Технологическая карта образовательной ситуации «Узнай все о себе, воздушный шарик»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Технологическая карта образовательной ситуации «Узнай все о себе, воздушный шарик» разработана для детей 4-5 лет. Цель: формирование у детей представлений о резине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной ситуации «Узнай все о себе, воздушный шарик»
Рублева Юлия Владимировна,
воспитатель МДОУ «Детский сад «Лесная сказка»
Образовательная область | Познавательное развитие |
Возраст детей, группа | 4-5 лет, средняя группа |
Тип НОД | Открытие нового знания |
Тема НОД | Узнай все о себе, воздушный шарик. |
Цель | Формирование у детей представлений о резине. |
Задачи | Обучающие: - дать представление о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается), находить резиновые предметы в ближайшем окружении; - формировать умение выделять признаки предмета, делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности; - учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом его использования. Развивающие: - развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук; - развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. Воспитательные: - воспитывать интерес к художественным видам творчества; - развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца. |
Материал | Демонстрационный: - Красивая коробка, воздушный шарик, мешочек с предметами (из дерева, резины, пластмассы), интерактивная доска, бейджики, карточки-рисунки с изображением различного состояния резины, 3 магнитные доски, магнитики. Раздаточный: - Тонкие и толстые полоски резины, шарики, перчатки, игрушки, тазики с водой, ластики, массажные мячики, карточки «солнышки» и «тучки». |
Предполагаемый результат | - знают свойства резины. |
Этапы мероприятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …) | - Здравствуйте, ребята. - Давайте в начале нашего занятия поделимся друг с другом хорошим настроением. (Передаем по кругу мячик и желаем доброго утра.) - У меня для вас есть подарок. - Как вы думаете, что в этой красивой коробке? - Тогда предлагаю отгадать загадку: Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка И улетел за облака. - Молодцы! Это воздушный шарик. - Как вы думаете, какое у него настроение? - Почему вы так решили? - Как вы думаете, почему шарик грустный? (На шарике наклеен грустный смайлик.) - Шарик мне шепнул, что его грусть от того, что он совсем ничего не знает о себе. - Можем ли мы помочь ему? | Постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | - А что вы можете сказать о шарике? - Вы знаете, из чего он сделан? (Из резины) Игра «Чудесный мешочек» (Ребенок берёт предмет, называет материал, из которого он сделан и кладет на поднос). - Ребята, а теперь поднимите карточки с предметами из резины. - Мы показали шарику предметы из резины. | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации | Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; | - А что вы знаете о резине? (Ответы детей) - Что бы вы хотели о ней узнать? - Это ваши предположения, или гипотезы. Их нужно проверять. - Ребята, предлагаю нам побольше узнать о резине, а потом рассказать о ней шарику. - Если согласны, тогда идём в лабораторию. - Вы знаете, что такое лаборатория? - Как называют людей, которые там работают? - Чем они занимаются в лаборатории? - И я предлагаю побыть вам лаборантами (учёными, исследователями). - Но прежде, чем отправиться в лабораторию, хочу вам сказать, что в лаборатории существуют определённые правила поведения, которые необходимо соблюдать. - Может, кто-то из вас знает эти правила и расскажет их нам? | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания (способа действия) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; | На первом столе лежат разноцветные резиновые полоски. - Посмотрите на кусочки резины. - Что вы можете о них сказать? - Какого они цвета? - Какой вывод мы могли бы сделать? - Да, я с вами согласна, резина бывает разного цвета – это первое свойство резины. - Как одним словом мы можем назвать это свойство? - Разноцветная – произнесём это слово вслух. - Где использую это свойство резины? (разноцветные шарики, игрушки, мячики). На магнитной доске детям нужно выбрать картинку, обозначающую первое свойство резины и отнести ее к шарику. - А что произойдёт, если эти резиновые полоски потянуть за концы? - Как вы думаете, почему одна полоска растянулась хорошо, а другая – плохо? - Да, одна полоска тонкая и хорошо растягивается, а другая – толстая, растягивается плохо. - Какой вывод мы можем сделать? - Тонкая резина хорошо тянется, она упругая, эластичная, а толстая резина менее эластична, плохо тянется. - Ребята, эластичность – это ещё одно свойство резины. - Где использую это свойство резины? (надувают шары, шины) - Эластичность – произнесём это слово вслух. (Надуть-сдуть шарик.) На магнитной доске детям нужно выбрать картинку, обозначающую второе свойство резины и отнести ее к шарику. На втором столе лежит два не надутых шарика, лейка с водой, пустая чашка (чтоб не налить воду на стол), чашка с водой, предметы из резины (ластики, воздушный шарик надутый). - Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы узнать следующее свойство резины. - Да, нам нужно провести опыт с этими предметами. - У кого какие идеи? - Хорошо, давайте попробуем надуть шарик. - Что у него внутри? - Если внутри шарика воздух, значит, шарик какой? (Воздушный) - А как вы думаете, что будет с предметами, если опустить их в воду эти предметы? - Что с ними произошло? - Почему ластик утонул, а шарик нет? - Предметы, в которых воздух, не тонут. Резина не пропускает воздух - это ещё одно свойство резины. На экране появляется картинка, обозначающая третье свойство резины - воздухонепроницаемость. - Где использую это свойство резины? (Надувают шары, шины, ватрушку.) На магнитной доске детям нужно выбрать картинку, обозначающую первое свойство резины и отнести ее к шарику. - Чтобы узнать следующее свойство резины, нужно провести опыт. - Ваши предложения? - Предлагаю одеть перчатки и окунуть руку в воду, снимите перчатку. Какая рука? (Сухая) - Резина не пропускает воду – это ещё одно свойство резины. На экране появляется картинка, обозначающая четвёртое свойство резины (водонепроницаемость). - Где использую это свойство резины? (Резиновые сапоги) На магнитной доске детям нужно выбрать картинку, обозначающую первое свойство резины и отнести ее к шарику. - А хотите, я открою вам секрет резины? У неё есть враги. Это - острые предметы. Назовите их? Очень много у шариков врагов… | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний и умений | Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами | - Дети, есть ли у нас в группе предметы, сделанные из резины? (Да!) - А давайте их найдем! Дети находят и приносят, показывают и называют предметы. - Давайте, дети поиграем! Пальчиковая гимнастика (с массажными мячами) Интерактивная игра «Отгадай загадку, найди отгадку» | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | - Ребята, давайте теперь расскажем воздушному шарику, что мы узнали о нем. (Дети рассказывают, опираясь на картинки) - Ребята, у нас получилось помочь шарику? - Как вы думаете почему? - Что было трудным именно для тебя? - Что понравилось больше всего? Детям предлагается взять солнышко или тучку. Далее каждый ребенок должен подойти к доске и прикрепить на неё тучку, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, солнышко, если его опасения были напрасны. - Шарик в благодарность за нашу работу дарит вам вот такие шарики. Выбирайте. Играйте. (Звучит музыка, дети играют в шарики). | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
Создать ситуацию успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема: «Узнай всё о себе, воздушный шарик».
Конспект ООД...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) Группа ___средняя_ Узнай о себе, воздушный шарик.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОСУзнай о себе, воздушный шарик.Культурна практикаПознавательно-исследовате...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)
Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)
Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)
Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...

Конспект организованной образовательной деятельности "Узнай всё о себе, воздушный шарик"
Образовательная область "Познавательное развитие"Раздел "Ознакомление с природным миром"...
Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром « Узнай всё о себе, воздушный шарик».
Легкий шарик мой воздушныйДернул нитку непослушно,Оборвал, сказал: Пока!И умчался в облака....