Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Откуда пришла книга?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: «Откуда пришла книга?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prokopeva.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: «Откуда пришла книга?»
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: формирование представлений об истории создания книги.
Задачи:
Образовательная:
- продолжать обогащать представления детей о мире предметов;
- познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их изготавливают.
Развивающая:
- развивать любознательность, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к книгам; доброжелательные отношения друг к другу.
Коррекционная:
- развивать умение контролировать свое поведение, умение работать в подгруппе сверстников.
Оборудование и материалы: «Электронная презентация «Откуда пришла книга?», картинки наскальных рисунков для работы в группах, камни с рисунками, глина, палочки, бумажный свиток, кусочки бересты, карточки для исследовательской деятельности «Путешествие по ленте времени», книга со сказками, упакованная в красивую подарочную бумагу, «Машина времени».
Предварительная работа:
- чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;
- чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;
- заучивание пословиц, стихов, загадок о книге;
- экскурсия в детскую библиотеку;
- изготовление книжек-малышек.
Ход занятия:
I.Мотивационный этап
- Ребята, я приготовила вам подарок! (показываю книгу, упакованную в красивую подарочную бумагу).
Дети передают подарок по кругу и высказывают свои предположения, что там находится.
- Что же здесь все-таки находится? Узнаете, если отгадаете загадку:
Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Читать нужно научиться. (Книга)
Дети снимают упаковку, рассматривают книгу.
- Как вы думаете, о чем эта книга? (книга со сказками)
- Какие сказки вы читали? ( Сами или с родителями?)
- Как вы думаете, такие красивые, красочные, интересные книги были всегда? (высказывания детей)
II. Целевой этап
-Вы знаете, когда и как появилась книга?
- Хотите это узнать? Как?
-Нам нужно отправиться в прошлое!
- На чем можно отправиться в прошлое? (машина времени)
- Возьмитесь за руки, закройте глаза, отправляемся в прошлое! (включаю светомузыку).
III. Совместная деятельность.
1.На экране появился слайд «Древность»
- Где мы оказались?
- Не могу понять, почему мы здесь оказались? Где же книги? Посмотрите, может, вы увидите! (Дети находят камни с рисунками)
- Что же это такое? (высказывания детей)
-Древние люди еще не умели, не только писать, но и даже разговаривать, а рисунками на камнях рассказывали о своей жизни. Можно сказать, что это первые книги.
2.- Здесь еще есть картинки, если расшифруете их, то узнаете, чем занимались
древние люди.
- Картинок всего 4, а нас много. Что будем делать?
IV. Самостоятельная деятельность.
Дети объединяются в группы, способ объединения выбирают сами. (На картинках - изображения наскальных рисунков: древние люди охотятся на мамонта, ловят рыбу, добывают мед, стреляют из лука).
3. Работа в группах. Выступление представителей групп.
V. Совместная деятельность
- Отправляемся дальше!
4. На экране появляется слайд «Древняя Месопотамия»
- Здесь очень много глины. Все делали из глины.
- Как вы думаете, из чего делали книги? (Тоже из глины). Книги были глиняные!
- Давайте попробуем сделать страницу глиняной книги.
Предлагаю детям объединиться парами и нарисовать рисунок или написать свое имя палочками на влажных глиняных пластинках.
- Удобно ли вам было писать на глине? А хорошие, удобные это были книги?
( тяжелые, могли сломаться, неудобно хранить: занимали много места).
- А теперь отправимся дальше и узнаем, какие еще были книги.
5. Просмотр презентации:
- Книги из папируса. Что такое папирус? Книги сворачивали в очень длинные свитки.
Предлагаю детям развернуть длинный свиток из бумаги и прочитать, что написано.
- Легко читать такие свитки? А писать на них удобно было?
- В Древней Руси писали на бересте. Показываю бересту, дети ее рассматривают и делают вывод: легко ли писать на ней, хранить ее и сколько много нужно берез, чтобы сделать много книг.
- Бумагу изобрели в Китае. Хранили тайну и никому не рассказывали, как делать бумагу.
- Позднее на Руси научились делать бумагу. Книги писали от руки, их называли рукописные.
- Потом появились печатные станки. Первый печатный станок появился в Германии, а затем уже и на Руси.
6. - Нам уже пора возвращаться из прошлого в настоящее, в детский сад. Где же наша машина времени?
Дети берутся за руки, закрывают глаза, Включаю светомузыку.
VI. Рефлексия.
- Куда мы сегодня путешествовали? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали? Что для вас было самым сложным?
- А сейчас, дети, разложите картинки на «Реке времени» по вехам: «древность», «старина», «современное время».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием икт "Откуда пришел карандаш?"
Конспект занятия «Откуда пришел карандаш?»Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения карандаша, учить четко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблени...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Откуда к нам хлеб пришёл»
Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт....
Конспект образовательной ситуации познавательного развития детей старшей группы «Откуда берется радуга?»
Место использования ситуации в режиме дня : НОДЦель: развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками в ходе исследовательской деятельности.Задачи:...
Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «В гости Капелька пришла»
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бес...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: «Откуда к нам хлеб пришёл»
Конспект занятия по познавательному развитию...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»
Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...