Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Откуда пришла книга?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Прокопьева Наталия Николаевна

Конспект занятия по познавательному развитию

в старшей группе

 Тема: «Откуда пришла книга?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prokopeva.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в старшей группе

 Тема: «Откуда пришла книга?»

Интеграция образовательных областей:

 социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: формирование представлений об истории создания книги.

Задачи:

Образовательная:

- продолжать обогащать представления детей о мире предметов; 

- познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их изготавливают.

Развивающая:

- развивать любознательность, умение  устанавливать  причинно-следственные связи.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к книгам; доброжелательные отношения друг к другу.

Коррекционная:

- развивать умение  контролировать свое поведение, умение работать в подгруппе сверстников.

Оборудование и материалы: «Электронная презентация «Откуда пришла книга?», картинки наскальных рисунков для работы в группах, камни с рисунками,  глина, палочки, бумажный свиток, кусочки бересты, карточки для исследовательской деятельности «Путешествие по ленте времени», книга со сказками, упакованная в красивую подарочную бумагу,  «Машина времени».

Предварительная работа:

- чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;

- чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;

- заучивание пословиц, стихов, загадок о книге;

- экскурсия в детскую библиотеку;

- изготовление книжек-малышек.

 Ход занятия:

I.Мотивационный этап

- Ребята, я приготовила вам подарок! (показываю книгу, упакованную в красивую подарочную бумагу).

Дети передают подарок по кругу и высказывают свои предположения, что там находится.

- Что же здесь все-таки находится? Узнаете, если отгадаете загадку:

Я все знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

Читать нужно научиться.  (Книга)

Дети снимают упаковку, рассматривают книгу.

- Как вы думаете, о чем эта книга?  (книга со сказками)

- Какие сказки вы читали?  ( Сами или с родителями?)

- Как вы думаете, такие красивые, красочные, интересные книги были всегда? (высказывания детей)

II. Целевой этап

-Вы знаете,  когда и как появилась книга?

- Хотите это узнать? Как?

-Нам нужно отправиться в прошлое!

- На чем можно отправиться в прошлое?  (машина времени)

- Возьмитесь за руки, закройте глаза, отправляемся в прошлое!  (включаю светомузыку).

III. Совместная деятельность.

1.На экране появился слайд «Древность»

- Где мы оказались?

- Не могу понять, почему мы здесь оказались? Где же книги? Посмотрите, может, вы увидите!   (Дети находят камни  с рисунками)

- Что же это такое?  (высказывания детей)

-Древние люди еще не умели, не только писать, но и даже разговаривать, а рисунками на камнях рассказывали о своей жизни. Можно сказать, что это первые книги.

2.- Здесь еще есть картинки, если расшифруете их, то узнаете, чем занимались

древние люди.

- Картинок всего 4, а нас много.  Что будем делать?

IV. Самостоятельная деятельность.

Дети объединяются в группы,  способ объединения выбирают сами.  (На картинках -  изображения наскальных рисунков: древние люди охотятся на мамонта, ловят рыбу, добывают мед, стреляют из лука).

3. Работа в группах. Выступление представителей групп.

V. Совместная деятельность

- Отправляемся дальше!

4. На экране появляется слайд «Древняя Месопотамия»

- Здесь очень много глины. Все делали из глины.

- Как вы думаете, из чего делали книги?  (Тоже из глины).  Книги были глиняные!

- Давайте попробуем сделать страницу глиняной книги.

Предлагаю детям  объединиться парами и  нарисовать рисунок или написать свое имя палочками на влажных глиняных пластинках.

- Удобно ли вам было писать на глине? А хорошие, удобные это были книги?

 ( тяжелые, могли сломаться,  неудобно хранить: занимали много места).

- А теперь отправимся дальше и узнаем, какие еще были книги.

5. Просмотр презентации:

- Книги из папируса. Что такое папирус?  Книги сворачивали в очень длинные свитки.

Предлагаю  детям развернуть длинный свиток из бумаги  и прочитать, что написано.

- Легко читать такие свитки? А писать на них удобно было?

- В Древней Руси писали на бересте. Показываю бересту, дети ее рассматривают  и делают вывод:  легко ли писать на ней, хранить ее и сколько много нужно берез, чтобы сделать много книг.

-  Бумагу изобрели в Китае. Хранили тайну и никому не рассказывали, как делать бумагу.

- Позднее на Руси научились делать бумагу. Книги писали от руки, их называли рукописные.

- Потом появились печатные станки. Первый печатный станок появился в Германии, а затем уже и на Руси.

6. - Нам уже пора возвращаться из прошлого в настоящее, в детский сад. Где же наша машина времени?

Дети берутся за руки, закрывают глаза, Включаю светомузыку.

VI. Рефлексия.

- Куда мы сегодня путешествовали? Что вам больше всего понравилось?  Что нового вы узнали? Что для вас было самым сложным?

- А сейчас, дети, разложите картинки на «Реке времени» по вехам: «древность», «старина», «современное время».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием икт "Откуда пришел карандаш?"

Конспект занятия «Откуда пришел карандаш?»Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения карандаша, учить четко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблени...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Откуда к нам хлеб пришёл»

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт....

Конспект образовательной ситуации познавательного развития детей старшей группы «Откуда берется радуга?»

Место использования ситуации в режиме дня : НОДЦель: развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками в ходе исследовательской деятельности.Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «В гости Капелька пришла»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бес...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...