Проект "Деревья на нашем участке"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Федорова Юлия Сергеевна

Дерево - прекрасный объект для сезонных наблюдений. На нашем прогулочном участке посажены силами бывших выпускников детского сада и их родителей разнообразные деревья. Гуляя каждый день на прогулке, дети наблюдают за сезонными изменениями природы, но затрудняются назвать деревья. Таким образом, важность и необходимость ознакомления детей с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе привели меня к выбору темы проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx0 байтов
Файл derevya_proekt.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Введение

Если дерево посадишь

Рядом с домом ты своим

 Чистым воздухом задышишь,

 Будешь вечно молодым.

Ведь природа наградила

Все деревья на земле

Обладать такою силой:

 Кислород давать среде.

 А ты знаешь сколько пользы

 А ты знаешь сколько пользы

 Принесешь природе ты

 Если бросишь все отходы

Не в траву и не в кусты!

Человек есть часть природы,

Помни ты об этом, друг!

Будем мы всегда здоровы,

Если чисто все вокруг.

Я считаю, что начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том, что и растения - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а главное, чувствуют боль, как человек.

Правильное отношение к живым существам в частности растениям, является конечным результатом данного проекта и воспитывается оно в совместной деятельности со взрослым.

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности любить и понимать окружающий мир и бережно относиться к нему. Ознакомление детей с природой обогащает духовную сторону человека, способствует развитию нравственного, патриотического, эстетического воспитания.

Известно, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи мы должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

 Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

         Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Участники проекта: дети логопедической группы, педагоги, родители.

Продолжительность: две недели с 17.10-30.10.2022 года.

Вид проекта: познавательно – творческий – информационный.

Актуальность проекта:

 Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям.

 Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Они окружают нас везде. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

Дерево - прекрасный объект для сезонных наблюдений. На нашем прогулочном участке посажены силами бывших выпускников детского сада и их родителей разнообразные деревья. Гуляя каждый день на прогулке, дети наблюдают за сезонными изменениями природы, но затрудняются назвать деревья. Таким образом, важность и необходимость ознакомления детей с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе привели меня к выбору темы проекта.

Цель проекта: создать условие для формирования представления детей о деревьях которые растут на прогулочном участке нашей группы, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.

Задачи:

  • Развивать связную речь у детей, активизировать словарь детей.
  • Расширять у детей знания и представления о деревьях:

-характерные особенности строения;

-признаки, отличающие одни деревья от других;

-сезонные изменения в строении лиственных деревьев;

-узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада;

  • дерево – важный строительный материал;
  • развивать умение связно и последовательно рассказывать;
  • активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;
  • учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
  •  Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и любовь.

Ожидаемые результаты:

  • Дети научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, тополь, ель, сосну, липу, черемуху и их плоды;
  • разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
  • появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;

Работа с родителями:

  • Изготовление поделок из природного материала для выставки;
  • Создание гербария из листьев;
  • Посадка саженцев молодого дуба на прогулочном участке;
  • Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу»;
  • Консультация: «Будем заботиться и беречь природу».

Методы и приёмы: 

Наглядные:

  • - наблюдения,
  • - рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

Словесные:

  • - беседы,
  • - чтение художественной литературы,
  • - заучивание стихов, пословиц,

Игровые:

  • - Дидактические игры, подвижные игры.

Практические:

  • - экскурсии,
  • - опыты.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.
  • Подбор произведений художественной литературы;
  • Постановка цели, задач проекта;
  • Рассматривание картин с изображением пейзажей

во все времена года.

  • Просмотр мультфильмов и презентаций по теме проекта;
  • Подбор иллюстраций по теме «Деревья – сезонные изменения»;
  • Создание предметно-пространственной развивающей среды для организации игр;
  • Приобретение и изготовление дидактических игр.

2 Практический.

День недели

Интеграция образовательных областей

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник 17.10

«Познавательное развитие»

 

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

 

«Физическое развитие»

  Познавательная беседа «Зачем нужен лес и как его можно использовать?»

Чтение энциклопедической информации о деревьях их особенностях строения.    (Энциклопедия дошкольника)

Просмотр презентации «Деревья» 

Ситуативный разговор «Как правильно вести себя в лесу» Цель: разработать совместно с детьми правила.

Д/и «Что можно увидеть в лесу», Смирнова 30 Д/и «Кого можно увидеть в лесу», Смирнова 30

Д/И «С какого дерева лист» Цель: расширять представление о деревьях

Д/И «Ветки и детки»

С/Р игра «В лес за грибами ягодами» Цель: воспитывать бережное отношение друг к другу.

Физкультминутки

«Клён»

 «Береза»

Пальчиковая гимнастика «Собираем листики»

Подвижные игры «1,2,3 к дереву беги»

Вторник 18.10

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

 «Назови ласково» Арефьева стр. 103

«Посчитай деревья» Арефьева стр. 104

«Беседа о деревьях по схеме» Арефьева стр. 104

Хороводная игра «А мы в лес пойдем»

Среда 19.10

«Познавательное развитие»

 «Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно эстетическое развитие»

Ситуативный разговор «Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников?»

Чтение сказки Бианки «Теремок». Д/и «Кто больше назовет?» Цель: закрепить названия деревьев и кустарников.

С/Р игра «Мы – лесники» Цель: дать представление о профессии лесника.

«Ветка рябины»                              с. 17 Д.Н. Колдина

Цели: Учить детей рисовать с натуры ветку с осенними листьями, учить закрашивать листья простым карандашом, накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах. Воспитывать любовь и интерес к природе.

Четверг 20.10

«Познавательное развитие»

 

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

Составление рассказа по схеме «Деревья»

Разучивание пословиц, поговорок о деревьях. - Д/игра «С чьей ветки детки?» «Какой лист?», «Плоды и листья»

С/Р игра «Мы работаем лесниками» Цель: закрепить представление об этой профессии.

 Конструкторская деятельность «Домик для лесника» Цель: закрепить умение делать постройки различных домов, побуждать обыгрывать поделки.

Физкультминутки

 «Листопад»

«Ветер дует нам в лицо»

Пальчиковая гимнастика «Хвойные деревья»

П/и «Поймай листок»

 П/и «Найди листок, как на дереве».

Пятница 21.10

«Познавательное развитие»

 «Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Чтение худ. литературы Е. Серова «Зеленая страна», «З. Шефнер «Лесной пожар» Исследовательская деятельность «Изучаем листья, кору, ствол, семена»

«Мы пилили» Арефьева 107 «Дует, дует ветер» Арефьева стр 107, «Загадки» Козина стр 29-30

Ситуативный разговор о пользе деревьев для хорошего самочувствия людей.  

Игра с листочками «Образы из листьев

 

Аппликация «Берёза» Цели: Расширить представления детей о березе как символе России. Продолжать учить детей вырезать по контуру изображения из бумаги.

П/гимн «На что похожи листья?»

Физкультминутки

«Клён»

 «Ветер дует нам в лицо»

П/и«Поймай листок»

 П/и«Найди листок, как на дереве».

Понедельник 24.10

«Познавательное развитие»

 

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

Рассматривание книг про деревья (Энциклопедия дошкольника).

Д/и «Назови части дерева» Учить называть части дерева. Развивать словарь.

Подвижные игры «1,2,3 к дереву беги»

Пальчиковая гимнастика «Ель»

Вторник 25.10

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

Составление гербария из осенних листьев 

Чтение худ литературы С.Есенин «Белая берёза»; И. Соколов – Микитов «В лесу» - рассказ;

Чтение пословиц поговорок по теме проекта. Загадки.

Физкультминутки

 «Ветер дует нам в лицо»

«Береза»

Пальчиковая гимнастика «Две большие сосны»

Подвижные игры «1,2,3 к дереву беги»

Среда 26.10

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Беседа «Какие деревья растут на участке».

Заучивание стихотворения «Белая береза»

Д\и «Назови ласково» Д/и «Хвойное –лиственное дерево»

Д/и «Посчитай деревья» согласование числительных с существительным.

Рисование на тему «Дерево на нашем участке» Цели: Учить детей рисовать дерево с осенними листьями, учить закрашивать листья простым карандашом, накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах. Воспитывать любовь и интерес к природе.

Физкультминутки

«Клён»

«Листопад»

Пальчиковая гимнастика «Корни»:

Подвижная игра «Совушка»

П/И «Поймай листок»

 П/и«Найди листок, как на дереве».

Четверг 27.10

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Логические цепочки «Времена года»

Д/и «Деревья и кустарники»

Д/и «С какого дерева листок»

Д/и «Ветки и детки»

Нарисуй картину используя трафареты деревьев.

Подвижные игры «1,2,3 к дереву беги»

Физкультминутки

«Клён»

«Листопад»

«Береза»

Пятница 28.10

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

Беседа «Что мы узнали нового о деревьях» 

Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.

ТРИЗ игра «Хорошо, Плохо»

Дидактические игры «Разрезная картинка деревья»

Сюжетно-ролевые игры

«Путешествие в лес»

Физкультминутки

 «Листопад»

Пальчиковая гимнастика «Корни»:

«Найди листок, как на дереве».

Подвижные игры «1,2,3 к дереву беги»

3.Заключительный

  • Оформление выставки детских работ из природного материала;
  • Оформление Гербария;
  • Посадка молодого дубочка.

Заключение

В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, дети испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, бережное отношение ко всему окружающему.

Дети проявляют эстетические чувства - умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Список использованных источников

  1. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
  2. .О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
  3. Программа “От рождения до школы” Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева – М.:”Мозаика – синтез” 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка \'\'Деревья на нашем участке\'\'

Конспект  прогулки  в  младшей  группе  позволит  спланировать  деятельность  воспитателя  с  детьми  на  свежем  воздухе....

Прогулка \'\'Деревья на нашем участке\'\'

Конспект  прогулки  в  младшей  группе  позволит  спланировать  деятельность  воспитателя  с  детьми  на  свежем  воздухе....

Экологический проект "Деревья на нашем участке"

В данном проекте речь пойдет об изучении жизни деревьев, растущих на участке детского сада, во взаимосвязи с их экосистемой. При ознакомлении детей с природой откроются возможности  для пат...

Конспект занятия по рисованию «Деревья на нашем участке» (вторая младшая группа) Воспитатель: Шибаева Светлана Сергеевна Цель занятия: познакомить детей со строением дерева, учить рисовать веточки деревьев. Задачи: 1. Учить передавать в рисунке строение д

Конспект занятия по рисованию «Деревья на нашем участке» (вторая младшая группа)Воспитатель: Шибаева Светлана СергеевнаЦель занятия: познакомить детей со строением дерева, учить...

Экологический проект "Деревья на нашем участке"

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление дошкольного воспитания. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей правильное отношение к различн...

21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою любовь к ним спев песню и жаркими объятиями!

21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою л...

Проект (подготовительная группа) Тема: «Деревья на нашем участке»

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к ср...