М.М. Пришвин - друг природы и детей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Римма Ивановна Борисова

Детские рассказы М.М. Пришвина направлены на то, стобы раскрыть чудеса обычной жизни, показать необыкновенное в необыкновенном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №52»

Открытый показ образовательной деятельности

 в подготовительной логопедической группе

«М. Пришвин – друг природы и детей»

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Борисова Р.И.

д.Березняки 2023г

Программное содержание:

Обобщить и закрепить полученные знания детей описателе М. МПришвине и его произведениях.

Интегрированные задачи:

Образовательные: расширить знания детей о творчестве М.М Пришвина.

формировать у детей желание читать и любить художественную литературу.

Формировать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

Закрепить знания о красоте окружающего мира природы.

Закрепить знания о жизни животных в дикой природе через произведения М. Пришвина.

Развивать представление о том, как действия людей помогают и сохраняют природу и мир животных.

Развивающие: развивать связную речь, развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением.

Развивать зрительное восприятие, слуховое восприятие.

Развивать мелкую моторику через художественное творчество.

Развивать внимание, память и логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к книге.

Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому;

Формировать навыки грамотного поведения в природе.

Воспитывать нравственные качества: бережное отношение к природе, умение сопереживать и заботиться об окружающем мире природы.

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, книг автора.

Экскурсия в библиотеку, на выставку картин, где дети знакомятся с профессией экскурсовод.

Заучивание стихов, загадок о природе.

Чтение произведений М. Пришвина.

Просмотр презентации о М. Пришвине.

Послушать музыку: «Пение птиц», «Шум леса», «Звуки леса».

Продуктивная деятельность:

Рисование по теме.

Рассматривание плаката «Мы охраняем природу»

Настольная игра «Разрезные картинки»

Игра «Выбери картины по рассказам»

Игра «Разложи правильно»

Выставка книг по рассказам М. Пришвина.

Просмотр документальных фильмов о природе.

Просмотр телепередач «В мире животных», «Диалоги о животных».

Ход занятия.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Воспитатель: Ребята, сегодня открывается выставка известного писателя М. Пришвина и картин юных художников, вы хотели бы посетить эту интересную выставку?

Дети: (да)

В: вы помните правила поведения в выставочном зале?

Дети:? (не шуметь, картины руками не трогать).

В: Ну что же, отправимся на выставку.

В выставочном зале нас ждет экскурсовод, он расскажет нам много интересного.

Экскурсовод, Арина, воспитанница подготовительной группы: Добрый день, вы находитесь в выставочном зале где представлены книги писателя Михаила Михайловича Пришвина. На выставке вы видите книги «Лисичких хлеб», «Ребята и утята», Этажи леса», «Золотой луг» и многие другие произведения.

Пришвин много путешествовал и видел в природе много удивительного и прекрасного.

 Он очень любил детей и природу, поэтому в своих рассказах он описывал красоту природы и жизнь животных. Пришвин прививал детям любовь к природе, и напоминал, что природа это наше будущее.

В: вам понравился рассказ экскурсовода, Арины? Поблагодарим, сажем, спасибо.

Картины, которые вы ведете на выставке это ваши творческие работы, написанные по рассказам Пришвина, к ним еще вернемся. А сейчас мы с вами поговорим о произведениях М. Пришвина.

В: На выставки много книг и картин, но что необычного вы здесь видите?

Ответы детей (-Я думаю, что кепка из рассказа «Ребята и утята», мальчики кепками забросали маленьких утят).

 В: как вы думаете, это хороший поступок детей или нет?

Дети: (нет)

В: почему?

Дети: (утята маленькие беззащитные и мама утка не может справиться с плохим поведением детей)

В: Как закончилась эта история с уткой и утятами?

Ответы (дети отнесли утят ближе к маме утке)

В: А вот еще интересный экспонат, газета, в каком рассказе она упоминается писателем?

Ответы: Рассказ Еж. (Ёж сделал свой дом из газеты, используя ее вместо сухих листьев.)

Воспитатель: Это действительно так.

 Как вы думаете можно ли приносить в дом животных из леса, даже очень безобидных?

Ответ (нет)

Почему нельзя?

Ответы (дикие животные должны жить в своей среде обитания в лесу)

В: правильно. М. Пришвин много путешествовал и наблюдал за повадками животных, птиц, за красотой окружающей природы.

А вы хоте ли бы оказаться в красивом зимнем, можно сказать сказочном лесу, прогуляться, понаблюдать за птицами, дикими животными?

Дети: да

В: в зимнем лесу холодно, перед прогулкой давайте подвигаемся, разомнемся.

 «В лесу»

Весь засыпан снегом лес.
(повернулись вправо, правую руку отвели назад,

повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка.    (прыгаем)
Там синичек села стайка.         (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом.          (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом.    (встаём, поднимаем руки вверх)

В: а сейчас садитесь поудобнее.

 Миг волшебный наступил в зимний лес нас пригласил.

Видео фильм. (прилогается)

В: вам понравился видео фильм?

Дети: да

Что интересного, необычного вы увидели?

Дети:…………

Как вы думаете сложно наблюдать и снимать видеофильм о животных?

Дети: да

В. Почему вы думаете?

Дети: надо быть очень терпеливым, нельзя шуметь, надо вести себя очень тихо, быть не заметным, что бы не спугнуть животных

В: молодцы, мы вспомнили с вами правила поведения в природе.

Надеюсь, что прогулка была для вас интересной, предлагаю вам присесть на свои места.

Вас ждет интересное задание, на столе лежат таблицы, в них зашифрована головоломка.

Рассмотрите их, как вы думаете, что с левой стороны таблицы?

Дети: книги Пришвина.

В: с правой стороны иллюстрации к этим рассказам.

Сможете ли вы отгадать к какому рассказу относятся иллюстрации, проведите линию от иллюстрации к рассказу.

На интерактивной доске я попрошу выполнить эту работу нашего экскурсовода, Арину.

Проверяйте, правильно вы выполнили задание?

 

В: назовите книги в вашей таблице.

Дети: Сережа, «Этажи леса»

Марина «Дедушкин валенок». Марина как ты думаешь, что необычного произошло в этом рассказе. ( у дедушки болели ноги и он ловил рыбу в реке и одевал валенки)

Костя «Лисичкин хлеб»

В: в рассказе «Лисичкин хлеб», охотник достал из рюкзака дары леса, что он показал Зине?

Дети: много белых грибов, черных, красных, кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника, принес с собой ароматный комочек сосновой смолы.

В: Молодцы, все справились с заданием.

 В: приглашаю вас в выставочный зал, полюбоваться картинами, которые вы рисовали дома вместе с родителями по рассказам Пришвина.

Скажите к какому рассказу вы рисовали свою картину

Диана «Лисичкин хлеб», а почему ты решила нарисовать рисунок именно к этому рассказу?

Сережа…

Катя…

Рита…чем тебе понравился именно этот рассказ?

В: я хочу обратить ваше внимание на рассказ «Золотой луг»,

 Писатель писал, - «С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Подумайте, какое интересное наблюдение, как это ложиться спать – вставал?

Дети: солнышко садиться и одуванчик закрывает головку (бутон) а утром солнышко встает и одуванчик раскрывается.

В: давайте попробуем нарисовать этот интересный и красивый цветок, разной техникой рисования.

Дети выполняют работу. ( звучит фоном музыку «Звуки леса, пение птиц»)

В: прекрасные одуванчики вы нарисовали, как вы думаете, что можно сделать с вашими рисунками?

Дети: можно сделать выставку, можно подарить нашим гостям.

В: хорошо, рисунки вы подарите гостям.

В: Сегодня мы вспомнили произведения Михаила Михайловича Пришвина.

Как вы думаете, чему хотел научить нас писатель, в своих рассказах?

Ответы детей: (охранять моря, реки, леса, поля, беречь природу, животных и птиц. Просто любоваться красотой природы)

В: Поэтому и обращается М. Пришвин к детям, такими словами:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВН «Человек — друг природы» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: закрепить и расширить знания учащихся о природе; воспитывать заботливое отношение к родному краю; учить разумно использовать дары природы; развивать творческие способности дете...

Экологический проект на тему «Наш друг-природа» (для детей старшего дошкольного возраста)

Наш друг-природа. Экологический проектЦель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.Задачи проекта: познакомить детей со способами   сохранения  окружающей прир...

КВН "Человек - друг природы" (для детей 5-6 лет)

Сценарий мероприятия с детьми...

Конспект экологической викторины на тему «Человек – друг природы» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Закреплять знания детей о родной природе.Через эмоциональное отношение формировать у детей устойчивый интерес к природе.Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по иг...