Проект «Знакомство детей с народными промыслами ханты и манси»
проект (старшая группа)

Эседова Альфия Толхатовна

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях, которые населяют его. Знакомство детей с традициями и бытом народов ханты и манси приобретают в данный момент особенную актуальность, т.к. воспитывают у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на наш взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.

Нравственно-патриотическое воспитание включает в себя не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение к народностям, населяющих наш округ. Именно через ознакомление дошкольников с традициями и бытом народов ханты и манси можно сформировать у ребят необходимые представления о малой родине интересе к ее историческим ценностям. Активное привлечение родителей к данному проекту будет способствовать созданию партнерских отношений воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 "Ласточка"

Проект

«Знакомство детей с традициями и бытом народов ханты и манси»

для детей от 6 до 7 лет

Воспитатель

ГОРН для детей от 6 до 7 «Пчелки»

Эседова А.Т

Содержание проекта:

1. Целеполагание                                                                                   4 стр.

2. Подготовительный этап                                                                    5 стр.        

3. Основной этап                                                                                    6 стр.

4. Презентация                                                                                        8 стр.

Заключение                                                                                             8 стр.

Приложения к проекту

Приложение 1– Диагностический материал.                                   10 стр.

Приложение 2 - Перспективный план реализации проекта           12 стр.

Приложение 3 – Конспекты мероприятий с детьми                        14 стр.

Приложение 4 – Конспекты мероприятий с родителями                20 стр.

Приложение 5-    Фотоотчет                                                             23 стр.

Первый этап - Целеполагание

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях, которые населяют его. Знакомство детей с традициями и бытом народов ханты и манси приобретают в данный момент особенную актуальность, т.к. воспитывают у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на наш взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.

Нравственно-патриотическое воспитание включает в себя не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение к народностям, населяющих наш округ. Именно через ознакомление дошкольников с традициями и бытом народов ханты и манси можно сформировать у ребят необходимые представления о малой родине интересе к ее историческим ценностям. Активное привлечение родителей к данному проекту будет способствовать созданию партнерских отношений воспитателей и родителей.

Цель проекта: формирование знаний и интереса к родному краю посредством ознакомления с культурой и бытом народов ханты и манси.

Задачи:

  1. Определить  уровень  первоначальных знаний детей о культуре и быте народов ханты и манси
  2. Разработать мероприятия по реализации проекта
  3.  Создать условия для развития познавательной деятельности.
  4. Создать партнерские взаимоотношения с родителями
  5. Определить эффективность проделанной работы.

Участники дети, родители, воспитатели группы,

Вид проекта: познавательно - творческий

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Предполагаемые результаты:

1. Повысится познавательный  интерес к знакомству с культурой и бытом коренных народов Севера.

3. Будет значительно обогащена ППРС по познавательному развитию.

4. Установятся партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников

5. Сформируется интерес к истории родного края.

 

     2 этап - Подготовительный этап

Задачи:

1. Выявить уровень первоначальных знаний детей о промыслах коренных народах Севера.

2. Создать условия для реализации проекта.

3. Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.

Для определения знаний детей о традициях и быте ханты и манси, об отношении детей и родителей к знакомству с бытом и традициями этих народов проводился мониторинг: диагностика детей и опрос родителей.

В диагностике участвовало 15 детей.

Результаты диагностики показали следующее:

Высокий  уровень- 0 детей

 Средний уровень- 5 детей

Низкий уровень - 10 детей

         Дети в основном (10 чел) не имеют представлений о традициях и быте народов ханты и манси (народные игры, одежда, постройки, орнаменты и др). Дети не знают особенностей традиций народов ханты и манси.         5         детей имеют частичные представления о традициях народов ханты и манси.

Таким образом, выяснилось, что представления детей о коренных народах частичные, и познавательный интерес не достаточный.

Результаты анкетирования родителей показали, что и родители имеют обобщенные представления о жизни коренного населения, они выразили желание участвовать в проекте.

С результатами мониторинга родителей ознакомили на собрании. Собрание проводилось в нетрадиционной форме. Родителям была продемонстрирована презентация, в содержание которой включили интервью с детьми, которая показала их желание узнать о жизни коренных народов Севера. Родители предложили пополнить предметно-развивающую среду предметами быта народов ханты и манси.

В патриотическом уголке был выделен и оформлен раздел по ознакомлению с бытом и традициями народов ханты и манси, в котором разместили  несколько предметов из быта народов Югры.  В игровой форме обратили внимание детей на эти предметы. С использованием ТСО заинтересовали детей данной тематикой.

Для решения поставленных задач разработали план мероприятий по реализации проекта.

3 этап - Основной. Реализация проекта

Задачи:

- Познакомить детей с традициями и бытом народов ханты и манси;

- создать условия для развития познавательной деятельности;

- создать партнерские взаимоотношения с родителями.

Вся работа на этом этапе была разбита на несколько блоков: 

1 блок Познавательно - поисковый

2 блок Художественно - эстетический

3 блок Игровой

Все блоки взаимосвязаны и включают в себя различные виды детской деятельности и формы организации.

1. Познавательно – поисковый блок.

Работа в рамках данного блока была направлена на поиски необходимой информации о традициях и быты народов ханты и манси. По собранной информации  проводились беседы с детьми на тему «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»,  «Культура народов ханты и манси». Собранный иллюстрационный материал был оформлен в альбомы «Постройки народов ханты и манси», «Хантыйская одежда», «Орнаменты и узоры народов ханты и манси». Для активизации познавательного интереса занятия и совместная деятельность проводились в игровой интересной для восприятия детей форме, например, «В гости к хантам». Широко использовалось ТСО, мультимедийные презентации. Интересную информацию собрали дети и родители об игрушках детей коренных народов. Собранные материалы оформлены в альбомы, мини-книжки. В рамках данного блока широко использовались экскурсии в городской этно-культурный музей. Дети с большим интересом рассматривали экспонаты культуры и быта народов ханты и манси. Из рассказов экскурсоводов дети узнали, что одежда у ханты шьется из оленей шкуры, что не все ханты живут в городе, а есть те,  которые еще живут в лесу. Познакомились поближе с конструкцией чума, узнали, что он из себя представляет. Большую радость детям доставила примерка хантыйской одежды.

Активно к работе подключились родители. Совместно с детьми изготовили макет «Хантыйское стойбище», который был помещен в мини-музей по родному краю.

2. Художественно - эстетический блок

Содержанием этого блока были мероприятия направленные на ознакомление с художественным творчеством коренных народов: сказками, мифами, орнаментами и их историей, с народно-прикладными изделиями. Свои впечатления, представления и восприятие дети отражали в различных творческих работах: аппликация «Украсим платок для куклы»,  «Украсим одежду» (рукавички, кисы, нырики), «Малица»; рисование «Орнамент ханты и манси»; изготовление куклы Акань совместно с родителями. Продукты творчество детей и родителей были помещены в мини-музей.

В рамках этого блока был проведен конкурс детей и родителей по изготовлению панно «Мой край Югра». В этих творческих работах отразились знания детей и родителей о родном крае, жизни коренного населения, природе  Югры, людях, которые здесь трудятся.

 В совместной деятельности использовались дидактические игры:  «Угадай узор», «Собери ханта на охоту», «Что лишнее» по закреплению знаний об одежде ханты и манси, о жилищах.

Ежедневно читали и обсуждали с детьми содержание прочитанного рассказа или сказки, поддерживая и закрепляя интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации о культуре коренных народов Югры.

С большим интересом отнеслись дети к отгадыванию загадок о животном и растительном мире родного края.

            3. Игровой блок.

Содержанием этого блока стали различные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические  и развивающие игры.

Отражением впечатлений от экскурсий в этно-культурный музей стала сюжетно-ролевая  «В гости к Хантам». Дети из различного материала строили себе оленьи упряжки, из лего-конструкторов лабазы, ходили на охоту и т.д.

        С детьми организовывались подвижные народные игры ханты и манси на развитие двигательных способностей: «Ловля оленей», «Хейро», «Болотная женщина».

        С родителями и детьми проводился спортивно - познавательный конкурс «В гостях у хозяйки тайги». Участники конкурса проявили себя знатоками культуры и быта народов ханты и манси, а также посостязались в быстроте и ловкости в спортивных и подвижных играх.

        На протяжении реализации проекта для совместного чтения родителей и детей была организована библиотека с хантыйскими народными сказками и народным фольклором. Дети совместно с родителями  приносили иллюстрации к прочитанным сказкам.

        Для родителей организован познавательный уголок: «Интересные факты из жизни коренного населения Югры».

     Результатом работы в рамках проекта стал мини-музей по ознакомлению детей с традициями и бытом народов ханты и манси, картотека «Стихи, загадки народов ханты и манси», тематические альбомы, библиотека художественных произведений этого народа.

        Несколько макетов и другие экспонаты были помещены в музей детского сада «Югорка».

Такая развивающая предметно-пространственная среда способствовала расширению и уточнению, а также  развитию познавательного интереса к родному краю у детей.

4 этап - Презентация проекта

Презентация была проведена в форме КВН «Моя Югра». На ней дети и родители посоревновались в знаниях истории культуры и быта коренных народов Югры, поиграли в народные игры. Дети читали стихи о родном крае местных авторов. Проведенное мероприятие способствовало гармонизации детско-родительских отношений, сплочению детей с педагогами и родителями и являлось ярким итогом совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.

5 этап – Заключительный

Для определения эффективности работы по проекту была проведена контрольная диагностика, которая показала следующие результаты:

низкий уровень развития 0 детей

средний уровень развития -10  детей

высокий уровень развития – 5 детей

Диагностика показала, что проведенная работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном исследовании.  Таким образом, после реализации проекта дети  имеют представления о быте и традициях коренных народов Югры, знают 6-7 названий национальной одежды, проявляет интерес к устному народному творчеству, умеют отличить традиции народов ханты и манси от традиций русского народа, называет особенности традиций.                                     

Заключение

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что работа с использованием проектного метода свидетельствует об успешном воспитании интереса детей старшего дошкольного возраста к традициям, культуре народов Югры.  Традиции и быт народов ханты и манси является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с духовно – нравственными компонентами воспитания, способностью видеть красоту и гармонию, но и средством  развития таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Список литературы

  1. Базанов, А.Г. и Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего Севера [Текст]. - М.: Учпедгиз, 1949. - 71с.
  2. Богораз, В.Г. Игры малых народностей Севера [Текст]. - М.-Л.: Учпедгиз, 1949,-116 с.
  3. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.
  4. Красильников, В.П. Игры и состязания в традиционном воспитании хантов [Текст]. – Екатеринбург: Урал, 2002. - 120с.
  5. Кулемзин, В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты [Текст]. – Новосибирск, 1992. – 136 с.
  6. Немысова, Е.А. Игры детей обско-угорских народов [Текст]. -  СПб.: Питер, 1999. – 200 с.
  7. Рейнсон-Правдин, А. Игры и игрушки народов Обского Севера (социальные корни игры) [Текст] //  Советская этнография. - 1949. - №3. - С. 114.

Приложение 1

Диагностический материал.

Цель: определить уровень знаний и представлений  детей о быте и культуре народа ханты и манси.

Метод диагностики: беседа

Инструктаж к выполнению: педагог предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:

  • Кто такие ханты?
  •  Где живут ханты?
  • Как называется жилище хантов?
  • Какими традиционными занятиями они, как и другие северные народы, занимаются?
  • Какая кухонная посуда есть у хантов?
  • Что они употребляют в пищу?
  • Какую одежду они носят?
  • Из чего изготовлена их одежда и обувь?
  • Что означают вышитые на одежде орнаменты?
  • Что символизируют рисунки на обуви?

Высокий уровень. Ребенок легко и правильно отвечает на задаваемые вопросы; самостоятельно и интересно рассказывает о том, чем занимаются ханты, чем питаются; при ответах на вопросы демонстрирует знания из истории о хантыйском народе, проявляет сообразительность в ответах,  касающихся одежды.

Средний уровень. Ребенок, в основном, отвечает на поставленные вопросы правильно, самостоятельно, но иногда отвечает с помощью педагога; старается продемонстрировать знания о том, где живут, что едят, как и во что одеваются ханты.

Низкий уровень. Ребенок допускает в ответах на вопросы ошибки; на некоторые вопросы не может дать ответ самостоятельно, без помощи педагога; испытывает затруднения при ответах на вопросы о роде занятий, об изготовлении одежды и обуви.

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к традициям народов нашего региона? Кто коренные жители Югры?

2. Знакомы ли Вы с традициями народов ханты и манси?

3. Посещаете ли Вы мероприятия, которые знакомят с традициями коренных жителей нашего края? Какие праздники народов ханты-манси вы знаете:

 - «День оленевода»;

 - «Вороний день»;

 - «День обласа» и др.

4. Хотели бы Вы больше узнать о традициях, быте, культуре, играх народов Югры? О чем именно? Какое направление их деятельности вас интересует больше всего?

5. Как вы считаете, нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с культурой коренных жителей Югры и с какого возраста (подчеркните свой выбор):

5.1. – да;   - нет.

        5.2. -  с 3-х лет, - с 4-х лет; - с 5- 6 лет.

        6.Что вы знаете об  играх народов ханты-манси? На ваш взгляд, они помогают детям получать знания о народах Югры?

7. Хотите ли Вы принять участие в обогащении материала, в совместных с детьми мероприятиях  по ознакомлению с традициями народов Югры?

8. Какую помощь, можете оказать и какую бы хотели получить в рамках изучения этой теме

Приложение 2

План реализации проекта

«Знакомство детей с традициями и бытом народов ханты и манси»

1 блок Познавательно - поисковый

2 блок Художественно - эстетический

     3 блок Игровой

Срок исполнения

Содержание работы в ДОУ

Содержание работы с родителями

Сентябрь

Проведение мониторинга по тематике.

Создание проблемной ситуации для детей  и родителей

(проведение собрания с родителями)

Беседа с детьми «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Изготовление альбома « Жилища народов ханты и манси»

Экскурсия  в этнографический  музей детского сада

Беседа: «Жилища ханты и манси»

Привлечение родителей совместно с детьми к сбору материала  о жилищах ханты и манси (чум, лабаз, юрта, курная изба) и иллюстраций

Оформление альбома «Посуда»

Д/и «Что лишнее»

Подвижная игра «Хейро»

Изготовление макетов жилищ и образцы предметов посуды (кузовки для сбора ягод, сосуды с низкими стенками, табакерки, корневатики и плетеные короба, ложки, черпаки)

Экскурсия  в этнографический  музей города

Подбор литературы для детей и родителей по ознакомлению с народным фольклором и историей традиций и быта

Октябрь

Изготовление альбома «Национальная одежда народов ханты и манси»

Просмотр мультимедийной презентации «Хантыйский орнамент: её символика»

Народные игры  «Оленьи упряжки»

Творческая мастерская  «Украсим одежду» (рукавички, кисы, нырики)

Рисование «Орнамент ханты и манси»

Отгадывание загадок о животном и растительном мире родного края

Оформление мини-музея в группе «Мой родной край»

НОД «В гости к хантам»

Изготовление экспонатов из жизни и быта народов – Югры (игрушки детей, миниатюры лодок (обласов), украшений …)

Проведение экскурсии для   родителей и детей в мини-музей «Мой родной край»

Д/и «Собери Ханта на охоту»

Разучивание стихотворения  

 «Хантыйские узоры»  

Чтение сказки «Гордый олень»

Иллюстрирование сказок

Изготовление кукол Акань

Ноябрь

Аппликация «Украсим малицу»

С/р игра «В гости к Хантам»

Досуг «В гостях у хозяйки тайги»

П/игра «Болотная женщина»- продолжать знакомить детей с традиционными играми народов ханты и манси.

Дидактические игры «Угадай узор» «Одень куклу».

Чтение хантыйской сказки «В доме у бурундука»

Чтение народной сказки «Почему совы на мышей охотятся»

Творческая мастерская «Украсим платок для куклы»

Конкурс по изготовлению панно «Мой край - Югра»

Декабрь

Проведение презентация проекта в форме КВН

Приложение 3

Конспекты  мероприятий с детьми

Беседа: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Программное содержание:  Познакомить детей с бытовым укладом народов  ханты и манси: жилище, одежда, труд. Развивать любознательность и интерес  к истории родного края. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Словарная работа:  ханты, манси, оленеводство, стойбище.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

«Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

- Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки. Сейчас начнем работать.

Воспитатель:

 - Ребята, я получила сегодня приглашение от моего знакомого. Он хочет чтобы мы приехали к нему в гости- в хантыйское стойбище. Хотите побывать на стойбище?

Ответы детей.

Воспитатель:

-  Кто знает, как называется наш окру?  (ответы детей)

- А  какие народы живут у нас в Югре? (ответы детей)

Если дети не отвечают, то педагог им помогает вспомнить. А называется наш округ так, потому что это родина коренных народов -  ханты и манси. Поселение ханты называется – Стойбище.  

- Мы сейчас с вами туда попадем с помощью волшебства.

Воспитатель произносит волшебные слова. На мультимедийном экране появляется картинка с изображением хантыйского  поселения. На фоне изображения появляется фигурка ханта Ильи, который приветствует детей и просит пройти к нему в жилище. Дети проходят в импровизированное жилище и садятся на коврики.  

Перед детьми ставится макет стойбища. Педагог показывает постройки, рассказывает, как они называются и для чего служат.

Далее проводится физминутка.

Дети возвращаются на свои места, и с экрана Илья знакомит их с загоном для оленей и рассказывает, что это животное кормит и одевает коренные народы Югры.

Далее появляются картинки с изображением тайги, где женщины собирают ягоды, грибы, травы.  Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

Илья рассказывает, что дети помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. На экране появляются картинки с занятиями мальчиков и девочек.

С юных лет родители обучают  своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

        Илья  спрашивает детей,  понравилось ли им путешествие. Дарит ребятам игру «Угадай, что лишнее».

На экране появляются картинки с жилищами, дети должны определить какое строение здесь лишнее и объяснить почему.

Далее появляются картинки с животными домашними, которые живут с коренным народом и другие. Задание тоже.

Воспитатель от имени детей благодарит Илью и прощаются с ним. Произносит волшебные слова и дети «оказываются» в детском саду. Воспитатель подводит итог.

КОНСПЕКТ НОД «В гости к Хантам».

Программное содержание: Продолжать расширять и уточнять знания детей о жизни и быте народов ханты и манси. Дать понятия об основных видах промысла коренных народов Югры: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов. Воспитывать интерес к жизни и обычаям других народов.

Занятие проводится в мини-музее детского сада.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей совершить экскурсию в мини-музей детского сада «Югорка».

Ребята подходят к карте ХМАО – Югра.

Воспитатель:

- Посмотрите на эту карту. Скажите,  на что, похож на карте наш округ.

Ответы детей.

- Кто помнит, как называют  коренной  народ, который проживает на этом территории?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Это очень смелые и сильные люди. Образ жизни хантов их основные занятия сложились в древности и почти в неизменном виде дошли до наших дней.

Воспитатель подводит детей к экспонату «чум». Просит ребят вспомнить и назвать его. Из ханты его строят?

Воспитатель:

- Ребята вы знаете, что Ханты очень ценят северного оленя. Расскажите, для чего разводят ханты оленей?

Примерные ответы детей: Олень - для Хантов это транспортное средство, так же он является источником пищи.  Ханты используют оленье мясо для приготовления своих блюд, от оленя получают еще один продукт - молоко. В жаркое время молоко быстро створаживается и густеет. В таком виде его едят с хлебом или ягодой. Свежее добавляют в чай и замешивают на нем тесто для лепешек. Олень не только кормит людей, но и одевает их.

Воспитатель  подводит детей к образцам одежды  просит их назвать.

Если дети не называют, то педагог делает это сам: малица, сах, кисы.

Воспитатель подводит детей к экспонатам «ловушки для зверей»

Далее рассказывает ребятам о охотнической деятельности мужчин хантов.

Рассказ воспитателя: Охотятся в основном ханты на пушного зверя, чтобы их ценные шкурки обменять на продукты, и приготовить еду для семьи. Охотятся на белку - ценят ханты её мех, а также, лакомством считают беличьи желудки, так как белка ест много орехов и желудок получается жирным и сытным. Охотятся на лису- это важный промысловый зверь и весьма заманчивый трофей любого охотника, её мех используют для изготовления одежды, а мясо в пищу. Так же охотились и на зайца - на головы и мясо пойманного зайца приглашали уважаемых в деревне дедов и бабушек. В благодарность за угощенье они должны были рассказать 40 сказок, которые собравшиеся слушают целый вечер. Слушают и стараются запомнить - если самому достанется заячья голова - без сказок ее есть нельзя. Старики смеялись: "Кто сказки не знает, тот пусть не ест". Охотясь на лося - Ханты получали прочную замшу для изготовления упряжи. Из камусов выкраивали непромокаемую обувь, которую можно было носить лет 20. Осенние лосиные шкуры служат постелями в лесных избушках. На медведя – Ханты очень редко охотятся, так как для Хантов - это не просто пища, а особое ритуальное блюдо. Во время медвежьего праздника мясо варили большими кусками в двух отдельных котлах: в одном - левая половина туши медведя, для мальчиков и мужчин, в другом - правая, для девочек и женщин. Отварную медвежатину отделяли от костей, разделывая на мелкие кусочки, чтобы сразу можно было взять в рот, Эти кусочки подавали и ели палочками, так как медвежатину нельзя брать руками, Недопустимо откусывать медвежье мясо или подрезать его при еде ножом. Жевать его надо было с закрытым ртом так, чтобы ни крошки не упало на пол. После того, как проглотили кусочек, пальцы и рот вытирали опаленной стружкой. По окончании праздника медвежьи кости бережно собирали в берестяные сосуды или в ящики и уносили в лес и вешали на деревья или специальные столбы. Голову медведя кладут на шкуру и ставят на самое почётное место.  Ханты охотятся и на птиц, которыми богат Югорский  край: глухарь, утка. Каждый  охотник знал, сколько у него на угодьях глухариных гнезд. Порой для еды собирали глухариные яйца. Яйца отваривали или пекли в горячей золе. Весной с нетерпением ждали Ханты прилета гусей, уток. Добытых летом уток сохраняли впрок в ямах, вырытых в мерзлоте. Любят охотиться и на рябчиков, тетерева, Белую куропатку и других птиц.

Воспитатель приглашает детей рассмотреть ловушку для рыб - сеть, удочку, ловушку. Показывает, как ими пользоваться. Представить себе стол Хантов без рыбы также немыслимо, как русский стол без хлеба и каши. Сырая или мороженная, отварная или зажаренная - это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона народа Ханты, не зря их именовали «рыбоядцами».

Воспитатель: У Хантов  есть пословица о щуке: У щуки и мертвой зубы живые. Так же существует поверье - орнамент - "челюсть щуки" часто украшает шубы-сахи  хантыйских женщин, щучья челюсть и зубы считаются сильным талисманом, оберегом, например, мужчины брали такие талисманы с собой на промысел.  Ханты очень любят щуку, поэтому очень много сочиняю про неё пословиц, загадок и сказок.

Воспитатель: А чтобы будущие рыбаки - ханты были ловкими да сильными, детей с детства приучали к труду, к играм, развивающим сноровку.

Затем воспитатель интересуется у детей о проведенной экскурсии  и приглашает их поиграть в хантыйскую игру: «Борьба на палке»

Чертится линия. Играющие по двое садятся лицом друг к другу, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Кто перетянет победитель. Такие игры тренировали руки, можно была управляться с вёслами, сетями.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие к по музею?

Ответы детей.

Аппликация Тема: «Украсим малицу»

Программное содержание:  Закрепить умения детей располагать  элементы узоров на силуэте, работать с клеем. Учить ритмично располагать элементы узора на плоскости.  Уточнять представления детей об особенностях хантыйского узора. Воспитывать усидчивость, вызвать эмоциональный отклик на готовую работу.

Материал к занятию:  Изделия из различного материала, украшенные орнаментом, бархатная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, простые карандаши, лекало малицы.

Ход занятия

Организационный  момент.

Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в гостях у коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси. Давайте рассмотрим с вами  предметы народного быта ханты.

Воспитатель: – Ребята, нам пришло письмо от мальчика Кисаки. Вот, что он пишет: «Здравствуйте, ребята! У нас в Африке очень жарко. Вот как мы здесь одеваемся (показывается рисунок). Я слышал у вас в России зима холодная. Интересно как вы там на севере живете. А еще нам ребятам интересно, как одеваются жители Югры».

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы Кисаки узнал много интересного о нашем родном крае?

Ответы детей.

Воспитатель: тогда давайте вспомним, какие национальности народов Югры вы знаете?

Дети: Ханты, ненцы, манси.

Воспитатель: Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт.

Воспитатель: У нас на севере в Югорском крае постоянно дует ветер, стоят сильные морозы. И чтобы не замёрзнуть, коренные жители шьют себе специальную одежду. Как она называется?

Дети: Малица.

Воспитатель: Правильно. Малица – сплошная шуба из оленьего меха с капюшоном. По крою напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, имеет пришитый капюшон, к рукавам наглухо пришивают рукавицы мехом наружу. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор ненцы носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Мастерицы украшают ее неповторимым орнаментом из разного меха, цветного сукна, бисера.

Физкультминутка.

Воспитатель: И вот сегодня мы с вами будем выполнять из бархатной бумаги малицу. И в конце занятия мы сфотографируем наши работы и отправим в Африку, пусть ребята увидят, как одеваются жители тундры. Рассмотрим образцы нашей работы (обговариваются способы вырезания узоров).

А теперь мы с вами сделаем малицу. Выберите себе лист бумаги (зеленый, синий). Ребята, возьмите девочки зеленый цвет бумаги, а мальчики синий. Сложите бумагу вдвое возьмите шаблон малицы, обведите простым карандашом и вырежете ножницами. Рисунок пройдет на подоле малицы, рукавах, капюшоне.

Обговаривается техника работы с клеем, кистью, ножницами.

Воспитатель: Вот мы и сделали малицы. Сможет Кисаки по нашим работам понять и узнать, в какой одежде ходят коренные национальности Севера?

Конспект спортивного досуга

«ХАНТЫЙСКИЕ ИГРИЩА»

Цель: знакомство с играми народов ханты и манси.

Задачи:

• Оздоровительные: удовлетворить важнейшие жизненные потребности ребенка в движении; оптимизировать двигательную активность

• Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями климата Северного края, расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охотоводство через игры народов Югры.

• Развивающие: развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, чувство ритма, закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель

• Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к народам Севера, их традициям и обычаям, чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма.

Инструктор: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он –

Дети: город Мегион, Ханты-Мансийский Автономный Округ.

Инструктор: А старинное название нашего округа – Югра. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам. Каким?

Дети: Ханты и Манси.

Инструктор: Как называется жилище коренных жителей Севера(чум). Правильно, а вы знаете, какими традиционными промыслами занимаются северные народы(оленеводство, рыболовство, охота).

Дети коренных народов Севера в своих играх подражают взрослым, желая быстрее подрасти и стать ловкими и смелыми охотниками. Сегодня мы отправимся путешествовать по играм народов севера.

А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу.

(Дети под хантыйскую музыку отправляются в путь)- с преодолением препятствий

Ходьба по буму( приставным шагом)

Проползти по скамье (сквозь ущелье)

Пройти по льдинам(балансиры)

Пролезь под дерево (дуга)

Пройти снежный туннель

Выполнив все задания, дети становятся врассыпную в зоне «стойбища» и выполняют ОРУ под музыку.

Инструктор: Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. И в подвижных играх они подражают животным.

1. Игра «Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль одной из сторон зала по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия; объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища, каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Инструктор: Сейчас мы с вами поиграем в ловких охотников.

2. Игра «Охотники и куропатки»

Дети делятся на две команды. На одной половине зала – «охотники» - мальчики, на другой – «куропатки» - девочки. Под музыку девочки начинают передвигаться, имитируя куропаток, на своей половине зала. При смене музыки мальчики «охотники»– начинают ловить «куропаток». Затем подсчитываются пойманные «куропатки».

3. «Попади в волка»

Играющих делятся на две команды. На противоположном конце площадки стоит макет волка. Игроки добегают до обруча встают  в него, берут снежок и бросают в волка. Выигрывает самая меткая команда.

Инструктор: Мы же ребята не будем лениться

Попробуем у ханты сейчас поучиться!

Рыбалка – прекрасно! Живо вставай!

В проруби рыбу ловить начинай!

Но до реки путь не близкий. Так как на Севере глубокие снега, то пройти по нему нам помогут снегоступы.

4. «Бег в снегоступах»

Дети надевают на ноги модели снегоступов и идут между сугробами до Чума и так возвращаются обратно.

Вот мы и дошли до реки.

5. Игра «Рыбак и рыбки»

Очень ловкий я рыбак, на крючке висит червяк,

Без улова мне никак, буду я ловить вот так!

Дети-"рыбки" разбегаются, рыбак ловит. Отмечаются ловкие рыбки.

Инструктор: Молодцы, ребята хорошо поиграли, а теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.

Дыхательная гимнастика «Вьюга».

Дети свободно садятся вокруг чума. Дети выполняют свободный вдох, на выдохе произносят звук «у-у-у».

Инструктор: Чтобы оленя поймать за рога

Ханту сноровка и удаль нужна.

Будем аркан здесь мы ловко метать?

Оленя - красавца будем седлать?

6. «Ловкий оленевод»

В стороне зала ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет лей). Оленеводы стараются накинуть им на рога маут.

7.  «Охотники и утки»

Все игроки – утки.  Двое ведущих – охотники – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мяч). Игроки-утки бегают в кругу гурьбой, а охотники стараются попасть в них мячом.

Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами поиграли в подвижные игры народов Севера. На этом наше путешествие заканчивается.

Дети строятся в колонну по одному первый ребенок «олень» в упряжке и выбегают из зала.

Приложение 4

Конспекты мероприятий с родителями

Развлечение

«В гостях у Хозяйки тайги»

  Цель: Закреплять и расширить знания детей и родителей  о родном крае,  о культуре и быте народов ханты и манси. Воспитывать любовь к родному краю. Создать единую образовательную среду и вызвать эмоциональный отклик в процессе мероприятия.

   Играет национальная хантыйская музыка. Гости (родители воспитанников) располагаются во втором ряду  за стульями для детей.

  Под музыку дети проходят в зал и садятся на стулья.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие дети, здравствуйте, уважаемые взрослые!   Сегодня мы с вами отправимся в гости к Хозяйке наших лесов – тайги. Кто скажет, как называется  край, в котором мы  живем?

- Чем богат наш край? /Нефтью и газом богат наш округ/. 

- Большая часть территории нашего края покрыта лесами, в которых растут в основном хвойные деревья.  Какие это деревья? /кедр, лиственница, ель, сосна, пихта/.

- В таежных лесах нашего края обитает  пушной зверь и лесная птица, а в реках и озерах плавает много ценной рыбы.

 Ну что ж, пора  отправляться в гости!  

Играет национальная музыка,  входят Хозяйка тайги и Еремей в национальных костюмах.

Хозяйка тайги:  Здравствуйте, дорогие дети, здравствуйте уважаемые взрослые! Я – хозяйка тайги, а это – Еремей, хозяин тайги.  

Кто не бывал в тайге Югры,

Мы приглашаем вас сюда.

Сейчас она не снежная пустыня –

Полюбите наш край наверняка.

Мы ждем, друзья!

И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга.

В любой зайдете чум - вас ждут всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд:

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

    Наш народ очень любит свой край и бережно относится к природе. А вы не обижаете природу?

Ведущая: Уважаемая Хозяйка тайги! Наши ребята очень бережно относятся к природе и знают красивую песню о родном крае.

Песня «Моя Югра» с просмотром слайдов

Хозяйка тайги:  Спасибо, ребята, нам очень понравилась песня. А теперь мы хотим узнать, хорошо ли вы знаете наш край.  А если вам будет трудно ответить просим помощи у наших пап и мам.

Хозяйка тайги загадывает загадки.

-Ребята, в наших лесах обитает очень много зверей. Отгадав загадки, вы вспомните, кто они.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в жизни этот зверь. (Рысь.)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Над шапками кустарника дерево плывёт.

На чьей же голове оно уютно так растет?

Откроет нам поляна лесного великана. (Лось.)

Что за зверь зимой холодной

Ходит в чаще злой, голодный? (Волк.)

Чуток, строен и высок, гордо голову несет.

От рогов густая тень. Вот красивый зверь... (олень).

Юркий маленький зверек

С ветки прыг, на ветку скок. (Белка.)

Есть в реке работники - не столяры, не плотники,

А выстроят плотину - хоть пиши картину. (Бобры.)

Трусоват лесной красавец.

Догадались? Это... (заяц).

Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса.)

Словно елка, весь в иголках. (Еж.)

Еремей: Наш  народ  очень  сильный  и смелый, любит  устраивать  разные игрища, на которых состязаются  в  силе, ловкости  и  сообразительности. Ребята, а вы любите играть? Тогда предлагаю поучаствовать в хантыйских игрищах.

   

Игра 1.Игра «Найди свой чум». Ребята, а вы знаете, как называется жилище хантов? Правильно. Я знаю одну интересную игру, которая называется «Чум».

В игре участвуют 3 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен нац.платок. взявшись за руки, дети идут вокруг стула и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под национальную мелодию дети бегают врассыпную по залу, по окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде шатра над головой - получается «чум». Выигрывает группа, первая построившая чум.

Хозяйка тайги:  А знаете ли вы, как называется солнце на хантыйском языке? Ханты его называют ласково «Хейро». И у них есть интересная  игра, которая так и называется «Солнце Хэйро». Еремей будет солнцем Хейро.

Детей и родителей приглашают на игру. Все  встают, берутся за руки, идут и произносят слово «Хейро, хейро». Водящий сидит в кругу и потихоньку поднимается, как только он встал и крикнул «Хейро!», дети разбегаются, а Солнце Хейро их ловит. Кого засалит, тот выходит из игры.

Еремей. - Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что ханты – отменные охотники. Они охотятся на таежных зверей. А я знаю одну интересную игру «Охота на волка». Поиграем? Отправимся на охоту!

                                                           Игра «Охота на волка». 2 команды

«Охотники» с расстояния 4 - 5 м бросают мячом в картонную фигуру движущегося волка. Команды по очереди становятся «охотниками». Выигрывает та команда, которая больше попала в «волка».

Хозяйка тайги. Скажите, ребята, кто из животных для хантов самый близкий друг человека? (олень) - Правильно! - Для чего ханты разводят оленей? (Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда) Мой народ уважает и любит оленей, заботятся о них. Кочуют вместе с ними. Отыскивают лучшие ягельные пастбища, спасают от злейшего врага – овода и охраняют от хищника – волка.

Игра «Оленьи упряжки» 2 команды

      или

Ханты – они оленеводы, пастухи. Олени разбегутся по тундре, не просто их поймать. Для этого надо быть  ловким. Будем ноги тренировать!

Игра «Прыжки через «нарты»  

Еремей. После удачной охоты наш народ устраивает праздник, на котором, как и другие народы,  веселятся песнями и танцами. Давайте мы тоже потанцуем и повеселимся.

Танец «Увезу тебя я в тундру».

          Ведущий. Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Вам понравилось в гостях у Хозяйки тайги?

 Хозяйка тайги и Еремей. - А мы приготовили для вас полезный напиток из  таежных ягод

Угощение клюквенным или брусничным морсом.

КВН «Традиции и быт народов Севера»

Цель: Систематизация знаний об истории родного края, о жизни народов ханты и манси, их традициях и быте, закрепить полученные знания в игровой форме. Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Материал: литература, иллюстрации, картинки (пазлы) наглядность. эмблемы.

Ход мероприятия:

Воспитатель. Мы очень большую проделали совместную работу по ознакомлению с родным краем. Посмотрите,  какой у нас замечательный получился мини-музей. Сколько много мы узнали о своем крае,  и о жизни коренных жителей Югорского края.

Сегодня у нас необычная встреча. Мы проведем КВН. А что такое КВН? Клуб веселых и находчивых.

Есть веселая игра, называется она КВН

Шутки, смех, вопрос, ответ

Знает ту игру весь свет.

Что ж пора нам начинать,

Я хочу вам пожелать

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вы отвечали,

Чтоб жюри довольно было в КВН.

Воспитатель: У нас есть 2 команды детей и родителей, нужно придумать названия командам и выбрать капитана команды. Команды готовы, чего же еще нам не хватает? Конечно же, жюри! Попросим наших гостей побыть членами жюри. Каждый конкурс оценивается в 1балл. Приступаем.

Уважаемые родители, если не могут ребята ответить на вопрос, то вы должны им помочь.

1задание:

Каждая команда должна ответить на мои вопросы, отвечать будем по очереди.

1команда.

1. Как называются коренные народы - Югры

2команда

2. Как называются жилища коренных народов - Югры

1команда.

3. Что называют «зеленым золотом нашего округа»

2команда.

4. Что называют «черным золотом Югры»

1команда.

7. Как называется безликая кукла?

2команда.

8. Почему не изображали глаз, рта и ушей?

1команда.

9. Как называется сказка, где мама превращается в птицу и улетает? Почему мама улетела.

2команда.

10. Почему у бурундука 5полосок на спине? Как называется сказка?

1команда.

11. Каким промыслом занимались народы Севера?

2команда.

12. Без кого не пойдет охотник на промысел?

Воспитатель: А сейчас конкурс капитанов

Собрать картинку (пазл) и объяснить, для чего это предназначено?

А сейчас капитаны команд проводят  физминутку

Командир 1 команды

По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зелёный луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (Взмахи руками.)

Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы.)

Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны.)

Командир 2  команды.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно,

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучит

Тук, тук дверь открой

Там в лесу охотник злой

Заяц, заяц забегай

Лапу мне давай!

1 команда.

Воспитатель: - Слушайте дальше. Сейчас я вам расскажу кратко легенду. Вы ее дослушайте, а потом ответите на вопрос.

Бог Торум первых из речных хищников создал ее, она была огромных размеров и поедала все живое. Однажды на обласке плыл охотник с хорошей добычей. В этот день он добыл лося и много дичи. А она поднялась из реки и напала на обласок и съела все, что было на обласке. Что это за речной хищник?

2 команда.

Воспитатель:

А вы слушайте следующий легенду. Давным -  давно, когда не было земли, жили муж и жена на маленьком клочке земли. Прилетела птица нырнула под воду и достала из под воды немного земли и земля стала разрастаться. Как называется эта птица?

Воспитатель: Блиц -опрос

1команда

 Как называется жилище кочевых народов Севера. Чем покрывали жилище летом, чем зимой?

2команда.

Какая ягода меняет цвет за свою короткую жизнь?

1команда.

 Какую болотную ягоду можно собирать и осенью, и зимой.

2команда.

Воспитатель: Назовите приметы и запреты народов ханты и манси.

1команда.

1. Нельзя огонь из одного чума в другой переносить. Почему? (Дети будут болеть. Удачи в промысле не будет)

2команда

2. Нельзя бросать плохой мусор в огонь. Почему? (Потому что у народа манси огонь живой и он может навредить человеку)

1команда.

1. Сейчас я покажу орнамент, а вы скажете, как он называется?

2команда.

2. Как называется этот орнамент?

На этом наша игра подошла к концу. Уважаемые игроки, вы сегодня, были молодцы порадовали, меня и наших гостей своими знаниями о нашем крае, о традициях и быте народов Югры. Сейчас предоставляется слово жюри.


         

Приложение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество.

                 В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлен...

Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Картотека народных игр ханты и манси

Цель: знакомить детей с играми народов Севера. Задачи:1. Закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель.2. Развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, координацию движений, умени...

Картотека народных игр ханты и манси.

Игра – любимое занятие и детей и взрослых. В играх отображается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве....

Картотека народных игр ханты и манси

Игра – любимое занятие и детей и взрослых. В играх отображается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве....