Конспект занятия (познавательное развитие - органы чувств)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пермякова Светлана Павловна
Конспект занятия для старей группы - знакомство с ухом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organy_chuvstv._zanyatie_v_st.gr_.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 

Знакомство с ухом

(познавательное занятие)

      Цель: познакомить детей со строением и значением органа  слуха.

Программные задачи: 1) дать простейшие понятия о строении и функционировании уха; 2) показать значимость этого органа для человека; 3) познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха; 4) обсудить вопросы гигиены слуха; 5) продолжить формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов.

Материалы и оборудование.

У каждого ребенка: воронка, склеенная из плотной бумаги.

У педагога: раковина морского моллюска (можно провести занятие и без нее), пластмассовая воронка, вода, плотная бумага или картон, которые не размокнут в воде, таз, магнитофон с музыкальной кассетой (любой звучащий предмет — погремушка, дудочка и т.п.), несколько камешков или иных мелких тяжелых предметов, шарф для завязывания глаз, ширма и предметы, отобранные педагогом для эксперимента (бумага, 2 ложки, стакан, чайник с водой, нож, разделочная доска, спички и другие предметы, с помощью которых можно извлечь звуки), горошина и слегка изогнутая (замятая) бумажная трубочка, диаметр которой равен диаметру горошины.

Методы обучения: наблюдение, самонаблюдение, фронтальное и демонстрационное экспериментирование, игра, рассказ, беседа.

Организация занятия. Дети сидят за столами по парам. Оборудование заранее положено на столы.

Методические рекомендации. Если в группе есть слабослышащие дети, нужно принять меры, чтобы их не обидеть, и, возможно, даже отказаться от опытов, в которых проводится определение остроты слуха.

Ход занятия

Вступление.

 Появляется Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Незнайка: Ой-ой-ой! Как громко! Совсем меня оглушили! Бедные мои уши!

Воспитатель: Действительно, большой шум может и навредить ушам.

Незнайка: Правда, Анастасия Васильевна? Неужели я могу совсем оглохнуть?

Воспитатель: Ну, оглохнуть, Незнайка, ты, конечно не сможешь, но беречь уши надо. Дети, давайте вместе с Незнайкой поговорим о наших органах слуха и попробуем разобраться, почему большой шум вреден для них.

Блок 1 — рассматривание уха.

 Рассмотрите ухо друг у друга. Те, кто сидят справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что видно снаружи? (Ответы.) То, что вы описали, называется ушная раковина.  

Незнайка: Ой, какое смешное название! Я знаю, раковина – это домик, где живет морской моллюск.

Воспитатель: Совершенно верно, Незнайка  (Показывает морскую раковину).

Они внешне немного похожи.

— Что еще видите? (Ответы. Педагог направляет внимание детей на наружный слуховой проход.)

— Обследуйте свое ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. (Ответы.) Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (Ответы.)

— Чтобы в слуховой проход не проникали пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем ее вместе с грязью. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается? (Ответы.)

— Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода? (Ответ: нет.) Природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая-тонкая пленочка. Она называется перепонкой. Повторим это слово. Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим.

Блок 2 — значение ушной раковины и барабанной перепонки.

— Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт. (Его демонстрирует педагог.) Представьте себе, что воронка — это ухо; широкая часть воронки — ушная раковина, узкая — наружный слуховой проход. Вода — это звук, который проходит в ухо. Картон — барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Воздух через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется об нее. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. (Педагог сопровождает объяснения экспериментом — льет воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон. Вначале вода льется отдельными каплями; при повторении педагог льет воду струей. Эти опыты имитируют слабый и сильный звуки.)

— Проверим, как помогает ушная раковина слышать звуки. Возьмите бумажную воронку и приставьте ее к уху, узким концом к слуховому проходу. Потом уберите. Как будет лучше слышна музыка? (Педагог включает магнитофон так, чтобы сила звука была слабой. Дети проверяют качество восприятия звуков и делают вывод: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше.)

Незнайка: Анастасия Васильевна, а я тоже люблю ставить опыты. Я даже как-то раз пробовал засунуть в ухо палочку, чтобы узнать, где оно кончается. Но мне почему-то стало больно. Неужели это действительно опасно?

Воспитатель: А вы представьте, что какой-то мальчик решил ковыряться булавкой или тонкой палочкой в ухе. Что может произойти с перепонкой? (Ответы детей: тонкая перепонка прорвется, проколется. Педагог делает в картоне или в бумаге большую дыру.) Льем воду. Что получается? (Надо постараться, чтобы вода лилась в таз через это отверстие бесшумно. Ответы детей.) Да, вы правы. Вот и остался человек глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя.

Незнайка:  А как же надо беречь свои уши?

Воспитатель: Пусть на этот вопрос тебе ответят сами дети (Ответы).

Незнайка:  А я знал одного мальчика, который засунул в ухо бусинку. Мама его очень потом ругала за это.

Воспитатель: А вы как думаете, что может случиться, если вы нечаянно втолкнете в наружный слуховой проход какой-нибудь маленький предмет, например, горошину или конфету? Давайте посмотрим. Вот узкая трубочка; предположим, это наружный слуховой проход. Вот в него попала горошина. Как ее достать оттуда? Валя, попробуй. Переворачивать трубочку нельзя, это же не трубочка, а слуховой проход. (Валя, как ни старается, не может достать горошину).  Так будет и с вами, если заиграетесь и не заметите, как в проход попадет мелкий предмет. Иногда и врачи не могут его вытащить. Так что будьте очень внимательны при игре с мелкими предметами.

 

Блок 3 – острота слуха и ее изменение при разных ситуациях.

 Проверим, хороший ли у вас слух, не повреждена ли перепонка. Я буду произносить, слова, а вы будете их повторять. (Педагог произносит отдельные слова сначала обычным голосом, а потом все тише и тише. Последние слова произносятся настолько тихо, что их могут расслышать только отдельные дети. Весьма важным моментом занятия, к которому следует привлечь внимание, является прислушивание ребят к очень тихо произнесенным словам). 

— Когда лучше слышно: когда слова произносятся тихо или громко? (Ответы.) Что вы делали, чтобы услышать тихий голос? (Ответы.)

— Сейчас я включу музыку. Мы будем плотно закрывать уши ладонями и открывать их. Все делаем по моему показу. (Педагог включает магнитофон. Вначале закрывает и открывает уши с небольшим интервалом, затем все быстрее и быстрее. Дети, повторяя эти движения, слышат вибрирующий звук). Опишите, что вы  слышали? (Ответы.) А почему? Когда лучше слышно: при открытых ушах или при закрытых? (Ответы.) Почему?

      -   Проделаем знакомый опыт. Заткнем воронку ватой. Почему не слышим удара воды о картон? (Ответ детей: вода до него не доходит. Звук тоже не доходит до перепонки,  если уши закрыты.)

Блок 4 — определение расстояния до источника звука и направления  его расположения с помощью слухового анализатора.

Незнайка: Анастасия Васильевна, а что, наши уши могут только слушать звуки или они еще умеют что-то делать?

 Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие-нибудь другие обязанности, кроме слушания звуков.  Петя, подойди ко мне. Мы завяжем тебе глаза и будем бросать камешек, а ты говори, где он упал, далеко или близко.   (Педагог указывает, кто из детей бросает камешек. Петя определяет расстояние, а остальные   наблюдают за ним и делают выводы. Опыт повторяют с другими испытуемыми).  Что скажете, можно ли определить с помощью ушей расстояние? (Ответы).

— Еще один опыт. Можно ли определить с помощью ушей направление, откуда раздался звук? Станем в круг, завяжем Олегу  глаза, поставим его в центр круга. Тот, на кого я покажу, издает какой-нибудь звук: пискнет, продудит, закашляет, позовет по имени. Олег покажет рукой, в каком направлении раздался звук. (Испытуемыми служат 2—3 ребенка.) Ну что? Можем помощью ушей определить направление, откуда раздался звук? (Ответы.)

Блок 5 — определение своего товарища по голосу.

 Поиграем в игру «Узнай по голосу». Завяжем Свете глаза, поставим в центр круга. Тот, на кого я укажу, позовет ее по имени. Света должна угадать, кто ее позвал. (Опыт повторяется на 2—3 испытуемых.)

 

Блок 6 — анализ слуховых раздражителей.

Воспитатель: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?

Незнайка: Как это можно слушать тишину? Она ведь потому и тишина, что должно быть очень тихо, без звуков.

Воспитатель: Вот сейчас мы это и проверим.

(Дети замолкают и слушают звуки, раздающиеся в здании, на  улице,  на участке детсада.) Вывод: какие хорошие у вас уши.

— Мы уже знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду сейчас делать. (Спрятав руки за ширму, педагог производит действия, сопровождающиеся звуковым явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шуршит бумагой и фольгой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу, режет что-либо твердое ножницами или ножом на разделочной доске, зажигает спичку и т.п.  Желательно, чтобы все звуки были бытовыми, а не техническими или музыкальными. Дети каждый раз определяют источник звука).

Блок 7 — влияние шума на остроту слуха.

Воспитатель: Ну, а теперь, Незнайка, мы с детьми ответим на твой самый первый вопрос: почему шум вреден для наших ушей.

 Последний опыт будет шумным. Я скажу вам слово. Вы его повторите. Когда я махну рукой, вы громко закричите, когда я махну рукой второй раз — сразу же перестанете кричать. Начали. «Елка». (Дети повторяют. Далее действуют по описанной методике. продолжается не более 3—5 с. Во время крика воспитатель произносит обычным голосом другое слово, например «заяц». 

Воспитатель (после восстановления тишины): Какое слово было названо во время шума? Вот видите, его никто не услышал.   

— Представьте, что вы будете так кричать каждый день. Что произойдет с вашим слухом? (Ответы – слух от шума теряет остроту).  А если дома телевизор включен на полную мощность, и  вы, чтобы друг друга услышать, разговариваете еще громче? Что тогда случится с нашим слухом? (Ответы). Кто у нас любит кричать? Поняли, что от крика и шума страдает не только тот, кто кричит, но и все остальные — дети и взрослые?  

Незнайка: Понял! Понял, почему вы меня оглушили! Оказывается, даже здороваться надо спокойно, а не кричать, как будто вы тонете.

Воспитатель: Совершенно верно, Незнайка, думаю, и дети это поняли. Давай, спросим у них.

Незнайка: Ой, а можно, я буду спрашивать? (задает итоговые вопросы):

 Как вы думаете, уши — важный орган? (Ответы).  

- Зачем они нам нужны? (Ответы: уши позволяют слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов,    разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать радио, избегать несчастных случаев и др.).  

- Нужно ли их беречь? (Да.) 

- А как? (Ответы: мыть уши, не кричать  громко, не заталкивать в уши посторонние предметы.)

Незнайка: Все понял, спасибо вам, ребята.  Я не помню, мыл ли сегодня утром уши. Пожалуй, побегу их мыть, ведь уши нужно беречь. До свидания, ребята! (уходит).

Дополнение.

 Можно поиграть в другие игры.

I. Завязываем ребенку глаза и бросаем около него на пол предмет, который, упав,  остается на месте, не скользит и не катится, например связку ключей. Ребенок отыскивает их по звуку, не открывая глаз. Если кто-то справляется с этим легко, задание усложняем, бросая ключи сзади, сбоку, подальше.

2. Расставляем по полу несколько предметов.  3авязываем ребенку глаза, просим обходить предметы. Когда  он приближается к очередному предмету, другой ребенок звонит в колокольчик или просто предупреждает об этом. Тогда испытуемый меняет направление движения. Опыт нельзя проводить долго, так как дети, лишившись зрительного контроля, легко теряют ориентировку и могут упасть.

3. Предлагаем детям решить логическую задачу.  «Со мной однажды был такой случай. Я ехала в машине. Шофер включил очень громкую музыку. Мне стало страшно. Почему?  (Ответы.) Да, возможно было столкновение с другой машиной. А что еще могло бы случиться? (Ответы).  Как должен был вести себя шофер? (Он  должен слушать улицу, ориентироваться не только на зрительные сигналы, но и на слуховые).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Наши помощники - органы чувств"

Конспект занятия по экологии в средней группе....

Конспект НОД по познавательному развитию «Органы чувств» в старшей логопедической группе

Занятие для детей старшей логопедической группы. Цуль: Узнать о органах осязания,обаняния....

конспект занятия "Части тела.Органы чувств."

Тема: «Части тела. Органы чувств»Цель: создание условий для закрепления знания детей о частях тела и органов чувств через разнообразные виды деятельности.Задачи:1. Закрепить...

Конспект занятия " Наши помощники - Органы чувств"

Конспект занятия по познавательному развитию "Наши помощники - Органы чувств"...

Конспект занятия "Наши помощники - органы чувств"

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; глаза - видеть; язык – определять на вкус)....

Конспект занятия "наши помощники-органы чувств"

Конспект заняти по позновательному развитию с нотками экспериментальной деятельности в старшей группе...