Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе детского сада.
консультация (подготовительная группа)

Здоровьесберегающие технологии, используемые процессе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_tehnologiya_doklad.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе детского сада.

Существует множество определений понятия «здоровье». Согласно нормативному определению Всемирной организацией здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

    На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: «Кто должен вести данную работу?» На этот вопрос нет  неоднозначный. Работа в данном направлении ложится на плечи  сотрудников детского сада  прежде всего это педагоги. Воспитатели, инструкторы по физкультуре, музыкальные работников , медицинская сестра и других работники  дошкольных учреждений.

Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.

Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

Применение здоровьесберегающих технологий актуально в случаях:

  • гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т. п.);
  • детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
  • тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).

Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • валеологическое просвещение детей и родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:

  1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.
  4. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.

1)Подвижные и спортивные игры. Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

2) Релаксация.

Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).

3) Гимнастика пальчиковая.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

По большей части пальчиковая гимнастика – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.

4) Гимнастика для глаз.

Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

5) Гимнастика дыхательная.

В различных формах физкультурно– оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

6) Гимнастика бодрящаяЕжедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, по соляной дорожке, «следикам» и т. д.

7) Игры с песком и водой умиротворяющее действуют на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. В нашей группе есть уголок песка и воды. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д.

8) Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).

Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни.

1) Физкультурное занятие.

2) Утренняя гимнастика.

3) Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.

4) Массаж и самомассаж.

Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок».

Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.

5) Точечный самомассаж.

6) Занятия из серии «Азбука здоровья». К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, путем обливаний охлажденной водой.

7) Активный отдых.

8) Спортивные развлечения, праздники.

9) День здоровья.

10) Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера:

  • игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия;
  • игры, направленные на коррекцию страхов;
  • игры направленные на коррекцию агрессии;
  • игры, направленные на расслабление, снятие напряжения;
  • коммуникативные игры и т. п.
  1. Коррекционные технологии. К ним относятся:

1) Технологии музыкального воздействия

2) Артикуляционная гимнастика.

3) Сказкотерапия.

4) Библиотерапия.

5) Психогимнастика.

6) Фонетическая ритмика.

Принцины здоровьесберегающих технологий:

— принцип «Не навреди!»;

— принцип сознательности и активности;

— непрерывности здоровьесберегающего процесса;

— систематичности и последовательности;

— принцип доступности и индивидуальности;

— всестороннего и гармонического развития личности;

— системного чередования нагрузок и отдыха;

— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

А теперь к практическим аспектам.

Формы занятий, двигательная деятельность:

— с использованием профилактических методик;

— с применением функциональной музыки;

— с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

— через оздоровительные мероприятия;

— создания здоровьесберегающей среды.

Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально где и в какой форме будут проводиться эти занятия. Необходимо чтобы все упражнения выполнялись на позитивной ноте – «Учите, играя».

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте большое внимание на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добро!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это дар, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в образовательном процессе детского сада

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в детском саду у детей с ОВЗ»

Тезисы  к  докладу  по  теме:   «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском садуу детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»Соколовой Оль...

Социо-игровая технология в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО большое внимание уделяет социализации дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ MIMIO В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

Здоровьесберегающие технологии,используемые в образовательном процессе

Здоровьесберегающие технологии-это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей,педагогов и родителей...

Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе воспитателем в группе раннего возраста

Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе воспитателем в группе раннего возрастаПЛАНИРОВАНИЕ здоровьесберегающих технологий в группе раннего возр...

. Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе

. Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе...