Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ТНР по окружающему миру "Народы, живущие в России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Таскаева Лариса Владимировна

 Патриотическое воспитание, социально-коммуникативное развитие детей в процессе ознакомления с культурой, костюмами, промыслами и традициями  народов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  города Иркутска детский сад № 62

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

 в старшей группе ТНР по окружающему миру

тема: Народы, живущие в России

возрастная группа: старшая группа

образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Подготовила:

воспитатель

Л.В. Таскаева

 

Иркутск, 2021

Технологическая карта

Тема: Народы, живущие в России  

Возрастная группа старшая группа 15 человек.

Цель: создание условий для социально-коммуникативного развития детей в процессе ознакомления с культурой, традициями, костюмами народов России.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Расширять знания детей о Родине через обогащение словарного запаса: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Развивающие: развивать интерес к истории и культуре России и народов, живущих в ней.

Воспитательные задачи: формировать чувство гордости за Родину. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Образовательные области:

Приоритетная: социально-коммуникативное развитие

В интеграции: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, игровая деятельность, художественно-эстетическая деятельность.

Оборудование: карта РФ; презентация с иллюстрациями с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; национальные платки.

Предварительная работа: знакомство, рассматривание предметов народно-прикладного искусства. Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах. Чтение русских потешек, песенок. Слушание записей русских народных ансамблей «Игранчики», «Журавушка». Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами. Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей», «Назови правильно». Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент», физминутка «Дымковские игрушки», пальчиковая гимнастика «Российская семья». Рассматривание альбомов: «Народное творчество», «Русские узоры».

Этапы

деятельности

Содержание

Задача, решаемая на данном этапе

Деятельность

ребенка

Деятельность взрослого

Результат

1 часть - орг. момент (2 мин)

Настройка на предстоящую деятельность

Звучит «Песня о Родине».

Приветствие

формировать чувство гордости за Родину

коммуникативная деятельность

Здравствуйте!

Здравствуйте ребята!

Создание настроя на совместную деятельность

2 часть - основная (20 мин)

Создание

проблемной

ситуации

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

 - Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

- У каждого человека есть Родина – место, где он родился, провел свое детство.

Расширять знания детей о Родине

развивать интерес к истории России

обогащение словарного запаса

формировать чувство гордости за Родину

коммуникативная деятельность

художественно-эстетическая деятельность.

познавательная деятельность

Восприятие поэзии:

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

 И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

 Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Мотивирование к Деятельности

 - Как называется место, где вы родились? (ответы детей).

- Молодцы! Давайте найдем ее на карте (показ).

- Как вы относитесь к своей родине?

- За что ее любите?

- Чем гордитесь? (ответы детей).

- Взрослые люди иногда покидают место, где родились и выросли, но всегда помнят и любят свою Родину.

- Все в мире знают, что Россия – богатая страна. Давайте подумаем почему? (ответы предположения детей).

-

развивать интерес к истории и культуре России и народов, живущих в ней.

формировать чувство гордости за Родину

обогащение словарного запаса:

художественно-эстетическая деятельность.

коммуникативная деятельность

познавательная деятельность

художественно-эстетическая деятельность.

Работа с картой России

Определение на карте народов, проживающих в России

Выполнение

действий.

Непосредственная

детская

деятельность

 Посмотрите внимательно на карту (показ).

- Леса - народное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, грибы, лекарственные растения. Леса – это родной дом для многих животных, насекомых, птиц.

- Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много.

Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком

Щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

 - Какие русские народные промыслы вы знаете?

.

познакомить детей с разными народами, населяющими Россию

обогащение словарного запаса: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Ребёнок 1:

Наша страна - замечательный дом,

Кто же живет и работает в нем?

Простые и удивительные,

Талантливые и открытые,

Добродушные и душевные,

Ребёнок 2:

Отчаянные и смелые,

Работники умелые -

Люди, жители страны,

И едины, и дружны,

Они вместе есть народ,

Что растет из года в год.

Ответы детей

(Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

коммуникативная деятельность

игровая деятельность

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Ребёнок читает стихотворение.

познавательная деятельность

игровая деятельность

Дети знакомятся с народными сказками по книгам

(Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Рассматривание изделий народных промыслов.

- Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

- Люди каких национальностей живут в нашей стране?

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

 - Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

 - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом.

 Показывает образцы народных промыслов

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

 У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

 Один – рыбак с рожденья,

 Другой – оленевод.

 Один кумыс готовит,

 Другой готовит мёд.

 Одним милее осень,

 Другим милей весна.

 А Родина Россия

У нас у всех одна.

Дети знакомятся с народными костюмами

В день солнечный июльский

Цветы, цветы вокруг!

 Красив язык мой русский,

 Как этот летний луг.

 Иду тропинкой узкой

Деревья до небес!

 Могуч язык наш русский,

 Как этот русский лес.

 И в радости, и в грусти

Он всякий час со мной,

 Родной язык мой русский,

 Как Родина родной!

 Рассматривание книг со сказками разных народов России.

3 часть - итоговая (3 мин)

Анализ результатов

деятельности,

рефлексия

Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми

Наше занятие заканчивается, скажите, с какими народами России мы познакомились сегодня? 

Молодцы ребята! Улыбнемся дуг другу! Спасибо вам за увлекательное занятие! До новых встреч!

формировать чувство гордости за Родину

обогащение словарного запаса:

 

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

коммуникативная деятельность

 Дети отвечают

коммуникативная деятельность

художественно-эстетическая деятельность.

 

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?

 Воспитатель читает стихотворение:

Берегите Россию!

 Нет России другой! Берегите её тишину и покой,

 Это небо и солнце.

Этот хлеб на столе,

 И родное оконце

В позабытом селе!

Восприятие поэзии

«Берегите Россию».

 Берегите Россию,

 Нет России другой. Берегите её тишину и покой,

 Это небо и солнце.

Этот хлеб на столе,

 И родное оконце

В позабытом селе!»

стихотворение А. Прокофьева

С каждым годом все краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

 Нет на свете, друзья!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе в области "Коммуникация".Составлена воспитателем Рожновой Ларисой Алексеевной МБДОУ №20 города Муром Владимирской области

Данный материал может помочь воспитателям в составлении технологической карты по разным видам деятельности работы с детьми.   Совместная деятельность  составлена  в игровой форме , этап...

технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема : «Веселый счет» Занятие по математике с элементами ТРИЗ-РТВ

Цель: Продолжать учить детей действию замещения при отборе требуемогоколичества предметов (без использования счета) с помощью фишек –заменителейЗадачи: Познавательные: - анализ объектов с це...

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе. «Незнайка в стране Светофория»

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности в старшей группепо ПДД «Незнайка в стране Светофория»...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в космос"

В процессе образовательной деятельности у детей сформируются первичные представления о космосе, о планетах солнечной системы. Дети научатся решать арифметические задачи, закрепят навыки сравнения чисе...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Сказочное путешествие».

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе: «Сказочное путешествие»....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе: «Сказочное путешествие».

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе: «Сказочное путешествие»....

Технологическая карта Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Весна"

Технологическая карта предназначена для воспитателей детских садов....