Проект "Голубые глаза России. Озеро Байкал"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Писарева Ольга Иннокентьевна

Познавательно-исследовательский проект "Голубые глаза России. Озеро Байкал"

Девиз проекта:

За лес, за воду, за нашу природу.

Познай, полюби, Байкал сохрани!

Актуальность:

5 января 2016 года подписан Указ о проведении в Российской Федерации в 2017 году Года экологии.

Экологические  проблемы  – это огромная проблема современного общества. Она настолько остро стоит в последнее время, что нет ни одной сферы нашей жизни, которой не коснулась бы эта проблема. И поэтому большое значение приобретает непрерывное экологическое образование и воспитание молодёжи, начиная с дошкольного возраста. Ведь именно им принадлежит будущее и судьба нашей хрупкой планеты.

Дошкольный возраст является первой ступенью в непрерывном экологическом образовании. Перед педагогами ДОУ ставятся определённые задачи: формирование экологической культуры, правильное отношение к природе, отношение к себе как части природы.

Любой регион, любая местность  неповторимы  по своей природе. Таким уникальным местом является озеро Байкал. Где ещё можно увидеть такое великолепие природы, такое разнообразие флоры и фауны Байкал -  это  сокровище России, одно из древнейших озер  мира,  это уникальное явление на нашей планете. К сожалению,  экологические проблемы на Байкальской природной территории усложняются, происходят  случаи аварийных разливов нефти, утечки загрязняющих веществ с промышленных предприятий, браконьерство, увеличение туристической нагрузки которые  отрицательно влияют на уникальную природу Байкала. Байкал, включенный в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, требует особо бережного отношения.

 Нами был разработан и реализован  проект  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Озеро Байкал - голубые глаза России»

 

Описание проекта

Обоснование  выбора проекта :  Беседуя с детьми, я пришла к выводу, что дети  не владеют знаниями  о Байкале, о его уникальности и природных особенностях. Представления детей о подводных обитателях  озера Байкал поверхностны, часто ошибочны. Дошкольники плохо владеют информацией об экологических проблемах  Байкала, не сформированы представления  о  редких  и исчезающих видах флоры и фауны, занесенных в Красную книгу. 

Дети не проявляют интерес к познавательно-исследовательской и творческой деятельности.

Инновационная идея проекта :  Создание мини - музея « Озеро Байкал - символ России»

Вид проекта: познавательный, творческий  исследовательский

Тип проекта: среднесрочный

Участники проекта:   дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Разработчик проекта: Писарева О.И

Цель: познакомить детей с озером Байкал по средствам проектной деятельности, приобщать дошкольников к экологической культуре, способствовать проявлению у детей  гуманно-ценностного отношения к природе .

Задачи проекта:

-  Расширить представление детей о России.

- Формировать первичные представления  об объектах окружающего мира озере  Байкал, его уникальности и  природных особенностях.

- Расширить представления представление  детей   о  флоре и фауне  Байкала, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу.

- Познакомить детей с культурой и традициями коренного населения Байкала.

- Содействовать развитию творческого мышления, фантазии, памяти.

- Развивать  любознательность  и познавательную  мотивацию детей.

- Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.

-  Формировать представления о том, что человек часть природы, закрепить умение бережного и заботливого отношения к природным ресурсам.

- Способствовать активной позиции семей воспитанников в совместной деятельности реализации проекта.

Интеграция видов детской деятельности.

  Познавательно-исследовательская деятельность

  • Подбор познавательной литературы: энциклопедий, журналов.
  • Опыты с водой

Игровая деятельность:

  • Формировать умение принимать игровую задачу.
  • Формировать умение вступать в игровое общение со сверстниками, проявлять воображение, творчество. (Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, творческие, сюжетные, словесные, пальчиковые игры)
  • Умение следовать нормам  и правилам, необходимым  при общении с окружающими  (умение сотрудничать, находить решение в конфликтных ситуациях, выражать словом свои чувства, согласовывать свои действия и желания с интересами и действиями партнёров)

Трудовая деятельность:

  • Формирование стремления помогать взрослым.
  • Оформление мини – музея « Озеро Байкал – символ России»

Коммуникативная деятельность:

  • Обогащать речевой  словарь  за счёт новых понятий и
  • терминов
  • Развивать монологические формы речи в составлении

рассказов об обитателях подводного мира озера Байкал с использованием, макетов, схем.

  • Формировать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (проведение экскурсий)
  • Стимулировать речевое  творчество  детей.

 Восприятие  художественной литературы и фольклора:

  • Инсценировка произведений с помощью разных видов

театра, разучивание стихотворений, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок, сочинение экологических сказок.

Продуктивная деятельность:

  • Изготовление плакатов, рисование, лепка, аппликация в нетрадиционной технике.

Безопасность:

  • Закрепление правил безопасного поведения в природе.

 

Сроки и этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный этап

2 этап –  основной (практический) этап

3 этап – заключительный (итоговый ) этап

 

Этапы реализации проекта :

 

1 этап: Подготовительный

  • диагностика знаний и представлений об окружающим;
  • составление перспективного плана;
  • приобретение наглядно - иллюстративного материала;
  • подбор детской, методической  литературы по теме;
  • приобретение энциклопедий;
  • подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с миром Байкала .
  • подготовка видеоматериала для показа мультимедийной презентации
  • изготовление дидактических игр
  • систематизация материала по реализации проекта.

2 этап:  Основной

Формы работы с детьми:

  • наблюдения
  • словесные, сюжетно-ролевые, творческие, развивающие игры на мультимедийной доске
  • викторины
  • развлечения
  • беседы, рассказы
  • просмотр видеофильмов
  • изготовление макетов, плакатов
  • подбор иллюстраций
  • участие в НОД
  • просмотр презентаций
  • составление кроссвордов

формы работы с семьями воспитанников

  • выставки детского творчества « Мы любим Байкал»
  • творческие задания
  • буклеты « Выходной день на природе»
  • индивидуальные консультации
  • страничка на сайте ДОУ и персональном сайте воспитателя
  • родительская конференция (с использование ИКТ технологий)
  • мастер-класс (обмен опытом)
  • «День открытых дверей» – участие родителей в непосредственно-образовательной деятельности  ООД « Сохраним Байкал »
  • изготовление совместно с детьми коллекций и музейных экспонатов по данной теме для пополнения мини-музея « Озеро Байкал - символ России»)
  • фоторепортаж («Путешествие по Байкалу»)
  • создание плаката в защиту природы Байкала
  1. Итоговый:
  • итоговая диагностика;
  • обработка и оформление материалов проекта;
  • презентация проекта « Озеро Байкал – голубые глаза России»;
  • проведение детьми экскурсий в мини - музее «Озеро Байкал – символ России » для детей подготовительных групп и родителей.

 

Ожидаемые результаты:

  • Создание мини – музея «Озеро Байкал – символ России»
  • Обогащение знаний детей о  Байкале,   бережном  и заботливом отношении к природе.
  • Создание «Красной книги» озера Байкал
  • Самостоятельное проведение экскурсий детьми в мини – музеи
  • Итоговое мероприятие Викторина « Знатоки Байкала»

Реализация  проекта:

1 этап – Подготовительный

На подготовительном этапе  была проведена диагностика  детей.

При проведении диагностики опирались на принципы организации диагностической работы:

- принцип законности – диагностика проводилась  на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов.

- принцип научности опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

- принцип оптимальности - получение достаточного количества диагностической информации при  минимальных усилиях.

- принцип этичности - диагностика проводилась с соблюдение этических норм и правил.  Все участники исследования получили кодовые  номера.

Для сбора информации использовались метод опроса

 Были разработаны  вопросы:

- В какой стране находится озеро Байкал?

- Покажи месторасположение Байкала на карте России.

- В чем уникальность  озера Байкал?

- Какая вода в Байкале пресная или соленая?

- Как ты думаешь, озеро Байкал глубокое?

- Знаешь ли ты рыб озера Байкал? Назови их.

- Кто такая байкальская нерпа?

- Какие животные  обитают на берегу озера Байкал?

- Что такое Красная книга? Для чего она нужна?

- Что будет, если вода в озере станет грязной?

- Для чего нужно беречь и охранять природу?

. На основании полученных данных   пришла к выводу, что не  каждый из детей, слышал  о знаменитом озере Байкал. Дети не имеют представления о  месторасположении озера, в какой части России оно  находится. Недостаточны и часто ошибочны  знания о  подводных обитателях  озера Байкал. Дошкольники плохо владеют информацией об экологических проблемах  Байкала, не сформированы представления  о назначении Красной книги,  редких  и исчезающих видах флоры и фауны. Дошкольники  затруднились ответить, для чего нужно беречь и охранять природу.

После сбора информации проведена обработка и интерпретация полученных данных

 

Таким образом, результаты входной диагностики показали, что 68,7% (11 детей) имеют уровень знаний и представлений  ниже среднего; 31,2% (4 детей) средний уровень, высокий уровень отсутствует.

 

Составлен  перспективный  плана по ознакомлению детей с Байкалом  и природой Прибайкалья.

  1. Блок «Байкал самый, самый»

Формирование  представлений  о географическом положении Байкала, уникальности озера, размере, глубине, возрасте, происхождении, климате.

  1. Блок «Флора и фауна Байкала »

Формирование представлений о растительном мире Сибири, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира,  формирование представлений о типичных представителях Байкала , их приспособлении к среде обитания

3 Блок « Знакомство с народами  Байкала»

Формирование представления о  коренных   народах  Байкала – бурятах, их культуре, традициях  национальных  одеждах , фольклоре.

  1. Блок «Защитим природу»

Формирование представлений о научной и трудовой деятельности людей в природе,  значении природных  заповедников  Байкала,  проблемах экологии и охраны природы.

 

 2 этап - Практический этап.

Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

  1. Использование словесных методов:

-  Беседы, легенды о Байкале (в гости к детям приходил Сибирячок, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами).

-Беседы о коренных жителях Байкала – бурятах.

- Знакомство с «Красной книгой Прибайкалья»

Цель:  развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе 

- Восприятие художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения  о нерпе,  голомянке,  рачке эпишуре - санитаре озера, эндемике озера- рыбе омуль)

- Чтение бурятских сказок, знакомство с национальным фольклором.

- Загадки о подводном  мире, о  животных, обитающих на берегу озера Байкал.

-  Сочинение экологических сказок « Сказка о том, как пират стал художником» , « Как мальчики отправились в тайгу со спичками», « Легенда о том, откуда нерпа в Байкале появилась», « Как Хрюша и Степашка на Байкал отправились»

  1. Использование метода экспериментирования и моделирования.

-  Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок

- Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Байкала, составление маршрута для путешествия по тайге).

- Экспериментирование с природным  материалом: дети знакомились со свойствами воды, снега, льда.

- Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря, чувств. ( Байкал грустный, грозный, приветливый и др.)

  1. Практические методы.

- Наблюдения в природе: знакомство с различными видами деревьев ( на участке растут сосна, ель, рябина, берёза);

- Решение проблемных ситуаций «Что будет, если вся вода на Земле станет грязной»; «Что ты можешь сделать, если увидишь пожар в тайге »; «Как ты объяснишь другу, что нельзя рвать цветы из Красной книги».

- Проведение опытов : « Очистим воду Байкала » , « Фильтруем грязную воду»

- Ведение дневника  «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: эксперименты со снегом и льдом)

- Рисование  по трафарету « Голомянка»,  «Красота Байкальской воды» (по- мокрому),   «Сохраним Байкал ».

- Аппликация  в нетрадиционной технике « Нерпенок нежится на льдине» , «  Спасем подводных обитателей Байкала» , « Красная книга Байкала»

- Лепка нерпы, животных, птиц для макета «Байкал»,

- Раскраски: птицы, животные тайги;

- Составление книги «Наш Байкал» (из материала собранного детьми и родителями, детских рисунков)

-  Проведение акций: «Берегите лес », «Покормите птиц зимой»;

-  Создание плакатов « Защитим Байкал от загрязнения»

-  Викторина « Знатоки Байкала»

- Фотовыставка «Жемчужина Сибири».

  1. Наглядные методы.

- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту  озера Байкал («Заповедники Байкала», «Цветы Сибири», «Легенды байкальского леса»).

- Просмотр видеофильмов  « Кругосветное путешествие Хрюши и его друзей», « Уникальные животные Байкала ». « Сохраним  воду Байкала чистой »

- Презентация: «Байкальские фантазии», «Жемчужина Сибири», «Народы Байкала»

- Экскурсия в виртуальный музей «Серебристое богатство Байкала»

  1. Развивающая предметно-пространственная среда

- Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, легенды, сказки, карта России, глобус).

-  Макет озера Байкал

-Экологическая мини-лаборатория  (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки,  мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

  1. Игровая деятельность

- Сюжетно-ролевые игры: «Приём у врача фитотерапевта»; «Больница для нерпы»; «Пожар в лесу»;  « В гости к бурятской девочке», «Встреча на берегу Байкала», «Зоолечебница» ,«Фотоохота».

- Дидактические игры, созданные в программе « elite Panaboard book» «Найди детёныша для мамы»; « «Кто на Байкале живет»;  « Какое животное  лишнее »;  «Найди домик для нерпы».

- Пазлы  « Собери животное»; « Голомянка»; « Нерпа»;  « Омуль».

- Игры с прищепками « Золотая рыбка».

- Игры - шнуровки « Рыбки плавают в водице»

- Творческие игры: «Путешествие в водное царство», «В гости к нерпе».

  1. Работа с родителями.

- Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме.

-  Беседы родителей с детьми о Байкале,  его уникальной природе

- Изготовление экспонатов для мини - музея

-  Альбомы «Расскажи о Байкале»

-  Газета для родителей «Узнай больше о Байкале»

-  Конкурс плакатов «Защитим природу»

- Выставка фотографий « Моя Родина -  Байкал » (из личного опыта семьи Степаненко )

- Пополнение художественной и познавательной  литературы.

- Презентация проекта

- Открытие  мини – музея

- Экскурсия в мини - музей родителей,  детей подготовительной группы « Зайчик», « Колокольчик».

- Совместная с родителями викторина « Знатоки Байкала»

 3 этап – Заключительный этап.

 На заключительном этапе была  проведена  итоговая  диагностика.

После сбора информации проведена обработка и интерпретация полученных данных

 Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику. 33,3 % ( 5 детей) высокий уровень; 50% ( 8 детей) средний  уровень ; 13,3 % (2  детей) имеют уровень  знаний ниже  среднего.

Итогом проекта «Байкал и природа Прибайкалья» стала совместная с родителями викторина « Знатоки Байкала ».

 

Рефлексия

По окончании проекта дети показали высокий уровень знаний и представлений  о Байкале. Дошкольники  определяют  местоположение озера Байкал на карте и глобусе,  называют,  в какой части России находится Байкал,  могут рассказать  о его  природных и уникальных особенностях,  знают рыб, животный и растительный мир Прибайкалья.

Детей расширили знания об  экологической культуре, увидели проблемные ситуации, связанные с природой Байкала,  нашли   решения  экологических проблем, закрепили знания о бережном и заботливом отношении к природным богатствам.

Использовали  в проектной деятельности элементы музейной педагогики. Совместно с детьми и родителями создали  мини - музей « Байкал – символ России».  Экскурсии  помогли расширить представления дошкольников об окружающем мире, увидеть красоту природы, важность флоры и фауны для  жизни человека.

В ходе реализации проекта  была использована   интеграция  образовательных областей. Интегрированное построение в рамках проекта   дало  детям возможность реализовать свои  творческие способности,  обогатить  словарь, сформировать  правильную структуру  речи, развить  умения  свободно высказать свои мысли, делиться впечатлениями, активизировать познавательную  мотивацию.

 

Перспектива  на будущее  

Продолжать  работу  по экологическому воспитанию детей. В  ходе реализации  регионального компонента познакомить детей с  рекой  нашего края  Гуслицей.

 

 

Список использованной   литературы

 

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой . Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014
  2. О.А Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011.
  3.  Галкина И. А, Галеева Е. В. Путешествие по Байкалу. - Иркутск, 2011
  4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: Сфера, 2003
  5. Мишарина Л. А., Горбунова В. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья. - Иркутск, 2007
  6. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова Музейная педагогика. Москва. ООО «ТЦ Сфера» 2006
  7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  8. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте, - М.: академия, 2010
  9. Озеро Байкал - Баргузинский Заповедник... Документальный фильм: http://www.youtube.com/user/tarassof
  10. Мультфильм "Сибирячок и зайчиковая береза" https://vk.com/video226196295_170772853
  11. Баргузинский заповедник (документальный фильм, 1971 год.)
  12. «Хрюша с друзьями отправляются на озеро Байкал» (телепередача)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_baykal.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект "Голубые глаза России. Озеро Байкал"

Девиз проекта:

За лес, за воду, за нашу природу.

Познай, полюби, Байкал сохрани!

Актуальность:

5 января 2016 года подписан Указ о проведении в Российской Федерации в 2017 году Года экологии.

Экологические  проблемы  – это огромная проблема современного общества. Она настолько остро стоит в последнее время, что нет ни одной сферы нашей жизни, которой не коснулась бы эта проблема. И поэтому большое значение приобретает непрерывное экологическое образование и воспитание молодёжи, начиная с дошкольного возраста. Ведь именно им принадлежит будущее и судьба нашей хрупкой планеты.

Дошкольный возраст является первой ступенью в непрерывном экологическом образовании. Перед педагогами ДОУ ставятся определённые задачи: формирование экологической культуры, правильное отношение к природе, отношение к себе как части природы.

Любой регион, любая местность  неповторимы  по своей природе. Таким уникальным местом является озеро Байкал. Где ещё можно увидеть такое великолепие природы, такое разнообразие флоры и фауны Байкал -  это  сокровище России, одно из древнейших озер  мира,  это уникальное явление на нашей планете. К сожалению,  экологические проблемы на Байкальской природной территории усложняются, происходят  случаи аварийных разливов нефти, утечки загрязняющих веществ с промышленных предприятий, браконьерство, увеличение туристической нагрузки которые  отрицательно влияют на уникальную природу Байкала. Байкал, включенный в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, требует особо бережного отношения.

 Нами был разработан и реализован  проект  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Озеро Байкал - голубые глаза России»

 

Описание проекта

Обоснование  выбора проекта :  Беседуя с детьми, я пришла к выводу, что дети  не владеют знаниями  о Байкале, о его уникальности и природных особенностях. Представления детей о подводных обитателях  озера Байкал поверхностны, часто ошибочны. Дошкольники плохо владеют информацией об экологических проблемах  Байкала, не сформированы представления  о  редких  и исчезающих видах флоры и фауны, занесенных в Красную книгу. 

Дети не проявляют интерес к познавательно-исследовательской и творческой деятельности.

Инновационная идея проекта :  Создание мини - музея « Озеро Байкал - символ России»

Вид проекта: познавательный, творческий  исследовательский

Тип проекта: среднесрочный

Участники проекта:   дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Разработчик проекта: Писарева О.И

Цель: познакомить детей с озером Байкал по средствам проектной деятельности, приобщать дошкольников к экологической культуре, способствовать проявлению у детей  гуманно-ценностного отношения к природе .

Задачи проекта:

-  Расширить представление детей о России.

- Формировать первичные представления  об объектах окружающего мира озере  Байкал, его уникальности и  природных особенностях.

- Расширить представления представление  детей   о  флоре и фауне  Байкала, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу.

- Познакомить детей с культурой и традициями коренного населения Байкала.

- Содействовать развитию творческого мышления, фантазии, памяти.

- Развивать  любознательность  и познавательную  мотивацию детей.

- Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.

-  Формировать представления о том, что человек часть природы, закрепить умение бережного и заботливого отношения к природным ресурсам.

- Способствовать активной позиции семей воспитанников в совместной деятельности реализации проекта.

Интеграция видов детской деятельности.

  Познавательно-исследовательская деятельность

  • Подбор познавательной литературы: энциклопедий, журналов.
  • Опыты с водой

Игровая деятельность:

  • Формировать умение принимать игровую задачу.
  • Формировать умение вступать в игровое общение со сверстниками, проявлять воображение, творчество. (Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, творческие, сюжетные, словесные, пальчиковые игры)
  • Умение следовать нормам  и правилам, необходимым  при общении с окружающими  (умение сотрудничать, находить решение в конфликтных ситуациях, выражать словом свои чувства, согласовывать свои действия и желания с интересами и действиями партнёров)

Трудовая деятельность:

  • Формирование стремления помогать взрослым.
  • Оформление мини – музея « Озеро Байкал – символ России»

Коммуникативная деятельность:

  • Обогащать речевой  словарь  за счёт новых понятий и
  • терминов
  • Развивать монологические формы речи в составлении

рассказов об обитателях подводного мира озера Байкал с использованием, макетов, схем.

  • Формировать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (проведение экскурсий)
  • Стимулировать речевое  творчество  детей.

 Восприятие  художественной литературы и фольклора:

  • Инсценировка произведений с помощью разных видов

театра, разучивание стихотворений, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок, сочинение экологических сказок.

Продуктивная деятельность:

  • Изготовление плакатов, рисование, лепка, аппликация в нетрадиционной технике.

Безопасность:

  • Закрепление правил безопасного поведения в природе.

 

Сроки и этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный этап

2 этап –  основной (практический) этап

3 этап – заключительный (итоговый ) этап

 

Этапы реализации проекта :

 

1 этап: Подготовительный

  • диагностика знаний и представлений об окружающим;
  • составление перспективного плана;
  • приобретение наглядно - иллюстративного материала;
  • подбор детской, методической  литературы по теме;
  • приобретение энциклопедий;
  • подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с миром Байкала .
  • подготовка видеоматериала для показа мультимедийной презентации
  • изготовление дидактических игр
  • систематизация материала по реализации проекта.

2 этап:  Основной

Формы работы с детьми:

  • наблюдения
  • словесные, сюжетно-ролевые, творческие, развивающие игры на мультимедийной доске
  • викторины
  • развлечения
  • беседы, рассказы
  • просмотр видеофильмов
  • изготовление макетов, плакатов
  • подбор иллюстраций
  • участие в НОД
  • просмотр презентаций
  • составление кроссвордов

формы работы с семьями воспитанников

  • выставки детского творчества « Мы любим Байкал»
  • творческие задания
  • буклеты « Выходной день на природе»
  • индивидуальные консультации
  • страничка на сайте ДОУ и персональном сайте воспитателя
  • родительская конференция (с использование ИКТ технологий)
  • мастер-класс (обмен опытом)
  • «День открытых дверей» – участие родителей в непосредственно-образовательной деятельности  ООД « Сохраним Байкал »
  • изготовление совместно с детьми коллекций и музейных экспонатов по данной теме для пополнения мини-музея « Озеро Байкал - символ России»)
  • фоторепортаж («Путешествие по Байкалу»)
  • создание плаката в защиту природы Байкала
  1. Итоговый:
  • итоговая диагностика;
  • обработка и оформление материалов проекта;
  • презентация проекта « Озеро Байкал – голубые глаза России»;
  • проведение детьми экскурсий в мини - музее «Озеро Байкал – символ России » для детей подготовительных групп и родителей.

 

Ожидаемые результаты:

  • Создание мини – музея «Озеро Байкал – символ России»
  • Обогащение знаний детей о  Байкале,   бережном  и заботливом отношении к природе.
  • Создание «Красной книги» озера Байкал
  • Самостоятельное проведение экскурсий детьми в мини – музеи
  • Итоговое мероприятие Викторина « Знатоки Байкала»

Реализация  проекта:

1 этап – Подготовительный

На подготовительном этапе  была проведена диагностика  детей.

При проведении диагностики опирались на принципы организации диагностической работы:

- принцип законности – диагностика проводилась  на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов.

- принцип научности опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

- принцип оптимальности - получение достаточного количества диагностической информации при  минимальных усилиях.

- принцип этичности - диагностика проводилась с соблюдение этических норм и правил.  Все участники исследования получили кодовые  номера.

Для сбора информации использовались метод опроса

 Были разработаны  вопросы:

- В какой стране находится озеро Байкал?

- Покажи месторасположение Байкала на карте России.

- В чем уникальность  озера Байкал?

- Какая вода в Байкале пресная или соленая?

- Как ты думаешь, озеро Байкал глубокое?

- Знаешь ли ты рыб озера Байкал? Назови их.

- Кто такая байкальская нерпа?

- Какие животные  обитают на берегу озера Байкал?

- Что такое Красная книга? Для чего она нужна?

- Что будет, если вода в озере станет грязной?

- Для чего нужно беречь и охранять природу?

. На основании полученных данных   пришла к выводу, что не  каждый из детей, слышал  о знаменитом озере Байкал. Дети не имеют представления о  месторасположении озера, в какой части России оно  находится. Недостаточны и часто ошибочны  знания о  подводных обитателях  озера Байкал. Дошкольники плохо владеют информацией об экологических проблемах  Байкала, не сформированы представления  о назначении Красной книги,  редких  и исчезающих видах флоры и фауны. Дошкольники  затруднились ответить, для чего нужно беречь и охранять природу.

После сбора информации проведена обработка и интерпретация полученных данных

 

Таким образом, результаты входной диагностики показали, что 68,7% (11 детей) имеют уровень знаний и представлений  ниже среднего; 31,2% (4 детей) средний уровень, высокий уровень отсутствует.

 

Составлен  перспективный  плана по ознакомлению детей с Байкалом  и природой Прибайкалья.

  1. Блок «Байкал самый, самый»

Формирование  представлений  о географическом положении Байкала, уникальности озера, размере, глубине, возрасте, происхождении, климате.

  1. Блок «Флора и фауна Байкала »

Формирование представлений о растительном мире Сибири, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира,  формирование представлений о типичных представителях Байкала , их приспособлении к среде обитания

3 Блок « Знакомство с народами  Байкала»

Формирование представления о  коренных   народах  Байкала – бурятах, их культуре, традициях  национальных  одеждах , фольклоре.

  1. Блок «Защитим природу»

Формирование представлений о научной и трудовой деятельности людей в природе,  значении природных  заповедников  Байкала,  проблемах экологии и охраны природы.

 

 2 этап - Практический этап.

Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

  1. Использование словесных методов:

-  Беседы, легенды о Байкале (в гости к детям приходил Сибирячок, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами).

-Беседы о коренных жителях Байкала – бурятах.

- Знакомство с «Красной книгой Прибайкалья»

Цель:  развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе 

- Восприятие художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения  о нерпе,  голомянке,  рачке эпишуре - санитаре озера, эндемике озера- рыбе омуль)

- Чтение бурятских сказок, знакомство с национальным фольклором.

- Загадки о подводном  мире, о  животных, обитающих на берегу озера Байкал.

-  Сочинение экологических сказок « Сказка о том, как пират стал художником» , « Как мальчики отправились в тайгу со спичками», « Легенда о том, откуда нерпа в Байкале появилась», « Как Хрюша и Степашка на Байкал отправились»

  1. Использование метода экспериментирования и моделирования.

-  Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок

- Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Байкала, составление маршрута для путешествия по тайге).

- Экспериментирование с природным  материалом: дети знакомились со свойствами воды, снега, льда.

- Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря, чувств. ( Байкал грустный, грозный, приветливый и др.)

  1. Практические методы.

- Наблюдения в природе: знакомство с различными видами деревьев ( на участке растут сосна, ель, рябина, берёза);

- Решение проблемных ситуаций «Что будет, если вся вода на Земле станет грязной»; «Что ты можешь сделать, если увидишь пожар в тайге »; «Как ты объяснишь другу, что нельзя рвать цветы из Красной книги».

- Проведение опытов : « Очистим воду Байкала » , « Фильтруем грязную воду»

- Ведение дневника  «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: эксперименты со снегом и льдом)

- Рисование  по трафарету « Голомянка»,  «Красота Байкальской воды» (по- мокрому),   «Сохраним Байкал ».

- Аппликация  в нетрадиционной технике « Нерпенок нежится на льдине» , «  Спасем подводных обитателей Байкала» , « Красная книга Байкала»

- Лепка нерпы, животных, птиц для макета «Байкал»,

- Раскраски: птицы, животные тайги;

- Составление книги «Наш Байкал» (из материала собранного детьми и родителями, детских рисунков)

-  Проведение акций: «Берегите лес », «Покормите птиц зимой»;

-  Создание плакатов « Защитим Байкал от загрязнения»

-  Викторина « Знатоки Байкала»

- Фотовыставка «Жемчужина Сибири».

  1. Наглядные методы.

- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту  озера Байкал («Заповедники Байкала», «Цветы Сибири», «Легенды байкальского леса»).

- Просмотр видеофильмов  « Кругосветное путешествие Хрюши и его друзей», « Уникальные животные Байкала ». « Сохраним  воду Байкала чистой »

- Презентация: «Байкальские фантазии», «Жемчужина Сибири», «Народы Байкала»

- Экскурсия в виртуальный музей «Серебристое богатство Байкала»

  1. Развивающая предметно-пространственная среда

- Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, легенды, сказки, карта России, глобус).

-  Макет озера Байкал

-Экологическая мини-лаборатория  (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки,  мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

  1. Игровая деятельность

- Сюжетно-ролевые игры: «Приём у врача фитотерапевта»; «Больница для нерпы»; «Пожар в лесу»;  « В гости к бурятской девочке», «Встреча на берегу Байкала», «Зоолечебница» ,«Фотоохота».

- Дидактические игры, созданные в программе « elite Panaboard book» «Найди детёныша для мамы»; « «Кто на Байкале живет»;  « Какое животное  лишнее »;  «Найди домик для нерпы».

- Пазлы  « Собери животное»; « Голомянка»; « Нерпа»;  « Омуль».

- Игры с прищепками « Золотая рыбка».

- Игры - шнуровки « Рыбки плавают в водице»

- Творческие игры: «Путешествие в водное царство», «В гости к нерпе».

  1. Работа с родителями.

- Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме.

-  Беседы родителей с детьми о Байкале,  его уникальной природе

- Изготовление экспонатов для мини - музея

-  Альбомы «Расскажи о Байкале»

-  Газета для родителей «Узнай больше о Байкале»

-  Конкурс плакатов «Защитим природу»

- Выставка фотографий « Моя Родина -  Байкал » (из личного опыта семьи Степаненко )

- Пополнение художественной и познавательной  литературы.

- Презентация проекта

- Открытие  мини – музея

- Экскурсия в мини - музей родителей,  детей подготовительной группы « Зайчик», « Колокольчик».

- Совместная с родителями викторина « Знатоки Байкала»

 3 этап – Заключительный этап.

 На заключительном этапе была  проведена  итоговая  диагностика.

После сбора информации проведена обработка и интерпретация полученных данных

 Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику. 33,3 % ( 5 детей) высокий уровень; 50% ( 8 детей) средний  уровень ; 13,3 % (2  детей) имеют уровень  знаний ниже  среднего.

Итогом проекта «Байкал и природа Прибайкалья» стала совместная с родителями викторина « Знатоки Байкала ».

 

Рефлексия

По окончании проекта дети показали высокий уровень знаний и представлений  о Байкале. Дошкольники  определяют  местоположение озера Байкал на карте и глобусе,  называют,  в какой части России находится Байкал,  могут рассказать  о его  природных и уникальных особенностях,  знают рыб, животный и растительный мир Прибайкалья.

Детей расширили знания об  экологической культуре, увидели проблемные ситуации, связанные с природой Байкала,  нашли   решения  экологических проблем, закрепили знания о бережном и заботливом отношении к природным богатствам.

Использовали  в проектной деятельности элементы музейной педагогики. Совместно с детьми и родителями создали  мини - музей « Байкал – символ России».  Экскурсии  помогли расширить представления дошкольников об окружающем мире, увидеть красоту природы, важность флоры и фауны для  жизни человека.

В ходе реализации проекта  была использована   интеграция  образовательных областей. Интегрированное построение в рамках проекта   дало  детям возможность реализовать свои  творческие способности,  обогатить  словарь, сформировать  правильную структуру  речи, развить  умения  свободно высказать свои мысли, делиться впечатлениями, активизировать познавательную  мотивацию.

 

Перспектива  на будущее  

Продолжать  работу  по экологическому воспитанию детей. В  ходе реализации  регионального компонента познакомить детей с  рекой  нашего края  Гуслицей.

 

 

Список использованной   литературы

 

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой . Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014
  2. О.А Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011.
  3.  Галкина И. А, Галеева Е. В. Путешествие по Байкалу. - Иркутск, 2011
  4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: Сфера, 2003
  5. Мишарина Л. А., Горбунова В. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья. - Иркутск, 2007
  6. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова Музейная педагогика. Москва. ООО «ТЦ Сфера» 2006
  7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  8. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте, - М.: академия, 2010
  9. Озеро Байкал - Баргузинский Заповедник... Документальный фильм: http://www.youtube.com/user/tarassof
  10. Мультфильм "Сибирячок и зайчиковая береза" https://vk.com/video226196295_170772853
  11. Баргузинский заповедник (документальный фильм, 1971 год.)
  12. «Хрюша с друзьями отправляются на озеро Байкал» (телепередача)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...

Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала

Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...

Объёмно-образное пособие к парциальной программе «Байкал-жемчужина Сибири». «Макет Озера Байкал»

Благодаря макету дошкольники интересуются новым, неизвестным в окружающем мире. Называют и показывают озеро Байкал, отмечают его уникальность. Выражают восторг, удивление, восхищение при изучении обит...