Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Волшебница соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Волшебница соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

«Волшебница соль».

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Уточнить знания детей о соли, её значении в жизни человека. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. показ несложных опытов в группе.

Оборудование: мешочки с солью, ложки,  стаканы с водой, салфетки, цветная гуашь, яйцо, соль. Использование ИКТ. Фартуки, шапочки для детей.

Ход занятия

Дети проходят в группу, встают в круг.

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

— Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!   (дети здороваются)      ( Дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Фея подошла

И посылку принесла.

Хотите посмотреть, что в ней лежит? (Да) ( В посылке лежат мешочки с солью)

- Ребята, смотрите, мешочки лежат, что в них, давайте узнаем.( Раздаю каждому ребёнку мешочек с солью)

- Возьмите все по одному мешочку, помните, пощупайте, потрясите. Как вы думаете, что в них находится? ( Ответы детей))

Воспитатель: Правильно, это – соль! . И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета - соль рассыпал- к ссоре.

Дети: Соль (проходим на стульчики)

- Посмотрите, на экране изображены картинки, давайте рассмотрим их.

- Знаете ли вы откуда берётся соль? ( из моря, слайд море)

- Правильно, какую соль добывают из моря? (морскую)

- Кто знает, что изображено здесь? Перед вами, ребята, соляная шахта ( 2 слайд - Соленая шахта)

- Что добывают в этой шахте? ( Соль)

- Какую соль добывают в шахте? ( каменную соль)

- Кто работает в шахте? ( шахтёры) Правильно, ребята, соль добывается в соляных шахтах, где всё заполнено солью. Специальные бурительные машины добывают эту соль, затем отправляют её на завод ,  там она перерабатывается и затем попадает к нам на стол.

Воспитатель:

- Ребята,  а  человеку нужна соль?(ответы детей) (3 слайд : кастрюля, в ней готовят еду, кладут соль)

- Какую соль мы употребляем? (поваренную соль) Давайте хором скажем: поваренная соль.

- А что мы можем ещё посолить? (овощи, салаты и т.д.) Молодцы!

- соль используется в медицине. (4 слайд) Как лечатся солью? (можно прополоскать горло, погреть пазухи носа, ушибы).

- Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед.(5 слайд) Давайте посмотрим. (снег, лёд убирать)

- Верно, ребята, чтобы не было скользко, чтобы люди не скользили, чтобы машины на дорогах не создавали аварийные ситуации.

- Что изображено на этой картинке? (коза и корова).  А им нужна соль? (ответы детей). Молодцы. Правильно,  соль необходима не только людям, но и животным, потому, что они едят сено, траву, а в них нет соли и поэтому её добавляют, чтобы был вкус.

Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (кристаллы) Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы видели кристаллы? (в соли, сахаре, камнях)

Физминутка

Воспитатель: У соли ещё есть очень много тайных секретов. Вы хотите стать юными исследователями, поиграть с солью и узнать ее свойства?

Я предлагаю вам пройти в нашу чудо – лабораторию. Наденьте, пожалуйста, фартуки, и подойдите к столам. Для начала давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории. (ответы детей: не  тереть  глаза; на занятиях не толкаться; сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори; соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.) Молодцы! Проходите за столы.

Воспитатель: .Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете, какими свойствами она обладает, откуда соль приходит к нам на стол. Давайте подготовим наши пальчики: Пальчиковая гимнастика (сидя за столами) «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим,(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём,(сгибание и разгибание кистей рук) .

ОПЫТ № 1 «Из чего состоит соль»

 Итак, начнем! Ребята, у вас на столах стоят стаканы с солью. Посмотрите на нее  и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег). Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).

 - А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло, которое лежит у вас на столе. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.

  Видите кристаллы? А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из кристаллов разной формы.

ОПЫТ № 2. «Соль растворяется в воде».

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится стакан с  водой, аккуратно придвиньте стакан к себе  и насыпьте в него ложечку соли, размешайте. Что произошло с солью?(растворилась) Изменился ли цвет воды? А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Молодцы!

Значит, какой сделаем вывод? Дети: в воде соль растворяется.

ОПЫТ № 3 «Тонет – не тонет» (показывает воспитатель) А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и одно сырое яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду, в оранжевый стакан Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно). В зеленый  стакан добавлю соль, и размешаю. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).

Сделаем вывод:  Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Воспитатель: Что повышает соль? Ответ детей (плотность воды, поэтому предметы не тонут) Молодцы ребята!

ОПЫТ № 4 «Окрашивание соли»

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, можно покрасить соль? Давайте попробуем. Берём ложку, набираем краску, добавляем её в стакан  солью  и тщательно перемешиваем. Смотрим внимательно, что с вашей солью происходит.

Вывод: Соль поменяла цвет, какой цвет краски вы взяли, такая соль и получилась.

Воспитатель: Посмотрите, в какие красивые цвета мы покрасили соль, вам нравится? Давайте подарим разноцветную соль волшебной Фее. (дети ставят на поднос стаканчики с солью)

Итог занятия:

Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (соли, что она сыпучая, рассыпчатая) Из чего состоит соль? (из  кристаллов). Чем мы занимались на занятии? (проводили опыты, беседовали, играли).  Ребята, мне очень понравилось с вами экспериментировать, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования « Волшебная соль»

Возраст воспитанников: старшая группаФорма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игровая.Цель:  Изучить особенности соли, ее свойства, какие имеется изменение.Воспитываю...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

middot;        Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»·        Просмотр презентации на тему: &la...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебница-соль"

Конспект занятия для детей средней группы по познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль» в старшей группе

Роль детского экспериментирования достаточно велика, т.к. детское эспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности, познанию свойств объектов. Во время проведения опыта, дошкольники...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе

с помощью опытов дать детям знания об особенности  соли, её свойства, качества и применения...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Форма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игроваяОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», интеграция с образовательными областя...