Конспект открытого занятия по экологии с элементами опытно – исследовательской деятельности «Я-друг природы»» для детей старшей группы «Почемучки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_opytno-eksperimentalnaya_rabota_1.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экологии с элементами опытно – исследовательской деятельности «Будь другом природе» для детей старшей группы «Почемучки».
Воспитатель: Е. А. Шабунина
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о воде и воздухе.
Задачи:
Развивающие: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Образовательные: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.
Воспитательные: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Материал: проектор, экран, мультфильм «Мальчик и Земля», стаканчики на каждого ребенка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, мандарин, апельсин, оурец, освежитель воздуха, стаканы с водой, с соком на каждого ребенка. Стакан с молоком и мелкие игрушки, трубочки, металлический поднос, спички, бумага, кусочек фильтра, 2 стакана для воспитателя, земля, ложка, воронка, вата, марля(Бинт)
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю посмотреть мультфильм «Мальчик и Земля».
Просмотр 1 части мультфильма «Мальчик и Земля»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произошло с Землей, когда появился человек?
Дети: Люди начали строить заводы, машины, которые стали загрязнять Землю, воздух, воду.
Воспитатель: Ребята, а что же нам делать, как помочь Земле?
Дети: Чтобы помочь Земле, нужно не мусорить, не загрязнять водоемы, леса, воздух, сажать деревья.
Воспитатель: Да, ребята, правильно. Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. Катя подготовила стихотворение Послушайте его.
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок - терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом, кислородом.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать больше о воздухе, я хочу пригласить вас в научную лабораторию. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей: да)
Воспитатель: Дорогие исследователи, можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей: нет, он невидим). А услышать?
Воспитатель: Давайте с вами проверим это.
Опыт №1. «Что в пакете»
Рассмотреть пустой пакет. Что находится в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?
Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, скручивают их. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Коллеги, понюхайте воздух в своих пакетах, чем пахнет? (Ничем)
А понюхайте мой пакет, чем пахнет? (лимоном) (Распылить немного освежителя воздуха, предложить понюхать чем пахнет. Что мы можем об этом сказать, чем пахнет воздух? (Воздух может пахнуть находящимися в нем ароматами, запахами фруктов, еды, духов, так же может плохо пахнуть, потому что воздух переносит запахи. Воздух не имеет запаха, но насыщается запахами разных пахучих предметов.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.
Опыт №2 «Воздух можно услышать и увидеть»: Взять стакан с водой и трубочки из-под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за пузырьки в воде? (пузырьки это и есть воздух, и мы его видим и слышим)
Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры. Воспитатель: Давайте проведем опыт и посмотрим, как же фильтры задерживают ненужные нам вещества.
Опыт №3 педагог поджигает бумагу, обращая внимание, что самим детям такой опыт проводить ни в коем случае нельзя, а сверху держит марлю. Затем показывает, что осталось на марле.
Воспитатель: Как вы думаете, что это на нашем фильтре? (Грязный воздух, загрязненный дымом от огня.) Да, правильно, вот также и машины и заводы загрязняют воздух на Земле.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы дышать таким воздухом? (Нет)
Коллеги, предлагаю вам выйти на лесную полянку и подышать чистым воздухом.
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. (ответы детей). Послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А вы знаете какими свойствами обладает вода? Что бы это выяснить мы опять пройдем лабораторию и проведем несколько опытов.
Опыт №1 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.
Вывод: Ребята, что мы можем сказать о запахе воды? У воды нет запаха
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус? Дать детям попробовать для сравнения сок. Если они не убедились, предложить еще раз попробовать воду.
Вывод: У воды нет вкуса
Воспитатель: Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. (Иногда вода имеет вкус – следствие очистки воды)
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Дети, откуда мы берем воду? Как она попадает к нам в дом?
Дети: По трубам, из реки, озера, пруда, водохранилища.
Воспитатель Ребята, вы видели, какая вода течет в реке?
Дети: Темная, мутная.
Воспитатель: Почему вода такая в реках и озерах?
Дети: в воду речки может попадать земля с берегов, но бывает, что и люди загрязняют воду в реках, бросают мусор, некоторые предприятия грязную воду сбрасывают в реки, поэтому вода в природе очень быстро загрязняется. Воспитатель: Давайте посмотрим, как быстро вода станет грязной, когда мы добавим в нее землю.
(Воспитатель бросает землю в стакан с водой, размешивают палочкой).
Воспитатель: что случилось с чистой водой в стакане? Почему
Дети: Она стала грязной, потому что мы бросили туда землю?
Воспитатель: куда делась земля в стакане?
Дети: растворилась в воде.
Воспитатель:А теперь вспомните, из крана течёт какая вода?
Дети:Чистая, прозрачная
Воспитатель:что же за превращение происходит с водой?
Дети:Её очищают.
Воспитатель:чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома людей. И у многих людей дома есть фильтры для очистки воды. Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
Воспитатель: у нас есть стаканы с грязной водой, в которой мы растворили землю. Давайте теперь постараемся очистить воду. Первое, что мы сделаем, это фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду в воронку с фильтром.
Воспитатель: Что мы с вами видим? (сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище?) Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил, средств и времени для получения чистой воды.
Воспитатель: Ребята, а что надо делать, чтобы сохранять чистоту и воды?
Дети: не загрязнять ее: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. А так же к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Воспитатель: Дети, как вы думаете: что важнее и нужнее для человека – вода или воздух? (ответы детей)
Воспитатель: Напоследок я хочу вам прочитать сказку – она поможет вам решить этот вопрос.
Сказка «Спор»
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.
Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания».
Обрадовалась вода: «Я самая важная!»
«Но и без воздуха не проживешь! - добавили растения. - Он нужен нам для того, чтобы дышать».
Обрадовался Воздух: «Я самый важный».
Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, солнце.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали много нового о воде и воздухе. Провели много опытов, экспериментов. Так что же нужно делать, чтобы помочь нашей планете Земля, сберечь ее от гибели? (ответы детей).
Посмотрите, что об этом говорит сама Земля.
Просмотр мультфильма 2 часть.
Воспитатель: Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля. Ведь вода и воздух—это богатство страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений.
Ребята, на этом наша экскурсия в лабораторию окончена. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграцией в познавательную область для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.Разминка в танце ...
Конспект открытого занятия по изодеятельности «Деревья в снегу» с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшей группы
Конспект открытого занятия по изодеятельности «Деревья в снегу» с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшей группы. целью которого является...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему "Поможем Зайчику попасть на День Рождения"
В ходе практической опытно-исследовательской деятельности дети устанавливают и выявляют свойства различных видов бумаги и самостоятельно делают выводы (отличается по внешнему виду, складывается, режет...
Конспект открытого занятия по экологии с элементами опытно-исследовательской деятельности "Будь другом природе"для детей подготовительной к школе группы.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о воде и воздухе.Задачи:Развивающие: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительным...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Путешествие на остров сокровищ» для детей старшей группы.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», &la...
Конспект открытого занятия по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе. Воспитатель: Лапина Л.В
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека её свойствах и состояниях....
Конспект открытого занятия по развитию речи в опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебница соль"
Цель: познакомить детей с солью и её свойствами, развивать речь в процессе опытно-экспериментальной деятельности....