«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности».
консультация на тему
В данной консультации рассказывается о том, как в нашем детском саду проводится опытнэкспериментальная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 14.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы.
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности».
Ребёнок растёт, и становление его личности протекает сложно, он испытывает и трудности и радости преодоления, открытия. Если у ребёнка есть желание преодолевать трудности, мотив, то любая деятельность даст результаты. Экспериментирование – это один из видов такой деятельности, ведь ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Опытно-экспериментальная деятельность развивает наблюдательность, стремление познать мир, познавательные способности. Ведь усваивается всё надолго и прочно, когда ребёнок видит, слышит и делает сам.
Направления опытно-экспериментальной деятельности:
- живая природа: особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет;
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Какая же она опытно-экспериментальная деятельность дошкольников?
- экспериментальная деятельность, организованная педагогом,
-образовательная деятельность с элементами экспериментирования,
- демонстрационные опыты, совместно с детьми,
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Имеются следующие материалы для исследования:
1. Природный материал: камни, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья.
2.Приборы-помощники: лупы, магниты, песочные часы, весы, компас.
3. Медицинский материал: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, вата, мерные ложки, резиновые груши.
4.технический материал: болты, гвозди, гайки, скрепки.
5.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки.
6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная
7. Красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски).
8. Прочий материал: зеркало, цветные и прозрачные стёкла, воздушные шары, подносы, мука, соль, сахар, масло, сито.
В нашем детском саду традиционно присутствует образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим. Она строится в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, доступно и привлекательно для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно использую – опыты. Провожу их как в ОД, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Совместно с родителями и детьми, создали мини-лабораторию, расположив её в хорошо освещённой зоне, что позволяет свободно разместить около неё подгруппу детей от 5 до 7 человек. На передвижных стеллажах, на колёсиках размещён раздаточный материал сыпучего, жидкого и другого происхождения.
В уголке помещаем рисунки и фотографии на тему: «Ребёнок и природа». Там находится картотека элементарных опытов и экспериментов, картотека бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы. В уголке экспериментирования дети исследуют воду, природный материал, воздух, растения. Там живёт мудрая сова, от имени которой формируются вопросы и проблемные ситуации. Структура экспериментирования такова:
Первое – это постановка проблемы, второе - поиск путей решения, третье – сбор данных, реализация в действиях, четвёртое- анализ результата, пятое – формирование выводов.
Например, проращивание семян. Дети часть семян залили водой, часть оставили в сухих мешочках, часть положили во влажные мешочки и периодически их смачивали. Через 2 недели стало наглядно понятно, какая часть семян проросла и почему.
С удовольствием дети изготавливали цветные льдинки, используя воду и красители, а затем заморозив их в холодильнике.
Устанавливали способности растения к поиску света. Поставили растение у окна на 3 дня. Повернули на 180 градусов и остаили ещё на три дня, наблюдали и сделали вывод, что листья растения поворачиваются к свету. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут.
Провела с детьми проект «Вода». Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Разработала план мероприятий, задачи, которые необходимо было решить:
- познакомить детей с понятием вода – это жидкость,
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о всойствах воды,
- подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха, способна замёрзнуть,
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
- развивать речь детей, активизировать словарь,
- воспитывать аккуратность при работе.
Проводили много опытов с водой.
Включение дошкольников в проектную деятельность воспитывает самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие и интеллектуальные способности, учит преодолевать возникающие трудности проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...
Доклад на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания"
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитания. В докладе рассматриваются формы и методы экологического воспитания дошкольников, благодаря которому повышается уровень их...
Родительский университет" Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Практическая часть, экспериментирование с магнитами.
В данном материале представлены педагогические наработки по экспериментальной деятельности с магнитом, которые можно использовать в работе с детьми и родителями воспитанников....
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет
Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
Дошкольное детство охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития ребенка. В это время дети познают окружающий мир...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...