Экспериментирование в старшей группе "Воздух- невидимка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_experementirovanie1.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ДС «Василек» п.г.т. Новокручининский
Конспект занятия на тему:
Экспериментирование в старшей группе «Воздух – невидимка»
Выполнила: Кизеева Е.В.
Тема занятия: Экспериментирование в старшей группе
«Воздух-невидимка».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
1.Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
2.Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, таз с водой.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, чтение стихов о ветре.
Ход занятия
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! ( Дети действуют в соответствии с текстом).
Воспитатель:
- Ребята послушайте загадку и отгадайте её:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
- А хотите узнать, что такое воздух? (Да)
- Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)
Воспитатель: И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории.
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный).
Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Опыт № 2: Плавающие предметы.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит таз с водой.
Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
Давайте проверим?
Опыт № 3: Пузырьки в стакане.
Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)
Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.
Игра с мыльными пузырями.
Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.
- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)
- Давайте проверим ваши предположения.
Опыт № 4: Движение салфетки.
Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)
- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы.
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
- Вам понравилось быть молодыми учеными? (Ответы детей)
Рефлексия.
Ребята, а вы знаете, что можно рисовать воздухом. (Ответы детей)
Тогда я вам предлагаю порисовать воздухом.
Итак, давайте приступим к рисованию. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Сделаем кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на лист. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листочку.
Воспитатель: Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»
Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...
Конспект занятия на тему Экспериментирование в старшей группе "Воздух - невидимка"
Конспект занятия на тему Эксперементирование в старшей группе "Воздух - невидимка"...
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка»
Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха....
Открытое занятие экспериментирование в старшей группе «Воздух-невидимка».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом....