Технологическая карта совместной деятельности "Чудесный магнит"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Новоселова Юлия Геннадьевна

Технологическая карта

совместной деятельности в старшей группе

 

Образовательная область "Познавательное развитие (РПИД)"

 

Тема: «Знакомство детей со свойствами магнита».

 

Название: «Чудесный магнит».

 

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о магните и его свойствах через опытно-экспериментальную деятельность.

 

Задачи.

Образовательные:

- расширять знания детей о свойствах магнита;

- познакомить с понятиями «магнетизм», «магнетические предметы».

 

Развивающие:

- развивать логическое мышление и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация);

- продолжать учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства.

 

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность в экспериментальной деятельности;

- воспитывать социальные навыки, умение работать в группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_rpid._novoselova.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», корпус 2

Технологическая карта

совместной деятельности в старшей группе № 2.

Образовательная область "Познавательное развитие (РПИД)"

Тема: «Знакомство детей со свойствами магнита».

Название: «Чудесный магнит».

Составила: воспитатель Новоселова Ю.Г.

г. Югорск, 2022

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о магните и его свойствах через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи.

Образовательные:

- расширять знания детей о свойствах магнита;

- познакомить с понятиями «магнетизм», «магнетические предметы».

Развивающие:

- развивать логическое мышление и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация);

- продолжать учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность в экспериментальной деятельности;

- воспитывать социальные навыки, умение работать в группе.

Материалы и оборудование: магниты разных размеров, камни разного размера, картинки с изображением магнетитов и с правилами безопасности при проведении опытов, морфологическая таблица, коробка, перчатка, поднос, линейка, ластики, пуговки, монеты, бумага, ткани, колпачки, деревянные брусочки, скрепки, гайки, саморезы, картон, ножницы, стекло, стаканы с водой, миски с крупой, с песком.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, месторасположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение

Организационный этап. Актуализация

(1 мин)

Расширение

имеющихся

представлений (2 мин)

Практическая

работа

(15 мин)

Рефлексия

(2 мин)

Формировать интерес к совместной деятельности;

 направить внимание детей; раскрыть образовательные задачи.

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь. Приучать детей к самостоятельности суждений. Развивать мышление и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).

Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности при проведении опытов.

Развивать логическое мышление и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).

Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнетические предметы».

Расширять знания детей о свойствах магнита.

Продолжать учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства.

Воспитывать самостоятельность в экспериментальной деятельности.

Воспитывать социальные навыки, умение работать в группе.

Расширять знания детей о свойствах магнита.

Развивать логическое мышление и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).

Беседа.    Сообщение информации.

Коробка, перчатка, поднос, магнит, скрепки, монеты.

Беседа. Приемы активизации

самостоятельного мышления

детей: анализ, обобщение, сравнение.  Проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог)

Картинки с изображением магнетитов.

Картинки с изображением правил безопасности.

Морфологическая таблица.

Морфологическая таблица.

Магниты разного размера, камни разного размера ластики, бумага, ткани, колпачки, деревянные брусочки, скрепки, пуговки, монеты, саморезы, картон, линейка, ножницы, стекло, стаканы с водой, миски с крупой, с песком.

Беседа о проделанной работе. Активизация мышления детей

Воспитатель сидит на стуле.

- Ребята, сегодня я принесла вот такую красивую коробку, а в ней … перчатка (показывает детям). Но это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я вам покажу, что она умеет делать. Посмотрите. (Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками. Скрепки примагничиваются). Перчатка «поймала» все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет?

- В моей перчатке спрятан магнит. (Снимает перчатку, показывает детям магнит). Давайте рассмотрим магнит. Что вы можете о нем сказать? (Цвет, вес, какой на ощупь?)

-Давайте посмотрим на другой камень и сравним их. Чем они отличаются друг от друга?

- А теперь запишем наши наблюдения в морфотаблицу.

- Есть природные магниты, это камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?

 - Они быстро теряют свою способность притягивать предметы, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу, и назвали их постоянными или искусственными. Сегодня мы будет их использовать. Ребята, я приглашаю познакомится с магнитом поближе. Для этого нам нужно стать учеными – исследователями.

- При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. В нашей лаборатории есть морфотаблица. Мы ее будем заполнять.

- Ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности (показывает картинки на доске):

1. Внимательно слушайте инструкции

2.Соблюдай тишину во время работы

3. Нельзя ничего пробовать на вкус;

4. Обращайся бережно с оборудованием и веществами.

5.Работаем дружно.

6.Соблюдай порядок на рабочем месте.

 - Дорогие ученые, возьмите себе по магниту. Слушайте инструкцию и только затем используйте магнит.

Опыт № 1. «Магнетические предметы».

- Приглашаю вас подойти к столу. Ребята, посмотрите, на столе стоит поднос. Что вы видите на нём?

- Здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны?

- Ученые сначала выдвигают гипотезу, предположение, а затем подтверждают или опровергают ее с помощью экспериментов. Давайте мы подумаем, какие из этих предметов может притянуть магнит?

- Сейчас проверим верны ли наши предположения. Выбираем те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит.

- Как проверить правильный ли выбор вы сделали?

- Какие предметы притянул магнит? Из какого материала они все сделаны?

- А теперь используйте камень. Получилось? Какой вывод можно сделать?

- Свойство магнитов притягивать предметы называется магнетизмом. А предметы называют магнетическими.  А как называются предметы, которые магнит не притянул?

- Что мы узнали о магнетических предметах?

- Вывод: магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.

- Вика, подойди к морфотаблице и запиши наш вывод.

Опыт № 2. «Магнитные полюса».

- У каждого из вас есть магнит. Соприкасаемся своим магнитом с магнитом своего соседа. Посмотрим, что произойдет. Ученые, попробуйте свой магнит поднести к магниту соседа.

- Как вы думаете, почему это происходит?

- Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым магнитным полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - эти частички-невидимки будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».  Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы?

- А теперь используйте камень. Получилось? Какой вывод можно сделать?

- Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

- Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Что мы запишем о магнитах в свою таблицу?

Вывод: у магнита есть магнитное поле и два полюса: северный и южный.

- Марина, запиши наш вывод в морфотаблицу

Опыт № 3. «Магнит преграды не боится».  

- Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы через бумагу, ткань, стекло. Как вы считаете? Проверим свои предположения.

- Пройдите к следующему столу. Под материалами лежат скрепки. Один ученый выбирает лист бумаги, другой ученый, ткань, третий картон, четвертый пластик и т.д. Приподнимите материал над скрепкой и сверху поднесите магнит. Что у вас получилось?

- А теперь используйте камень. Получилось? Какой вывод можно сделать?

Вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, картон.

- Егор, запиши наш вывод в таблице.

- Уважаемые ученые, а как вы думаете можно ли достать скрепку из стакана, не намочив рук? А как быстро найти железные предметы в песке?

- Верно, все это можно сделать с помощью магнитов. Сейчас мы попробуем.

- Дорогие исследователи, пройдите к следующему столу.

Выбирайте, пожалуйста, кто чем будет заниматься.

- А теперь используйте камень. Получилось? Какой вывод можно сделать?

Вывод: магнит может действовать через стекло и воду, песок.

- Влад, запиши наш вывод в таблице.

Опыт № 4. «Волшебная цепочка».  

- Ребята, поднесите к магниту скрепку, затем к этой скрепке еще одну скрепку, и еще одну и еще.

Осторожно возьмите пальцами первую скрепку и уберите магнит. Какой вывод вы сделаете?

- А теперь используйте камень. Получилось? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

- Диана, занеси наш вывод в морфотаблицу.

Опыт № 5. «Сила магнита и его размер».  

- Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника и круга. Проверим, какой магнит сильнее.

Возьмите маленький и большой магниты и расположите их на одинаковом расстоянии от скрепок. Начните одновременно их продвигать к скрепкам. Что получится?

- А теперь используйте камень. Получилось? Какой вывод можно сделать?

Вывод: сильнее тот магнит, который притянет скрепки на большем расстоянии.

- Тимофей, запиши наш вывод в таблицу.

 - Уважаемые ученые-исследователи! Мы закончили наш эксперимент. Прошу занять ваши места на ковре.

- Какие свойства магнита мы с вами сегодня подтвердили с помощью опытов?

Дети сидят на ковре полукругом.

Ответы детей: Магнит тяжелый, гладкий, холодный, темно серого цвета

Дети рассматривают камень, сравнивают с магнитом, делают выводы.

Ответы детей: Эти камни создала природа.

Дети слушают внимательно и подсказывают.

Дети берут магниты.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети выбирают предметы.

Ответы детей: использовать магнит.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Вика делает запись в таблице.

Дети выполняют задание.

Ответы детей: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.                              

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Марина выполняет задание.

Дети подходят к столу. Каждый выбирает, с чем будет экспериментировать. Выполняет задание. Ответы детей

Егор выполняет задание.

Ответы детей.

Дети подходят к следующему столу. Выбирают для себя вариант опыта. Выполняют.

Делают выводы.

Влад выполняет задание.

Дети выполняют задание.

Дети делают вывод.

Диана выполняет задание.

Дети выполняют задание.

Ответы детей.

Тимофей выполняет поручение.

Дети возвращаются на ковер.

Глядя на морфотаблицу, дети подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ «В гости к Таджикам»

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленно...

Конструкт(технологическая карта) совместной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Гроздь рябинки»

Конструкт совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию  средней группы Тема: "Гроздь рябинки"...

Конструкт (технологическая карта) совместной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Как поросёнок говорить учился»

Конструкт совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми средней группы Тема: "Как поросёнок говорить учился"...

Технологическая карта совместной игровой деятельности воспитателя с детьми.

Тема: «Мы едем в зоопарк»Цель: Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.Задачи:1.      развивать речь, пространственно-временные представле...

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми в средней группе по образовательной области художественное творчество «Морское путешествие»

Технологическая карта интересного итогового занятия "Морское путешествие". В одном занятии использутся всевозможные игровые премы и упражнения(с песком,водой, дидактическими картинками,изобразительным...

Технологическая карта совместная игровая деятельность в средней группе «Веселые поварята»

Познакомить детей с трудом повара- кондитера, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой необходимыми для работы....