Конспект по познавательному занятию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимовье зверей».
Цель: формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
- Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? Мы с вами были в гостях у осеннего леса. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?
- Зимний лес. Волшебница-зима постаралась украсить его на славу.
Четыре художника (отрывок)
Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.
Реклама
Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу подними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что возле самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
(Г. Скребицкий)
- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина.
- Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.
- Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живется.
Воспитатель выкладывает на ковролине следы зайца, лисы, волка, лося, вороны, воробья и т.д., предлагает детям пройти по запутанным следам, дойти до квадратика, открыть его, и покажется животное.
- Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти их можно только по следам.
- Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы».
Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев... За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его... Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону... Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
- Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же, как зайцы, и запутать свой след, чтобы никто нас не нашел.
Дети играют в подвижную игру «Найди зайца». Они делятся по парам: один ребенок - заяц, другой - охотник. «Заяц» прыгает по определенной траектории и убегает, «охотник» пытается повторить траекторию.
- А вот мы по следам дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться.
Воспитатель предлагает детям приложить на ковролине зверюшек в лесу так, чтобы их не было видно: зайчика - около сугроба, белочку - на ствол сосны и т.д.
- Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.
Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».
Беличья память
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела - я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними.
Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
- Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
- Чьи же еще следы видели мы в лесу? (Волка, лисы, лося.)
- Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму.
Волк и лиса запасов не делают, голодно бывает им порой.
Лось пробирается сквозь чащу заснеженную в поисках корма: раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветви с кустарников и деревьев.
- А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи.)
- Правильно, ребята! Большие следы - вороньи, а эти маленькие — воробьиные. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
- Встречаются в наших лесах следы рябчиков. За рябчиками в зимнем лесу наблюдал писатель М. Пришвин. Он рассказывал:
У рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе - снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь - показалась голова и спряталась: это рябчик. Даже не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.
- Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?
Воспитатель предлагает детям иллюстрацию.
- Из-под сугроба идет какой-то пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
- Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
- А какие еще животные спят зимой под снегом? (Ежи, сурки, барсуки, суслики, еноты и др.)
- Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам - желуди и шишки, птицам развешивают кормушки. Так и доживут до весны «братья наши меньшие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового познавательного занятия "Ухо орган слуха"
Конспект игрового познавательного занятия«Ухо – это орган слуха» Программное содержание: расширять знания детей об ушах как важном органе, познакомить детей со строением уха и о...
"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...
Конспект физкультурно - познавательного занятия "Советский - город спорта"
Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...
КОНСПЕКТ интегрированного познавательного занятия на тему: «Дикие животные» 2 мл. группа
Конспект познавательного занятия с элементами математики для детей младшего дошкольного возраста. Развивает любознательность, познавательный интерес, обогащает знания по теме дикие животные. Упражняем...
Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)
Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...
Конспект эколого-познавательного занятия в подготовительной группе. на тему « Земля - наш общий дом»
Дать представление детей о символике России, о народах, проживающих на территории России.Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой....
Конспект интегрированного познавательного занятия по разделу «КОСМОС » Тема занятия: «Таинственная вселенная»
Дети дошкольного возраста очень любознательный и увлекающийся народ, многое хотят знать о космосе, о планетах, им интересны загадки Вселенной.Почему Земля круглая? Сколько звезд на небе? Далеко ли до ...