Исследовательская деятельность «От зернышка до хлеба»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Костикова Наталья Геннадьевна

Исследовательская деятельность «От зернышка до хлеба»

Цель:

  • Закрепление и систематизация представлений детей, полученных в ходе исследовательской деятельности.

Задачи:

* Закреплять знания детей об окружающем мире, хлебе, процессах его выращивания и изготовления;

 * Развивать исследовательские способности, логическое мышление, наблюдательность и внимание детей в процессе взаимодействия с компьютером;

 *  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей, занятых приготовлением хлеба.

Словарь: активизировать в речи детей: каравай, пашут, сеют, перемалывают, замешивают, элеватор, ветряная мельница, хлебобулочные изделия (батон, буханка, бублик, хлебцы, сушки, баранки, блины), хлебозавод, тесто, колосок, пшеница.

Материал: схемы детей, мультимедийный экран и презентации, колосья, молоко, мука, яйца, сахар, миска, миксер, зерно, всходы, лейка, земля, посуда для посева.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций «Хлеб - всему голова», просмотр мультимедийных презентаций на тему «Откуда хлеб пришел», «Изготовление хлеба», «Хлебобулочные изделия», просмотр мультфильма «Колосок», посев зерна, приготовление соленого теста и изготовление хлебобулочных изделий из него, самостоятельная экспериментально-исследовательская деятельность детей (поиск информации в интернете вместе с родителями, заучивание поговорок и потешек ).

Ход занятия:

Воспитатель: 

- Здравствуйте, ребята. У меня для вас есть сюрприз. Хотите узнать какой? Я сейчас загадаю вам загадку.

Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый(хлеб)

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, ребята! Вот он – пышный и вкусный хлеб.

(В руках у воспитателя хлеб)

  Угощайтесь, пожалуйста. Попробуйте его на вкус. Что можно сказать о нем?

Ответы детей.

 

 

 

Воспитатель: Дети, а какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

(Дети индивидуально читают поговорки, пословицы, которые выучили с родителями дома)

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Пот на спине – так и хлеб на столе.

Вырастить хлеб - святое дело.

Хлеб- всему голова.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие «От зернышка к хлебу», в котором мы узнаем, как из маленького зернышка получается вкусный хлеб. Вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель:

Сначала, мы с вами посмотрим, как из зерен вырастают колосья.

Презентация «Хлеб – всему голова»

Для того, чтобы из зерна получился колосок, сначала трактор пашет землю, чтобы она была мягкой. (земля и зерна)

Потом люди на сеялках сеют зерно в землю. (Зерно в земле)

Чтобы зёрна взошли нужно, чтобы дождик их поливал и солнышко грело. (капли дождя и солнце, всходы)

Воспитатель: 

- Ребята, сегодня к нам в группу прибегала мышка и оставила зернышки.

Она попросила их посадить в землю и понаблюдать, что из них вырастет.

Давайте попробуем это сделать? Ребята, вы хотите сами попробовать,

посадить зерна в землю, вырастить их, сделать муку и спечь хлеб?

— Вот, зернышки, которые нам оставила мышка!

 - Дети, хотите потрогать зернышки? Что можно сказать о них?

Ответы детей.

(Готовим землю под посадку. Делаем углубления в земле, поливаем.

Сеем, и снова поливаем.)

Воспитатель:

 — Вот какие росточки, появились из наших зернышек!

Дети, хотите потрогать росточки? Что можно сказать о них?

Ответы детей.

Воспитатель:

— Вот какие колоски, появились из наших росточков!

Дети, хотите потрогать колоски? Что можно сказать о них?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а что дальше делают с колосками?

Ответы детей.

(слайды: комбайн, элеватор, мука, мельница) (слайд1)

Поспевшие колосья собирают комбайны, такие специальные машины. (слайд2)

Потом их везут на элеватор и молотят. (слайд3)

В старину колосья перемалывали на мельнице. (слайд4)

Из твердых зерен получается мягкая мука.

Воспитатель: А что делают из муки?

Ответы детей.

Воспитатель: 

- Ребята, а как из муки получается тесто?

Сейчас мы будем готовить тесто. Для нашего теста понадобится молоко, дрожжи, яйца и мука. 

Добавляем в молоко яйца, соль и сахар по вкусу, потом добавляем муку и дрожжи и замешиваем тесто.

- Ребята, а что пекут из готового теста?

Ответы детей

Да, все правильно, из готового теста пекут пироги, пирожки.

Воспитатель: Тесто мы отнесем на кухню.

(Повар забирает наше тесто и дает готовый хлеб)

Воспитатель:

Вот, и завершилось наше интересное путешествие «От зернышка к хлебу». Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе.

Хлеб нужен всем людям на земле, чтобы быть крепкими, сильными и здоровыми. Хлеб надо беречь и доедать до последней крошки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!». Его нельзя выбрасывать,

а оставшиеся кусочки лучше отдать животным и птицам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность «От зернышка до хлеба»

Цель: 

  • Закрепление и систематизация представлений детей, полученных в ходе исследовательской деятельности.

Задачи:

* Закреплять знания детей об окружающем мире, хлебе, процессах его выращивания и изготовления;

 * Развивать исследовательские способности, логическое мышление, наблюдательность и внимание детей в процессе взаимодействия с компьютером;

 *  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей, занятых приготовлением хлеба.

Словарь: активизировать в речи детей: каравай, пашут, сеют, перемалывают, замешивают, элеватор, ветряная мельница, хлебобулочные изделия (батон, буханка, бублик, хлебцы, сушки, баранки, блины), хлебозавод, тесто, колосок, пшеница.

Материал: схемы детей, мультимедийный экран и презентации, колосья, молоко, мука, яйца, сахар, миска, миксер, зерно, всходы, лейка, земля, посуда для посева.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций «Хлеб - всему голова», просмотр мультимедийных презентаций на тему «Откуда хлеб пришел», «Изготовление хлеба», «Хлебобулочные изделия», просмотр мультфильма «Колосок», посев зерна, приготовление соленого теста и изготовление хлебобулочных изделий из него, самостоятельная экспериментально-исследовательская деятельность детей (поиск информации в интернете вместе с родителями, заучивание поговорок и потешек ).

Ход занятия:

Воспитатель: 

- Здравствуйте, ребята. У меня для вас есть сюрприз. Хотите узнать какой? Я сейчас загадаю вам загадку.

Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый(хлеб)

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, ребята! Вот он – пышный и вкусный хлеб.

(В руках у воспитателя хлеб)

  Угощайтесь, пожалуйста. Попробуйте его на вкус. Что можно сказать о нем?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, а какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

(Дети индивидуально читают поговорки, пословицы, которые выучили с родителями дома)

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Пот на спине – так и хлеб на столе.

Вырастить хлеб - святое дело.

Хлеб- всему голова.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие «От зернышка к хлебу», в котором мы узнаем, как из маленького зернышка получается вкусный хлеб. Вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель:

Сначала, мы с вами посмотрим, как из зерен вырастают колосья.

Презентация «Хлеб – всему голова»

Для того, чтобы из зерна получился колосок, сначала трактор пашет землю, чтобы она была мягкой. (земля и зерна)

Потом люди на сеялках сеют зерно в землю. (Зерно в земле) 

Чтобы зёрна взошли нужно, чтобы дождик их поливал и солнышко грело. (капли дождя и солнце, всходы)

Воспитатель: 

- Ребята, сегодня к нам в группу прибегала мышка и оставила зернышки.

Она попросила их посадить в землю и понаблюдать, что из них вырастет.

Давайте попробуем это сделать? Ребята, вы хотите сами попробовать,

посадить зерна в землю, вырастить их, сделать муку и спечь хлеб?

— Вот, зернышки, которые нам оставила мышка!

 - Дети, хотите потрогать зернышки? Что можно сказать о них?

Ответы детей.

(Готовим землю под посадку. Делаем углубления в земле, поливаем.

Сеем, и снова поливаем.)

Воспитатель:

 — Вот какие росточки, появились из наших зернышек!

Дети, хотите потрогать росточки? Что можно сказать о них?

Ответы детей.

Воспитатель:

— Вот какие колоски, появились из наших росточков!

Дети, хотите потрогать колоски? Что можно сказать о них?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а что дальше делают с колосками?

Ответы детей.

(слайды: комбайн, элеватор, мука, мельница) (слайд1)

Поспевшие колосья собирают комбайны, такие специальные машины. (слайд2)

Потом их везут на элеватор и молотят. (слайд3)

В старину колосья перемалывали на мельнице. (слайд4)

Из твердых зерен получается мягкая мука.

Воспитатель: А что делают из муки?

Ответы детей.

Воспитатель:  

- Ребята, а как из муки получается тесто?

Сейчас мы будем готовить тесто. Для нашего теста понадобится молоко, дрожжи, яйца и мука. 

Добавляем в молоко яйца, соль и сахар по вкусу, потом добавляем муку и дрожжи и замешиваем тесто.

- Ребята, а что пекут из готового теста?

Ответы детей

Да, все правильно, из готового теста пекут пироги, пирожки.

Воспитатель: Тесто мы отнесем на кухню.

(Повар забирает наше тесто и дает готовый хлеб)

Воспитатель:

Вот, и завершилось наше интересное путешествие «От зернышка к хлебу». Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе.

Хлеб нужен всем людям на земле, чтобы быть крепкими, сильными и здоровыми. Хлеб надо беречь и доедать до последней крошки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!». Его нельзя выбрасывать,

а оставшиеся кусочки лучше отдать животным и птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Каким бывает хлеб» в старшей группе.

Программное содержание: Формировать представления детей о том как растет хлеб.Знакомить детей со злаковыми растениями: пшеницей и рожью. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения....

Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"

Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"...

Проектная деятельность Тема: «От зернышка до хлеба»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №17 комбинированного вида Приморского районаСанкт - Петербурга        Проектная деяте...

презентация к исследовательской деятельности "Как я исследовал хлеб"

исследовательская деятельность по условиям хранения хлеба...

Познавательно-исследовательский проект "От зернышка до хлеба"

Хлеб-это символ благополучия жизни. Без хлеба не обходится на Руси ни один праздник. Ему место на столе и в будни, и в праздники.Но современные дети, к сожалению, не всегда бережно отно...

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ "Хлеб из зернышка"

Познавательно-исследовательский краткосрочный (2 недели) проект, участником которого являются дети (средняя группа), воспитатели, работники детского сада, родители.Проект состоит из 3 этапов: подготов...