивительная соль?» | Способствует построению диалога во время беседы с детьми Знакомит с новым материалом по теме Организует деятельность детей Контролирует деятельность детей во время опытов и оказывает им помощь | Создание группы детей, работа в подгруппах Формирование у детей специфических знаний, умений, навыков |
Заключит. | Фотоотчет «Мы - экспериментаторы» Консультирование родителей «Какова польза посещения соляной пещеры?» | Принимает фотоотчеты Обобщает и резюмирует полученные результаты Подводит итоги обучения Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение | Демонстрируют: Понимание проблемы, цели, задач Умение работать в группе на общий результат Найденный способ решения проблемы |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Индивидуальные беседы с родителями.
2. Консультирование родителей по темам: «О развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», «Полезные и вредные свойства соли», «Интересные факты из истории о соли», «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Какова польза посещения соляной пещеры?».
3. Фоторепортаж «Эта разная соль».
4. Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали?», прослушивание сказки «Соль в кушанье».
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Повысился уровень знаний детей о пользе и вреде соли для организма.
2. Обогатился опыт по поисково-исследовательской деятельности.
3. Появился интерес к исследованию окружающего мира.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Н.Ю.Буянова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. 1998 г.
В.К.Песков. Окно в природу: Щепотка соли. 2000 г.
О.В.Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. 2004 г.
Почемучка. Детская энциклопедия. 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...
Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"
Конспект занятия по познавательному развитию...
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...
«Соль и его свойства. Рисуем солью»
laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...