План-конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формированию основ гражданственности и патриотизма) Тема: «Цветок дружбы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
2022 год был посвящен культурному наследию народов России. В занятии я буду продолжать формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве; продолжать знакомить с обычаями и традициями народов Поволжья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_.docx | 47.37 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ САД» ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИМЕНЫ ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ А.И. ДЫРИНА П.Г.Т.БАЛАШЕЙКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЫЗРАНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИИ
План-конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формированию основ гражданственности и патриотизма)
для детей подготовительной к школе группы.
Тема: «Цветок дружбы».
/логика образовательной деятельности/
Выполнил:
воспитатель
СП «Детский сад» ГБОУ СОШ
п. г. т. Балашейка
Сипунова А.Г.
2023 год
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие: формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве; знакомить с обычаями и традициями народов Поволжья; воспитывать интерес к культурам разных народов.
Речевое развитие: обогащать словарь детей: «Рушник», «Эскиз», «Поволжье», «Чувашия», «Мордовия», «Татарстан», «Сабантуй», «Кепе», «Йем»; активизировать словарь детей: «Родина», «Чебоксары», «Саранск», «Казань», «Чуваши», «Мордва», «Татары», «Роспись»; способствовать четкому и правильному произнесению слов.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческую активность, воображение, аккуратность при выполнении рисунка, интерес к совместной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: формировать интерес к совместной деятельности; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми; формировать дружеские взаимоотношения друг к другу; формировать умение рефлексии своей деятельности; воспитывать внимательного слушателя и активного собеседника; совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
Физическое развитие: закреплять умение выполнять движения за воспитателем; развивать зрительное и слуховое внимание.
Методы и приёмы:
Практические: рисование «рушника», подвижная игра «Займи место» (Буш урын), работа в творческой мастерской «Роспись рушника», подвижная игра «Золотые ворота»
Словесные: сюрпризный момент, объяснение, задаваемые вопросы, рефлексия, беседы «Народы Поволжья», «Чувашский народный костюм», объяснения правила игры, методика исполнения нанесения рисунка на бумагу.
Наглядные: монитор, музыкальный центр, электронное методическое пособие «Цветок дружбы», аудиозаписи: трек №1– чувашская народная мелодия «Ах, тесе ма калас», трек № 2 – татарская народная мелодия «Тала».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: рассматривание национальных костюмов: чувашский, мордовский, татарский, русский; иллюстрации с изображением мордовских узоров, карты Поволжья, рассматривание электронного послания из Татарстана, чувашский народный костюм, русский народный костюм, каравай,
Раздаточный материал: восковые мелки, белые листы формата а4
Формы организации совместной деятельности
Деятельность детей | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Введение в игровую ситуацию. Цель: мотивация детей к предстоящей деятельности. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Беседы. Цель: продолжать формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве; продолжать знакомить с обычаями и традициями народов Поволжья; развивать воображение и творческую активность. |
Коммуникативная | Вопросы к детям. Цель: совершенствовать диалогическую форму речи, отвечать распространенными предложениями. Рассказ детей. Цель: развивать память, монологическую речь, умение правильно строить предложения. Рефлексия. Цель: создать фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД. |
Двигательная деятельность | Подвижные игры Цель: развитие умения выполнять движения за воспитателем, развивать зрительную и слуховую активность, снять напряжение, удовлетворять потребность в движении. |
Продуктивная | Работа в творческой мастерской Цель: совершенствовать технику рисования, умение работать под музыкальное сопровождение; развивать умение наносить восковыми мелками узор на бумагу |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи( с обозначением обр.области) | Деятельности воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Введение в игровую ситуацию | |||
Создать положительный эмоциональный настрой. | Воспитатель организует детей на занятие: Тот дом, в котором ты живешь. И даже улицы родной Ты не найдешь на карте той. Но мы всегда с тобой найдем Свою страну, наш общий дом. | Дети входят в зал, приветствуют гостей, слушают и отвечают на вопросы | Мотивированы на предстоящую деятельность | |
Деятельностный | Беседа на тему: «Народы Поволжья» | |||
Совершенствовать диалогическую форму речи, отвечать распространенными предложениями. Повышать познавательную активность детей через беседу. Развивать творческую активность, воображение, аккуратность при рисовании, интерес к совместной деятельности, дружеское отношение друг к другу | Воспитатель задаёт детям вопросы -«В каком поселке мы с вами живем? (Балашейка) - «Какой самый большой город в Самарской области? (Самара) -Ребята, давайте вспомним, людей, каких национальностей проживают в нашей области?» (русские, татары, башкиры, чуваши, мордва) -Да, в нашей области живут дружно люди разных национальностей. - Ребята, а вы знаете, что местность, в которой мы живём- называется Поволжье. -Верно! -Ребята, давайте представим нашу многонациональную область большим цветком дружбы, лепестки которого -это народы, проживающие в ней. Слайд 1. (На экране появляется цветок с пятью яркими лепестками). - Посмотрите: наш цветок похож на цветик-семицветик. Может быть, он нам поможет попасть в гости к разным народам нашего Поволжья? «Лети, лети лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по – нашему вели: Путешествие в Чувашию -Ребята, вот мы с вами и в Чувашии. -Назовите столицу Чувашии? (Чебоксары) - «Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут? -Ребёнок: - здравствуйте, ребята Меня зовут Досай. Я чуваш и принёс вам угощенье- чувашский пирог. Угощайтесь, пожалуйста. (Отдает каравай воспитателю). -Ребята, посмотрите какая необычная одежда у Досая. Расскажи нам о своем костюме. Ребёнок: - моя рубашка называется (кĕпе), а штаны (йeм). -Ребёнок: - простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на груди. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. - Спасибо, тебе, Досай, за угощение и интересный рассказ о твоем костюме. - Ребята, давайте посмотрим на наш цветок и скажем куда отправимся дальше. (Появляется следующий Слайд 3 с цветком. На мониторе появляется «Цветок дружбы» и на лепестке карта Татарии). -Давайте произнесём волшебные слова с нашим пожелание: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по - нашему вели: (На мониторе – изображение Татарстана, люди в национальных костюмах и дети, играющие в подвижные игры) Слайд 4 Путешествие в Татарстан Педагог обращается к детям: -«Ребята, мы с вами оказались в Татарстане. - Посмотрите на экран, давайте познакомимся с Татарстаном. Просмотр видеоролика о Татарстане -Ребята, давайте закрепим полученные знания о Татарстане. -Кто изображен на гербе Татарстана? (Крылатый барс) -Как называется самый главный татарский праздник? (Сабантуй) -Какие развлечения проводят на празднике? (много танцев, песен, состязаний) - Ребята, еще хочу добавить, что любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Слайд 5 (Раздается сигнал получения электронной почты «Сообщение» ( сигнал сообщения).) - Ребята, на нашу электронную почту пришло письмо из Татарстана. Давайте прочтем его. Слайд 6 - Здравствуйте, друзья. Мы очень любим играть в наши национальные татарские игры. Они нам очень нравятся, и мы хотим, что бы вы тоже разучили и играли в них с удовольствием. Вот одна из любимых игр Буш урын. -Ребята, это знакомая нам игра «Займи место» Подвижная игра «Буш урын» («Займи место») Правила игры: Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит: Как сорока стрекочу Сказав, беги, водящий слегка дотрагивается по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, до кого дотронулись, бежит со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Правила: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу. - Ну что, ребята, давайте поиграем в эту игру. -Молодцы, ребята. Вам понравилась игра? -Когда мы вернемся в группу, давайте отправим по электронной почте нашим друзьям из Татарстана наши любимые подвижные игры. - Ну что ребята пора нам двигаться дальше. -Давайте посмотрим на наш цветок и скажем куда отправимся дальше. Слайд 7 -Давайте произнесём волшебные слова с нашим пожелание: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по - нашему вели: (На мониторе Саранск, люди в национальных костюмах) Слайд 8 - Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались. Слайд 9 -10 -В мастерской по вышиванию рушников. -Кто знает, что такое рушник? -Рушник – это расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Издавна на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально- обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Мастерская по вышиванию рушников -Давайте рассмотрим рушники. -Внизу или по середине? - Какие это узоры? (ромбы, треугольники, квадраты). -Ребята, а вы хотели украсить свой рушник? (да) -Давайте пройдем в мастерскую. - У вас на столах лежат былые листы. Давайте нарисуем эскиз рушника. Эскиз- это предварительный набросок. -Выберите, какими элементами вы будете украшать свой рушник. (Звучит мордовская музыка «Мордовские наигрыши» (трек №). - Ребята, вы отлично справились с работой. Мы попросим ваших мам, чтобы они по этим эскизам на полотенцах вышили рушники, а мы положим их в наш уголок по патриотическому воспитанию в группе. - Ребята, давайте посмотрим на наш цветок и скажем куда отправимся дальше. Слайд 11 -Давайте произнесём волшебные слова с нашим пожелание: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по - нашему вели: (На мониторе березовая роща, дети в русских национальных костюмах водят хоровод) Слайд 12 — Вот и оказались мы в русском поселении , Звучит ГИМН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ стук в дверь, в зал входят дети переодетые в русские народные костюмы, в руках, несут каравай.) -Ребята, сейчас я предлагаю послушать гимн САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ. - Здравствуйте, ребята. -Ребенок: здравствуйте, меня зовут Вера, Ребёнок (мальчик): Мой костюм состоит из рубахи и штанов. Рубаху делали длинной и подпоясывали. Небогатые люди носили простую одежду, а богатые люди носили расшитую, нарядную одежду. Поэтому по одежде можно было узнать, как живут люди. Не зря говорят, по одежке встречают по уму провожают. - Спасибо, вам, за угощение и интересный рассказ о ваших костюмах. Ребёнок: у нас проводятся разные игры. Хотите в оду из них сыграть? -Называется она «Как у дяди Трифона» (Музыкальна игра Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу по песню) Правила игры: Ребёнок, которого выбрали Трифоном стоит в центре круга. С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Трифон. - Ну что, ребята, пора нам возвращаться домой. (Слайд 12 появляется «Цветок дружбы» и на лепестке здание детского сада.) -Остался у нас один лепесток. -Пожелаем ему, чтобы мы вернулись в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по - нашему вели. Вели, чтобы мы оказались в детском саду». | Отвечают на вопросы Дети смотрят на экран и соглашаются отправится в путешествие. Дети произносят и выполняют движения под слова. Делают поворот вокруг себя. Ребенок, переодетый в чувашский костюм, представляется и отдает гостинец воспитателю; рассказывает о своем наряде. Дети слушают рассказ и рассматривают костюм. Дети произносят и выполняют движения под слова Делают поворот вокруг себя. Дети отвечают на вопросы, слушают и смотрят видеоролик о Татарстане Дети слушают сигнал почты Читают вместе с воспитателем письмо Дети играют в подвижную игру Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя Дети произносят и выполняют движения под слова Делают поворот вокруг себя. Дети смотрят на экран, слушают рассказ детей о рушнике Дети присаживаются за столы и выполняют роспись рушника восковыми мелками под музыку Дети произносят и выполняют движения под слова: Делают поворот вокруг себя. Дети смотрят на монитор Дети играют в игру | Участие детей в процессе занятия через беседу и ответы на вопросы задаваемые воспитателем Снимается мышечное напряжение, усталость, повышается работоспособность Развивается творческая активность, воображение, аккуратность при выполнении аппликации, интерес к совместной деятельности, дружеское отношение друг другу. Снимается мышечное напряжение, усталость, повышается работоспособность | |
Заключительный | Создать фон положительного, эмоционального удовлетворения от НОД. | Рефлексия | Создать фон положительного, эмоционального удовлетворения от НОД. | |
— Вот, ребята, мы и дома. «Где мы сегодня с вами побывали?» (В Татарстане, Мордовии, Чувашии) «При помощи чего мы путешествовали?» «Что было для вас трудным?» «А что больше всего понравилось?» «Что нового узнали?» -В заключении хочу вам сказать, что мы все немного разные Но все мы при этом равные! И в мирном мире жить! - Сейчас я приглашаю вас отведать угощение которые нам принесли разных народов. | Дети рассказывают о своих впечатлениях, о том, что им понравилось, отвечают на вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"
Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (формирование словаря) в старшей группе тема НАШ ГОРОД
Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях....
Программа по формированию основ гражданственности и патриотизма "Моя малая родина - Нижневартовск"
Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...
План-конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формированию основ гражданственности и патриотизма) Тема: «Цветок дружбы».
2022 год был посвящен культурному наследию народов России. В занятии я буду продолжать формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве; знакомить с обыча...
План-конспект открытого занятие по социально-коммуникативному развитию для детей 4-5 лет "По тропинке добрых дел"
Проведение педагогического мероприятия по социально-коммуникативному развитию детей 4-5 лет. План-конспект образовательной деятельности "По тропинке добрых дел" разработан с учетом ФГО...
Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....
Формирование основ гражданственности и патриотизма Тема: «Светлая Пасха» В подготовительной к школе группе «Ромашка»
Основная цель занятия: Рассказать детям о празднике Светлой Пасхи, пасхальных традициях, о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и других атрибутах праздника;Формировать двигат...