Лес как экологическая система
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель. знакомство с понятием «экологическая система».
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.
- Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса: растений, животных, птицах, об их пищевой зависимости друг от друга.
- Способствовать умению соблюдать правила поведения в лесу
- Развивать логическое мышление, память, внимание и речь.
- Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: картинки с изображением животных и птиц, модель многоэтажного дома, три обруча; раздаточный материал – конверты с картинками животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_kak_ekologicheskaya_sistema.docx | 1006.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №19 г.Энгельс
Конспект нод
в подготовительной к школе группе
«Лес как экологическая система»
Тема: «Лес как экологическая система»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель. знакомство с понятием «экологическая система».
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.
- Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса: растений, животных, птицах, об их пищевой зависимости друг от друга.
- Способствовать умению соблюдать правила поведения в лесу
- Развивать логическое мышление, память, внимание и речь.
- Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: картинки с изображением животных и птиц, модель многоэтажного дома, три обруча; раздаточный материал – конверты с картинками животных.
Ход:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Игра –приветствие: «Мой друг» - Доброе утро! Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтоб у нас весь день было хорошее настроение.
- Садимся за столы и послушайте загадку: Белки в нём живут и волки, В нём растут дубы и ёлки Высоченны – до небес! Называют его … -Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы слышите, как поют птицы, как журчит вода в лесном ручейке. Ярко светит солнце. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас, в лицо еле заметно дует ласковый ветерок. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца и ласковое поглаживанье ветерка. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. - Скажите, что такое лес? | Дети стоят в кругу. Дети проходят за столы Ответы детей (Лес) Ответы детей (деревья, цветы, трава, животные). |
II. Основная часть | |
Лес – это многоэтажный зеленый дом для животных, растений и птиц. У него, как и у дома есть этажи. Эти этажи называют ярусами леса. Растения в лесу растут в несколько ярусов и считают эти ярусы сверху вниз. (На доске ставятся изображения деревьев.) - Деревья образуют верхний ярус. Какие деревья вы знаете? - Если в лесу растет береза, клен, рябина, какой это лес? - А если сосна, ели? - А если и сосна, и береза, и дуб? Следующий средний ярус, как вы думаете, что образует второй ярус? (На доске ставятся изображения кустов). - Чем кусты отличаются от деревьев? Какие кусты вы знаете? Цветы и травы образуют третий ярус. Какие травы и цветы вы знаете? - Мох, лишайники и грибы, образуют нижний ярус, для их роста не надо много света. (На доске ставятся изображения трав, ягод и грибов). Итак, ребята, лес – это большой зеленый дом. Что есть в нем? И каждый вид растения образует свой ярус.
Физкультминутка «В лесу» - А теперь нам пора немного отдохнуть Ветер лесные деревья качает Яркие бабочки всюду порхают Скачут по веткам белка с бельчонком Ходят по лесу медведь с медвежонком Ест землянику в лесу детвора… Вот и закончилась наша игра. - А теперь проходим за столы. - Посмотрите, чего или кого не хватает в нашем лесу. Как люди в большом доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Расположение квартиры каждого зависит от того, чем питается и где находится укрытие. В каждой квартире живут свои жильцы. И меняться квартирами они не любят. В одних лесных квартирах светло, в других темно. В одних сухо, в других сыро. Каждый жилец приспособился к своей квартире, ему в ней хорошо. Игра «Заселим жильцов в свои дома» Есть у каждого свой дом, Нам тепло, уютно в нем, И лесным животным тоже Домик свой найти поможем. - Верхний ярус лесного дома заселяют насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев (ставятся изображения насекомых). -Как вы думаете, кто еще заселяет верхний ярус? - Правильно, птицы, которые питаются насекомыми тоже обитают здесь (ставятся изображения птиц и называются). - А какие еще птицы бывают? - Да, правильно, и хищные птицы (ставятся картинки птиц – хищников). - Вместе с ними соседствуют маленькие зверьки: белки, бурундуки. Второй ярус – заселен более крупными животными, которые питаются листьями и ветками кустарников, корой деревьев: косули, кабаны, лоси, зайцы (это травоядные животные). А еще, какие животные заселяют второй ярус? Как вы думаете? - В траве живут: грызуны. Рядом с ними соседствуют насекомые, черви. Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. Там же можно увидеть улиток, пауков, клещей, жуков. На насекомых охотятся змеи и ящерицы. В почве живут кроты, землеройки, черви. | Ответы детей Ответы детей (лиственный) Ответы детей (хвойный) Ответы детей (смешанный) Ответы детей (кустарники) Ответы детей Ответы детей (дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками) (взмахивают руками, словно крыльями) (прыгают) (ходят вперевалочку) Ответы детей (животных, птиц, насекомых) Ответы детей ( птицы) Ответы детей (хищные) Ответы детей Ответы детей (хищные). |
III. Заключительная часть | |
- А сейчас мы поиграем в игру «Можно — нельзя» (Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами).
- Молодцы! Правильно, назвали что можно, а чего нельзя. - Нужно беречь и охранять природу, и тогда природа будет угощать нас своими дарами – ягодами, грибами. Проснулось солнышко и сладко зевнуло, Солнышко лучик тебе протянул, Солнышко щечку тебе полоскало, Доброго утра пожелало! Подарите друг другу самую добрую, солнечную улыбку. | Ответы детей. (поднять руки вверх) (протянуть руки в центр круга) (погладить ладонями щёчки) (прижать ладони к груди) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство дошкольников с экологическими системами
Для того, чтобы познакомить детей с экологическими системами, необходимо выделить специальное экологическое понятие "взаимодействие человека с природой", с помощью которого легко продемонстрировать лю...
Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...
Экологический проект "Земля наш общий дом. Экологическая система- береза" Для младших групп ДОУ.
Знакомство детей с березой как экосистемой....
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Экологическая система - Луг"
Презентация познакомит детей с экологической системой "Луг"; с животными и растениями данной системы; с правилами поведения в природе....
Экологические сказки в системе работы дошкольников в системе ФГОС
Использование экологических сказок в работе с дошкольниками ДОУ....
Технологическая карта открытого занятия по экологии "Лес, как экологическая система"
Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Лес, как экологическая система»...
Презентация проекта"Создание образовательной экологической системы в группе детей общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет"
Данный проект делает акцент на создание системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка....