Экологический познавательно - исследовательский проект «Богатства Урала»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного, практически-деятельного отношения к природным объектам, повышение экологической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bogatstva_urala.docx | 89.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 151»
Экологический познавательно-исследовательский проект
«Богатства Урала"
Выполнил воспитатель высшей квалификационной категории Шигаева Н. В.
Оренбург, 2023г
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный- 4 недели
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного, практически-деятельного отношения к природным объектам, повышение экологической грамотности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность;
Создать условия для экспериментирования и опытов.
Развивающие:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;
Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;
Развивать творческие и коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к объектам неживой природы;
Воспитывать такие качества, как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;
Воспитывать у детей умение работать в группах.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Знают о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида.
Имеют представления о пользе камня в природе и жизни человека.
Проявляют интерес к окружающему миру.
Умеют наблюдать и экспериментировать.
Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Для педагогов:
Внедряют инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
Повышают свой теоретический и профессиональный уровень в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
Совершенствуют предметно – пространственную развивающую среду.
Для родителей:
Активные участники проекта.
Вовлечение в образовательное пространство детского сада.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, пояснения, художественное слово
Наглядные: иллюстрации, мультимедийные презентации, коллекция минералов
Практические
Словарная работа: камнерез, ювелир, минералы, сказ, каменных дел мастер, змеевик, малахит, кристаллы и др.
Этапы реализации проекта:
I этап- подготовительный
Составление плана проекта.
Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта (подбор литературных произведений (сказы Бажова П.П. «Огневушка- поскакушка», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы» ; Рыжова И.Н. «О чем шептались камушки» и др.; создание альбомов для рассматривания «Минералы: сокровища Земли», «Энергия камней», иллюстрации, открытки с изображением камней- самоцветов, украшений из них, создание мультимедийных презентаций «Богатство Уральской земли», «Камни и минералы» и т.д.).
II этап-основной: организационно- практический
Работа по плану проекта.
III этап-заключительный
Оформление материалов, полученных в процессе реализации проекта(выставка работ детского творчества)
Презентация продукта проекта: мини- музей «Богатства Урала»
Актуальность проекта:
Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы. Живя в этом замечательном месте, богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению, не знакомы.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Нужно научить ребенка устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Работа с детьми
1.Непосредственно образовательная деятельность
2.Беседы познавательного характера
3.Просмотр мультфильмов, мультипрезентаций
4.Опытно- экспериментальная деятельность
5.Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры
6.Экскурсии
7.Встреча с интересными людьми
8.Продуктивная деятельность
9.Слушание музыки
10.Игры- драматизации
11.Чтение художественной литературы
12.Подвижные игры, физминутки
Реализация проекта
Интеграция образовательных областей | Виды деятельности | Содержание деятельности | ||
Познавательное развитие | Познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая
| НОД «Эти удивительные камни», «В гостях у хозяйки Медной горы», «Удивительное в камне». Беседы познавательного характера: «Откуда берутся камни?», «Удивительное- под ногами», «Камни и минералы», «Что мы знаем о камнях», «Какую пользу приносят камни?» Просмотр мультфильмов: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Огневушка- поскакушка» (по мотивам сказов Бажова П.П.) Просмотр мультимедийных презентаций: «Богатство Уральской земли», «Камни и минералы». Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями камней и минералов. Опыты- эксперименты: «Камни и их свойства», «Почему камни бывают разноцветными?», «Вулкан», «Что тяжелее?», «Тонет- не тонет», «Выращивание кристаллов соли». Рассматривание иллюстраций камней- самоцветов, украшений из них, альбомов «Минералы: сокровища Земли», «Энергия камней» Дидактические игры: «Отыщи такой же камень», «Кому что нужно для работы», «Самоцветы ящерки», «Уральский сувенир», «Закончи ряд», «Собери узор», «Уральские мотивы». | ||
Социально- коммуникативное развитие | Познавательная, коммуникативная, трудовая | Экскурсия в городской краеведческий музей: посещение выставки камней и минералов Уральского региона Встреча с интересными людьми: Рассказ воспитателя Пястоловой Л.М. о профессиях, связанных с камнями: камнерез, ювелир. Создание в группе мини- музея «Кладовая Урала» Сюжетно- ролевые игры: «Ювелирная мастерская», «Ювелирный магазин». | ||
Художественно- эстетическое развитие | Изобразительная, продуктивная, музыкальная, познавательная | Продуктивная деятельность: -Рисование «Хозяйка Медной горы» -Лепка из соленого теста «Малахитовые бусы» (моделирование ювелирных изделий -Пластилинография «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» -Коллективная работа «Саламандра» (полуобъемная аппликация) -Коллективная работа «Гора самоцветов» (обрывная аппликация+декорирование камнями ) Слушание музыки: С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Л. Шварц из фильма- сказки «Каменный цветок» Музыка из мультфильмов по мотивам сказов Бажова П.П. Игра-драматизация «Огневушка- поскакушка», «Хозяйка Медной горы». | ||
Речевое развитие | Коммуникативно- познавательная, игровая | Чтение художественной литературы: Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки» Сказы П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Огневушка- поскакушка» и др. Стихи, пословицы и поговорки о камнях. | ||
Физическое развитие | Двигательная, познавательная, коммуникативная, игровая | Подвижные игры: «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень» Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно. Физминутки: «Как я камушек брала |
Используемая литература:
Градусова Л.В., Савко Н.А., Тропинская Е.Н. «Знакомим дошкольников с родным краем» (из опыта работы): методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2007г.,48с.
Иванова И.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.,56с.
Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»: сценарии занятий- М.: ТЦ Сфера, 2004г.,144с.
Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.,128с.
Масленникова О.М., Филипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград, «Учитель», 2008г.,232с.
Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду.-М.: Линка-Пресс,2008г., 256с.
Федотова А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно- дидактические игры для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2014г.,112с.
Челябинская область. Краткий справочник: авторы-составители Гитис М.С., Моисеев А.П., Челябинск, АБРИС,2004г.,112с.
Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу-М.: Просвещение, 2003г,112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по реализации экологического познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
познавательно-исследовательский проект "Огород на подоконнике"...
Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы
Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...
Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!»
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству....
Экологический познавательно-исследовательский проект «Муравей»
В последнее время все чаще наблюдаются случаи небрежного отношения людей к природе. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, ежегодно возникают лесные пожары по вине человека. От этого страдают все обит...
Экологический познавательно-исследовательский проект «Берегите первоцветы» В подготовительной группе
Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр. Экологическийпознавательно-исследовательский проект...
Экологический познавательно-исследовательский проект «Природа весной» В средней группе
Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр. Экологическийпознавательно-исследовательский проект &la...
Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»
В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...