Конспект занятия по формированию целостной картины мира: «Природа России» .
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Перова Ирина Викторовна

Конспект занятия по ФЦКМ  " Природа России."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Природа России» .

Цель. Закрепить знание детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Наглядный материал. Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России.

Ход занятия.

Воспитатель вывешивает на доску физическую карту России.

 -  Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Предположение детей). Это карта. У нас в группе висит   карта Белгородской области. А сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия)  Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах.

    На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Предложение детей.) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница.  Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям.) Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России. (Обводит границы Польши,  Румынии, Чехословакии и др.)

-Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта?

- Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предложение детей.) Это города. Посмотрите, сколько много городов в России. Назовите, какие вы знаете, города, и мы  попробуем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте.) Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких городов. (Предлагает тем, кто умеет читать, выйти и прочитать названия городов или сам показывает и читает названия разных городов России. Затем выставляет на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов.) Карта нам рассказала, что в России очень много городов.

- Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это синие волнистые линии, которых очень много? (Предложение детей.) Это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (Оскол, Москва река, Волга и др.) Название рек тоже написаны на карте. (Читает название самых известных рек и показывает на карте, проводя указкой от истока до устья реки, - Волга, Лена, Енисей и др. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек.)

- А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря) Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей и предлагает им показать моря и вместе с ними читает названия морей. Обращает внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря.)

 - Посмотрите, какого цвета на карте очень много? (Зеленого.) А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей.) Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса.) В России самый огромный лес на земле – тайга. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

 - А что дают леса? (Ответы детей.) Лес – это дерево, из которого делают огромное  количество разных предметов; бумагу,  на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Помните, мы с вами говорили,  что хлеб -         богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками. А лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относится очень бережно.

 - Еще, какой цвет вы видите на карте? (Коричневый) А что он обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь  из  детей показать горы и читает названия – Уральские горы, Кавказские горы и др.) А что дают горы? (Предложение детей.) В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. А что такое полезные ископаемые? (Предложения детей.) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которые составляют богатство страны.

 - И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет.  Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи.)

 - Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали? (Ответы детей)

 - Воспитатель, показывая на иллюстрации, выставленные на стенде по ходу занятия, подводит итог.

 - Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная – много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много разных полезных ископаемых.

 - Писатель С. Баруздин написал книгу, которая называется «Страна, где мы живем». Я вам сейчас прочитаю одну главу из этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с писателем Баруздиным летал на самолете над Россией. Они пролетали над Сибирью и Дальним Востоком. Это вот здесь. (Показывает на карте Сибирь и Дальний Восток.) Глава называется:

САМАЯ БОЛЬШАЯ, САМАЯ БОГАТАЯ

 - Сибирь и  Дальний Восток – самая большая, самая богатая у нас в стране земля, больше всей Америки, - объяснял я.

  Много  часов мы летели над Сибирью и Дальним Востоком. И такое видели, что Дима только успевал задавать вопросы:

 - А это какая река?

   Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролетели: и Обь, и Иртыш,  и Ангару, и Енисей, и Лену.

… Много городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Много старых, а много и новых: Братск, Ангарск, Амур, Солнечный, Мирный, Находка. В глухой тайге растут все новые и новые города и заводы.

… На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.

   На озере Байкал, которое не меньше моря,  люди ловят чудесную рыбу – омуля, а на бескрайних землях Сибири комбайны убирают богатый урожай.

   На севере Сибири добывают алмазы, а смелые охотники чукчи охотятся на моржей.

Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране – России. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше, еще богаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Познание: формирование целостной картины мира

Конспект непосредственной образовательной деятельности по  формированию целостной картины мира...

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект занятия НОД (формирование целостной картины мира) "В мире растений"

Закладывать основы гуманистического отношения к природе...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Охранять природу - значит охранять Родину» Подготовительная к школе группа

Конспект занятияпо формированию целостной картины мира «Охранять природу - значит охранять Родину»Подготовительная к школе группа...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира "Мы живем в России"

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию целостной картины мира) для детей подготовительной к школе группы...