«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности».
консультация на тему

Пивоварова Елена Петровна

В данной консультации рассказывается о том, как в нашем детском саду проводится опытнэкспериментальная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной  деятельности».

Ребёнок растёт, и становление его личности протекает  сложно, он испытывает и трудности и радости преодоления, открытия. Если у ребёнка есть желание преодолевать трудности, мотив, то любая деятельность даст результаты. Экспериментирование – это один из видов такой деятельности, ведь ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Опытно-экспериментальная  деятельность развивает наблюдательность, стремление познать мир, познавательные способности. Ведь усваивается всё надолго и прочно, когда ребёнок видит, слышит и делает сам.

Направления опытно-экспериментальной деятельности:

- живая природа: особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;

- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет;

- человек: функционирование  организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

 Какая же она опытно-экспериментальная деятельность дошкольников?

- экспериментальная деятельность, организованная педагогом,

-образовательная деятельность с элементами экспериментирования,

 - демонстрационные опыты, совместно с детьми,

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Имеются  следующие материалы для исследования:

1. Природный материал: камни, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья.

2.Приборы-помощники: лупы, магниты, песочные часы, весы, компас.

3. Медицинский материал: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, вата, мерные ложки, резиновые груши.

4.технический материал: болты, гвозди, гайки, скрепки.

5.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки.

6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная

7. Красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски).

8. Прочий материал: зеркало, цветные и прозрачные стёкла, воздушные шары, подносы,  мука, соль, сахар,  масло, сито.

В нашем детском саду традиционно присутствует образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим. Она строится в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, доступно и привлекательно для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно использую – опыты. Провожу их как в ОД,  так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Совместно с родителями и детьми, создали мини-лабораторию, расположив её в хорошо освещённой зоне,  что позволяет свободно разместить около неё  подгруппу детей от 5 до 7 человек. На передвижных стеллажах, на колёсиках размещён раздаточный материал сыпучего, жидкого и другого происхождения.  

 В уголке помещаем рисунки и фотографии на тему: «Ребёнок и природа». Там находится картотека элементарных опытов и экспериментов, картотека бесед  и наблюдений на прогулке и в уголке природы.  В уголке экспериментирования дети исследуют воду, природный материал, воздух, растения.  Там живёт мудрая сова,  от имени которой формируются вопросы и проблемные ситуации. Структура экспериментирования такова:

Первое – это постановка проблемы,  второе - поиск путей решения, третье – сбор данных, реализация в действиях,  четвёртое- анализ результата, пятое – формирование выводов.

Например, проращивание семян. Дети часть семян залили водой, часть оставили в сухих мешочках, часть положили во влажные мешочки и периодически их смачивали. Через 2 недели стало наглядно понятно, какая часть семян проросла и почему.  

С удовольствием дети изготавливали цветные льдинки, используя воду и красители, а затем заморозив их в холодильнике.

Устанавливали способности растения к поиску света. Поставили растение у окна на 3 дня. Повернули на 180 градусов и остаили ещё на три дня, наблюдали и сделали вывод, что листья растения поворачиваются к свету. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут.

Провела с детьми проект «Вода». Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Разработала план мероприятий, задачи, которые необходимо было решить:

- познакомить детей с понятием вода – это жидкость,

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о всойствах воды,

- подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха, способна замёрзнуть,

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,

- развивать речь детей, активизировать словарь,

- воспитывать аккуратность при работе.

 Проводили много опытов с водой.

Включение дошкольников в проектную деятельность воспитывает самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие и интеллектуальные способности, учит преодолевать возникающие трудности проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

Доклад на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания"

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитания. В докладе рассматриваются формы и методы экологического воспитания дошкольников, благодаря которому повышается уровень их...

Родительский университет" Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Практическая часть, экспериментирование с магнитами.

В данном материале представлены педагогические наработки по экспериментальной деятельности с  магнитом, которые можно использовать в работе с детьми и родителями воспитанников....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет

Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры.

Дошкольное детство охватывает период жизни от рождения до 7 лет.  Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития ребенка. В это время дети познают окружающий мир...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...