Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с ЗПР посредством вовлечения в опытно-экспериментальную деятельность
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с ЗПР посредством вовлечения в опытно-экспериментальную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №24» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с ЗПР посредством вовлечения в опытно-экспериментальную деятельность» Выполнила: учитель-дефектолог Саттарова М.В. Начало работы – 1 сентября 2020г. Предполагается закончить – 30 мая 2023г. Тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с ЗПР посредством вовлечения в опытно-экспериментальную деятельность» Цель самообразования: развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами опытно-экспериментальной исследовательской деятельности. Задачи:
Основные принципы, заложенные в основу работы: - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.); - динамичности (от простого к сложному); - интегративности (синтез искусств); - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей) - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий) - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»). - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста); - наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий); - здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности). Оборудование для центра детского экспериментирования в группе: - природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д.; - пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители; -оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы, воронки; -литература и карточки- схемы; Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития. Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи –и я запомню, Дай попробовать –и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Перспективное планирование по теме самообразования на 3 года 1 ГОД 2020-2021 учебный год | ||||
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | 1. Изучение литературы по данной теме. Создать картотеку опытов и экспериментов. | Сентябрь |
2 . Повышение собственной профессиональной компетентности | Октябрь | |
3. Составить перспективный план | Октябрь | |
4. Разработать конспекты ООД с элементами экспериментирования | В течение года | |
5. Разработать проект «Волшебные свойства соли» | В течение года | |
6. Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение районного семинара на базе МБДОУ | Март | |
7. Разработать диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. | Сентябрь Май | |
8. Самоанализ и самооценка проделанной работы | Май | |
Работа с детьми | 1 Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования. 2 Исследование свойств песка во время игровой деятельности на прогулке. Опыты с песком 3 Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с солью. 4 Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. 5 Изучение свойств воды в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с солью. | Сентябрь Сентябрь Октябрь
Январь Апрель |
Работа с родителями
| 1. Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом» | Сентябрь |
2. Открытое занятие «Эта удивительная соль» | Октябрь | |
3.Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» | Декабрь | |
4. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотоальбом «Юные исследователи». | Май | |
Работа с педагогами | 1. Консультация для педагогов ДОУ «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях АООП ФГОС в ДОУ» | Декабрь |
2. Показ мастер-класса на тему «Волшебство вокруг нас» | Апрель | |
3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по Опытно- экспериментальной деятельности. | Май |
Перспективный план опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в группе ЗПР
сроки | Тема занятия | Эксперимент | Программное содержание |
сентябрь | Тонет – не тонет | Дерево не тонет в воде | Дать детям понятие, что вода удерживает тяжелые предметы. Выявить плавучесть предметов. Воспитывать интерес к экспериментированию. |
Улица полна неожиданностей. | Своды и тоннели | Объяснить детям, что вода имеет силу, способна пробивать тоннели под землей. Воспитывать интерес и желание понаблюдать за тенью. | |
На участке | Глина, песок, почва | Дать детям понятие, чем отличается песок от глины, от почвы. Выявить свойства глины (вязкая, влажная). Выявить свойства почва (черная, влажная), Воспитывать интерес к опыту | |
Едем в гости | Пар это тоже вода | Дать детям понятие о том, что пар это тоже вода. Закрепить знания детей о свойствах воды, вызвать интерес к экспериментированию. | |
октябрь | Откуда берутся одеколон и духи? | У воды нет запаха | Продолжать знакомить со свойствами воды. Что нужно сделать с водой, чтобы она имела запах. Воспитывать любознательность |
Свойства света | Тень. видно – не видно | Познакомить детей со свойствами света и тени. теневой театр. Воспитывать любознательность | |
Ох! какая банька! | Воздух при нагревании расширяется | Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. Воспитывать интерес к опытам. | |
Осень золото роняет… | Семена. | Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям. | |
ноябрь | Влияние воздуха на растение | Труд в уголке природы. | Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать понятие детям о том, как влияют на почву вода и воздух (рыхление, полив). Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям |
В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича | Плавающие, тонущие предметы. | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил. Воспитывать любознательность. | |
Мы идем в магазин | Прыгающая монета. | Познакомить детей со свойствами метала, провести опыт с монетой. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности. | |
На участке. | Посадить в землю деревце | Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям | |
декабрь | Влиянии тепла и холода на рост растений. | «Теплица» (посадка семени под банку) | Дать понятие детям о том, как влияют тепло и холод на рост растений. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям |
Откуда взялся хлеб? | Изготовление теста | Дать детям понятие, что семена хранят, перерабатывают в муку. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Вызвать интерес к опытнической деятельности | |
Стекло ,его качества и свойства | Что спряталось в стеклянном стакане? | Дать детям понятия о свойствах стекла (прозрачность, хрупкость, гладкость). Воспитывать бережное отношение к стеклу. | |
«Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин». | Мокрая бумага – сухая бумага | Закрепить с детьми свойства огня, его опасность, его значение в жизни людей. Воспитывать любознательность и интерес к опытам. | |
январь | Зима в селе. | «Холодный – горячий» | Познакомить детей со свойствами воды. Учить определять температуру воды. Объяснить, как может вода превратиться в лед. Воспитывать любознательность. |
Игрушка для ёлочки | Замораживание цветной воды | Познакомить со свойствами воды. Замерзает при низкой температуре, превращается в лед. Вызвать интерес к экспериментированию | |
февраль | Почему растаяла Снегурочка? | Снег – тоже вода | Уточнить знания детей о свойствах снега. В тепле тает, а на морозе остается в первоначальном виде. Воспитывать интерес к экспериментированию. |
Летают – не летают | Парашют | Расширять представления о свойствах воздуха. Воспитывать любознательность . | |
Мудрая природа! | Как выйти сухим из воды? | Продолжать знакомить со свойствами воды. Воспитывать желание участвовать в опытах. | |
март | Обитатели воды. | В воде есть воздух | Закрепить с детьми свойства воды, как можно увидеть воздух в воде. Воспитывать любознательность |
Что такое вес? | Лёгкий - тяжелый | Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Воспитывать любознательность | |
Растворяется – не растворяется | Опыты с водой | Продолжать знакомить со свойствами воды. Воспитывать желание участвовать в опытах. | |
Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода | Посадка семян | Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям. | |
апрель | Магнит | Притяжение и отталкивание. | Познакомить со свойствами метала, провести опыт с магнитом. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности |
Откуда сосулька? | Вода защищает растения от низкой температуры. | Продолжать знакомить детей с образованием льда – жидкая может течь, при низкой температуре замерзает. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности | |
Весеннее пробуждение. Откуда звук? | Звенящая вода | Показать детям, что количество воды влияет на издаваемый звук (весенняя капель, течение воды). Воспитывать любознательность. | |
Проект «Огород на подоконнике». | Посадка лука | Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Вызвать интерес к опытнической деятельности. | |
Май | Поиски воздуха | Воздух | Уточнять знания детей о свойствах воздуха. Обнаружить воздух в окружающей обстановке. Вызвать интерес к проведению опыта. |
Явления природы | Гром и молния | Познакомить детей с понятием «электричество». Объяснить причину образования молнии. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности. | |
Игры с песком | Сухой - мокрый | Закрепить знания детей о свойствах песка. Воспитывать интерес к опытам.. Свойства мокрого песка. Закрепить знания детей о свойствах песка. Воспитывать интерес к опытам. | |
Воздух вокруг нас | Воздух при нагревании расширяется | Уточнять знания детей о свойствах воздуха. Обнаружить воздух в окружающей обстановке. Вызвать интерес к проведению опыта. |
Список литературы
1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.-Ярославль: Академия развития, 2009. –112с.: ил. –(Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –64 с,-(Программа развития).
3.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –64 с.
4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. No 3, 4,
5. 2002. No15.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2005. –80 с.
6.Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. –СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2006. –64 с.
7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. –М.:АРКТИ, 2003. –64с.
8.ПоддьяковН.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. No2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проведения опытно-экспериментальной деятельности
В данном материале представлен опыт работы по опытно-экспериметнальной деятельности с дошкольниками....
Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как система, направленная на развитие познавательной активности ребёнка. Автор делится опытом работы по организации опытно-экспериментал...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности».
В данной консультации рассказывается о том, как в нашем детском саду проводится опытнэкспериментальная деятельность....
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Консультация для воспитателей....
Опытно-экспериментальная деятельности, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста по свой природе пытливые исследователи, поэтому грамотная организация детского экспериментирования позволяет как нельзя лучше удовлетворить интересы и потребности детей....