Конспект занятия НОД (формирование целостной картины мира) "В мире растений"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Закладывать основы гуманистического отношения к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_rasteniy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе по теме
"В мире растений»
Цель. Закладывать основы гуманистического отношения к природе
Задачи:
- учить устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды и степени удовлетворения потребностей.
- развивать умение рассказывать по схемам-моделям.
- воспитывать любознательность, внимание, логическое мышление.
- Продолжать формировать позитивное отношение к природе
.
Демонстрационный материал:
- солнце,
- цветы,
- листики (зеленые, желтые),
- яблоко,
- пчела,
- дерево.
Предшествующая работа.
- Чтение рассказа К.Ушинского “История одной яблоньки”.
- Наблюдение на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций по теме.
- Работа по схемам-моделям.
- Дидактические игры “Когда это бывает?; “Правила друзей леса”.
- Настольная игра “Наш сад”.
- Рассматривание репродукций картин известных художников.
- И.И. Левитан. “Золотая осень”, “Яблоневый сад”, И. Шишкин “Зима”.
Ход занятия
Ведущий. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы пойдем в большой сад, где растет много разных растений. С одним из них мы познакомимся и узнаем, как его называют. Чтобы лучше узнать это дерево, мы должны побывать около него зимой, весной, летом и осенью.
Отгадайте, в какое время года мы начнем знакомиться с нашим деревом:
Вот поднялся ветерок,
Набежали тучи.
И пошел, пошел снежок
Мелкий да колючий.
Посыпал он как крупой
Все дорожки наши.
Только из такой крупы
Не наваришь каши.
Правильно, с нашим деревом мы начнем знакомиться зимой. Когда надеваем зимнюю одежду, шапки, шубы, варежки и валенки и идем в сад на лыжах.
Мы на лыжах в сад идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вот мы и в саду.
Посмотрите на эту модель, на дерево и расскажите все, что знаете о зиме. (На улице холодно, идет снег, деревья стоят голые, на их веточках нет ни одного листика).
А где же зимой находится солнышко?
Дети. Оно находится низко.
Воспитатель. Прикрепим солнышко чуть выше верхушки дерева.
Какое красивое дерево стоит в нашем саду! Давайте рассмотрим его веточку. Посмотрите, да к ней прилепились какие-то продолговатые шарики. Отгадайте загадку.
Это домики для листьев
Открываются весной,
И из каждого выходит
К нам листочек молодой.
Вы догадались, что это за продолговатые шарики? (Почки.)
Кто из вас понял, что такое почка?
Дети. Это – туго свернутые маленькие листочки.
Воспитатель. А кто догадается, почему они сверху покрыты плотными коричневыми чешуйками?
Дети. Чешуйки защищают нежные листики от дождя, снега и холода.
Воспитатель. Сейчас, я покажу вам модели, а вы попробуйте определить, к какому времени года они относятся (солнце ярко греет, капают сосульки, появляется зеленая травка, раскрывается почка, на деревьях появляются листочки).
Воспитатель. Пока мы с вами беседовали, солнышко высоко поднялось над верхушкой нашего дерева. Под нашим деревом появилась зеленая травка. А что же появилось из почки? (Маленькие зелененькие листочки.) Приложите листики к почкам.
Ребята, а как вы думаете, растения какую любят почву?
Дети. Мягкую, влажную, рыхлую.
Воспитатель. Мы сейчас с ребятами лейки и грабли возьмем земельку под нашим деревом взрыхлим и польем.
За мной, за мной ребята,
Вот вам лейки и лопата.
В сад пойдем,
Землю черную взрыхлим.
Мы вскопаем землю.
В руки лейки мы возьмем,
Наше дерево польем.
Будет дерево цвести
Радовать нас новым урожаем.
Воспитатель. Вот мы с вами землю взрыхлили, полили наше дерево и на нем появились красивые цветочки. Возьмите и приложите их рядом с листиками на веточки дерева.
Психологическая разгрузка.
Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этих чудесных цветов. Мы любим эту чудесную яблоньку. Спасибо тебе природа за создание этих красот! Вот мы и отдохнули.
Но в саду не только растут деревья, но и обитают представители животного мира. Догадайтесь, кто это?(Насекомое.)
Воспитатель. (Рядом с деревом появляется пчела.)
Вы посмотрите!
Прилетела пчелка,
Села на цветок…
Немного посидела
И на другой перелетела.
У пчелы полно хлопот,
Добывать ей надо мед.
Она по цветкам летает,
Вашему дереву помогает.
Кто расскажет, как пчела помогает дереву?
Дети. В цветках кроме сладкого меда находится нежная пыльца, которую пчела переносит от цветка к цветку. Происходит чудо, на деревьях и кустарниках появляются ягоды и фрукты.
Воспитатель.
Солнце будет греть.
Дождик поливать,
Фрукты да ягоды
Будут созревать.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, на веточках нашего дерева творятся чудеса. Исчезли цветы, и на их месте появились маленькие зелененькие шарики, которые быстро начали расти и превратились…
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Вы догадались, что это?
Воспитатель (показывает детям яблоко). Правильно, это яблоко. Уберите цветы с дерева и наложите на их место яблоки. Ребята, вы узнали, как называется это дерево? (Яблоня.)
А теперь передавайте это яблоко друг другу и скажите, какое оно (круглое, румяное, красивое, сладкое, вкусное, сочное, аппетитное).
Воспитатель. Какая польза человеку от яблок, которые растут на яблоне?
Дети: Яблоки очень вкусные и полезные, из них делают повидло, мармелад, сок, пюре, пекут пироги, в них много витаминов.
Воспитатель. Как много яблок выросло на нашей Яблоньке! Веточки ее от тяжести к земле клонятся. Пошли наши дети помогать Яблоньке, осторожно, не ломая веток, освободили ее от яблочек. Вдруг они заметили, что зеленые листики стали желтыми. Посмотрели они на Солнышко, а оно вниз опустилось, у самой верхушки Яблони находятся. (Дети убирают зеленые листья и яблоки и прикладывают на их место желтые.) Налетели ветры буйные, сорвали они желтые листья, и осталась наша Яблонька голая. И вдруг:
С нахмуренной тучи
Снежинка слетела.
Зимою их много
Летают, кружатся,
На лес, на дорогу,
На поле ложатся.
А та покружилась
У яблоньки и под елкой
В саду до тепла
Задремала надолго.
Ребята, а как вы думаете, почему растения не растут и не цветут зимой?
Дети. Зимой холодно, мало света, почва замерзла, нет влаги.
Воспитатель. Так может, они погибли?
Дети. Нет, они засыпают и спят до самой весны. Когда мало света, листья желтеют, а когда становится холодно – листья опадают.
Воспитатель. А сейчас я хочу вам предложить решить задачу. А что будет, если кто-нибудь оборвет все почки с дерева: (не будет зеленых листочков, не расцветут цветочки, погибнет пчела, не вырастут яблоки, исчезнут семена, не вырастет новая яблонька).
Так давайте, ребята, будем бережно относиться ко всем деревьям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Познание: формирование целостной картины мира
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира...
конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"
Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...
Конспект занятия «Познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. На тему: Знакомство с предметами домашнего обихода. Рассматривание обуви. Игра – занятие «Научу обуваться и братца»
Детский сад № 2573 Конспект занятия «Познание». Формирование целостной картины мира, расширен...
Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»
Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира во II младшей группе "Уход за комнатными растениями".
Комнатные растения в детском саду — это не только предмет интерьера, но и средство очищения воздуха, средство знакомства и общения малышей с природой....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир лекарственных растений Чувашии»
Программные задачи:— познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями Чувашии;— развивать любознательность;— развивать ценностное отношение к природе родного края;&mdash...
конспект занятия по формированию целостной картины мира "В мире игрушек"
Расширять знания детей по теме «Игрушки»;Развивать речевой слух, формировать развитие элементарных математических представлений....