знакомство детей с народным промыслом. Оренбрургский пуховый платок
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
представляю вашему вниманию занятие по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt1.docx | 33.41 КБ |
puhovyy_platok_1_chast.pptx | 2.67 МБ |
puhovyy_platok_2_chast.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
Ф.И.О., должность педагога: Нурмагамбетова Айгуль Лаиковна
Направление развития: познавательное развитие
Тип НОД: комплексный
Тема: Оренбургский пуховый платок
Цель: Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – пуховым платком.
Задачи.
Образовательные:
- Дать детям представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке.
- Расширить знания детей о видах оренбургских платков.
- Учить откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров
Развивающие:
- Закреплять навыки гостевого этикета.
- Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
- Совершенствовать правильную грамматическую речь, расширять словарный запас, игровые качества.
- Развивать мелкую моторику детей.
Воспитательные:
- Воспитывать чувства эмпатии,
- Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа. Раскрывать значимость труда в жизни человека, воспитывать позитивные установки к различным видам труда, уважение к труду.
- Формировать умение удерживать правило в подвижной игре, умение договариваться при делении на команды.
Возрастная группа: подготовительная группа «Крепыш»
Методы и приемы:
музыкальное сопровождение
Словесный (беседа, чтение стихов, песня)
Наглядный (презентации, выставка пуховых изделий, инструментов пуховниц)
Практический (апробирование этапов обработки пуха)
Игровой (игра «Шатер»)
Метод контороля и стимулирования
Методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья
Форма организации: фронтальная
Методическое обеспечение: проектор, экран, выставка пуховых изделий.
Предварительная работа: знакомились с богатством Оренбуржья посредством рассматривания иллюстраций, , совместно с родителями готовили проекты, разучивали стихи, песню.
Ход нод
Вводная часть
Слайд 1
Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с загадки
- Послушайте загадку:
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
Воспитатель Как называется наша Родина? Как называется край, в котором мы живем? (Мы живем в Оренбургской области (в Оренбуржье))
Слайд 2, слайд 3 (пуховые платки)
Воспитатель: Чем богат наш Оренбургский край? ( Хлебом, металлом, нефтью, газом, яшмой, солью, пуховыми платками) Да, действительно очень богат наш край
Воспитатель: Ребята, подойдем к выставке и рассмотрим экспонаты. как вы думаете, чему посвящено наше занятие?
Верно, сегодня мы будем говорить об Оренбургских пуховых платках.
Гости приезжающие сюда из разных концов Земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Основная часть
Слайд 4
Входит под музыкальное сопровождение ребенок. Кланяется
Ребенок: На завалинке, в светёлке
Иль на бревнышках, каких,
Собирались посиделки пожилых и молодых
При лучине все сидели
Иль под светлый небосвод;
Говорили, песни пели, да водили хоровод
Воспитатель: ребята, издавна на Руси люди устраивали посиделки, после трудового дня или в выходные дни ходили друг к другу в гости, угощались, разговаривали, пели песни, рукодельничали. Вот и сегодня я буду хозяйкой (накидываю косынку) и приглашаю вас к себе в гости на посиделки.
Проходите, гости дорогие, присаживайтесь на стульчики, размещайтесь удобно. (Дети проходят на стулья)
А еще к нам на посиделки я пригласила настоящую мастерицу, вязальщицу пуховых платков. Зовут её Татьяна Александровна. Проходите, пожалуйста, Татьяна Александровна.
Мастерица: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Мастерица: Но просто так, без дела, я сидеть не умею, поэтому я принесла с собой работу, буду сидеть слушать вас очень внимательно и при этом вязать.
Ребенок : Настало время не безделья
Время искусного рукоделья!
А как шили и вязали
Так и песни напевали
Песни пели от души,
Песни были хороши
Исполняется песня о Родине
Слайд 5
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паланкинов, паутинок.
Весело поется – весело прядется,
Но откуда нить берется?
Воспитатель. Из чего же вяжут такие платки? (из пуха)
Воспитатель. А откуда берется пух? Никита с мамой приготовили рассказ, который предлагаю вам послушать..
Слайд 6
Долог путь изготовления Оренбургского пухового платка. Пух давали и дают сейчас козы с длинным ворсом, живущие в нашей местности.
Слайд 7
Сейчас эта порода носит название - оренбургские козы. Слава о ней широко разошлась по всему свету. Внешне оренбургские козы ничем не примечательны. Вид у них обычный - рогатые и бородатые.
Оренбургских коз пробовали вывозить за границу, но через несколько лет пух у них исчезал, и они становились грубошёрстными животными.
Слайд8
Специалисты полагают, что для созревания пуха нужны жёсткие морозы, леденящие ветры, обильные снегопады. Как раз такая погода и стоит в зимние дни в оренбургских степях. И растёт в этих условиях пух, словно на дрожжах.
Слайд 9
"Урожай" козьего пуха собирают в самом конце зимы или в начале весны. Делают это вручную.
Слайд10
Коз чешут металлическими гребнями, которые бывают двух видов: редкие и частые. Делают это очень аккуратно.. Сначала козу расчёсывают редким гребнем, потом берутся за частый.
Слайд11
С одной козы получают около 350-400 граммов пуха. Через две-три недели козу снова вычёсывают, снимая остатки пуха. В облегчённом наряде козы и встречают весну и первые лучи согревающего солнца
Воспитатель. Спасибо, Никита за интересное выступление.
Слайд12
Воспитатель: Свойства здешнего пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок. А сейчас мы узнаем, как пух превращается в пряжу, об этом нам расскажет наша гостья.
Пуховница: первым делом из пуха надо выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. По клочку нужно перебрать, распушить весь пух.
Слайд 13
А затем перечесать 2 раза на ческах и на двухрядном гребенке. Сейчас я вам его покажу..нужно протащить тончайшие нити сквозь зубья.
Слайд 14
С виду легко, а на самом деле трудно. Ну что пух готов к прядению, можно передохнуть.
Воспитатель. Я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Шатер» (Воспитатель предлагает детям самостоятельно разделиться на три – четыре равные команды, напоминает, что культурные люди умеют спокойно договориться). У каждой команды в кругу стоит стул с платком, дети идут по кругу и говорят такие слова:
«Мы хорошие ребята
Собираемся в кружок
Потанцуем и попляшем
И помчимся на лужок.»
(Дети под музыку собираются в общий круг, когда музыка заканчивается- ребята должны подбежать к стулу и натянуть шатер – поднять платок вверх).
(Играем два раза).
Слайд 15
Пуховница. Вы очень хорошо и весела сыграли. Теперь можно начинать прядение. Это самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек.
Слайд16
Сегодня прядут на электрических и ножных прялках Надо и веретено крутить и за пухом следить. Пух спряден, но вязать еще нельзя. Сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их - скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа.
Слайд 17
Воспитатель.Что получается? (Пряжа)
Слайд 18
Воспитатель: И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут? (На спицах)
Слайд 19
Ребенок : А как вы придумываете узоры для своих паутинок?
Пуховница. Готовые узоры издавна из рук в руки передают, многим они знакомы. Это - глушинки, змейки, елочки, кошачьи лапки, павлиний хвост и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и животные и птицы оставляют следы на снегу. Вот и переносим эти следы на свои работы..
Слайд 20
Ну, а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная. Кайма от середины отделана дорожкой.
Слайд 21
Воспитатель: Ребята давайте теперь рассмотрим паутинку, и разберем, на какие следы похожи узоры с платка.
- (Дети разглядывают узоры на платке.)
Пуховница: Эту паутиночку я хочу подарить вам на память.
Дети: Спасибо большое.
Слайд 22
Воспитатель: Спасибо большое, мастерица, а вот мы с ребятами знаем, что у нас в народе принято не только гостям приходить с подарками, но и гостям так же дарить подарки. И мы тебя, мастерица, за твой труд тоже благодарим и хотим исполнить для вас танец.
(девочки исполняют танец ).
Рефлексия
Мастерица: Спасибо и вам, ребята. Я рада тому, что вы так много узнали про пуховый платок. Ну что ж, а нам пора с вами прощаться. До свидания. (Уходит)
Воспитатель. Ну вот, и наши посиделки заканчиваются. Что нового вы узнали?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурные минутки используемые на занятиях для знакомства детей с народными промыслами.
Физкультурные минутки для занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством....
Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»
: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям...
Консультация "Знакомство детей с народными промыслами Подмосковья"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида № 19 «Яблонька»с. Барановское--------------------------------------------------------------------------------------...
Проект «Знакомство детей с народными промыслами ханты и манси»
Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, разв...
Знакомство детей с народными промыслами .
Докучная песня...
Конспект занятия «Народные промыслы, оренбургский пуховый платок» (2023г)
Знакомство с народными промыслами Оренбуржья....
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами
Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...