Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Символы России» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: способствовать формированию  нравственно-патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: познакомить с национальными символами России; формировать представление о России как о родной стране, закрепить представление  детей о государственных символах России.

Развивающие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, внимание, любознательность, двигательную активность.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

 

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,   «Художественно-эстетическое развитие».

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,

двигательная.

 

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

 

Приемы: беседа, художественное слово, сюрпризный момент, физкультминутки.

 

Предварительная работа: беседы «Наша родина – Россия», «Государственные символы»; чтение рассказов о Родине, прослушание песен о Родине, гимна РФ, заучивание стихов о родине, о символике страны.

 

Оборудование: мультимедиа, музыкальные колонки,  музыкальные фонограммы, видео запись злого Волшебника, презентация «Национальные символы России», магнитная доска, магниты, картинки – флаг РФ, герб РФ, ромашка, березка, медведь, матрешка; конверт с письмом, коробка для подарка,  игрушка – матрешка; корзинка, предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, лейка; «кочки», «змейка», кегли.

 

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас собралось! Давайте поздороваемся со всеми. А теперь давайте встаем  в кружок и поздороваемся со всеми вокруг.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

 

Воспитатель:  Ребята, мы со всеми дружно поздоровались, пожелали здоровья. От этих слов у нас улучшилось настроение, появилась улыбка на лице. Пусть наш сегодняшней день будет хорошим и успешным.

 Ой, что это, ребята?

Кто-то бросил на оконце, посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо,

Может это воробьишко, пролетая, уронил,

Может кот письмо, как мышку на окошко заманил?

Воспитатель открывает конверт и читает.

 «Здравствуйте дорогие мои детишки. Пишет вам бабушка Варварушка. Я очень люблю нашу Родину. Посылаю вам подарок символ нашей родины, чтоб он вас радовал, и вы с удовольствием с ним играли. До свидания!»

Ребята, давайте посмотрим, что это за подарок? Подходите ко мне, открывайте коробочку. Ой, да тут не чего нет. Куда же он делся?

 

(Сюрпризный момент. На экране появляется видео-обращение злого Волшебника)

Волшебник: Ха-ха-ха.

Я подарок ваш украл,

И себе его забрал.

Сможете его вернуть,

Выполнив  мои задания.

Вам лишь нужно

Проявить терпение,

Старание и умение.

Дружно всё преодолеть

И ответ на все мне дать.

Справитесь, подарок ваш.

             Если нет, то будем мой!

Ха-ха-ха!

 

Воспитатель: Ну, что выполним задания злого Волшебника?

1задание . (достает из коробки листик с заданием) Нужно ответить на вопросы:

Ребята, подумайте и скажите, что такое Родина? (ответы детей)

 

Ребенок: Родина – слово большое, большое

                 Пусть не бывает на свете чудес,

            Если сказать это слово с душою

            Глубже морей оно, выше небес.     

 

Воспитатель: Ребята, Родина – это там, где мы родились, живем, и наш дом, и д/с, и деревце возле дома, и травка, и речка…  Все это родное и называется родиной.

Ребята, скажите, как называется наша Родина? (Россия)

 

Ребенок:    Наша Родина – Россия!

Здесь родились мы на свет,

Нет земли для нас красивей,

И любимей в мире нет!

 

Воспитатель: Как называют людей, которые живут в России? (россияне)

Вспомните и назовите главные символы России? (флаг, герб, гимн)

Давайте я вам помогу, скажите, что такое гимн? (это торжественная песня, ее слушают всегда стоя)

Найдите на картинке герб России. (дети из трёх гербов выбирают нужный)

Что изображено на гербе России? (двуглавый орел)

 

Ребенок:    У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток,

Он смотреть бы сразу мог.

 

Воспитатель: Ребята, а что это за символ? (показ флага РФ)

Назовите основные цвета российского флага (белый, синий, красный)

         Ребята, посмотрите, на вас надеты футболки таких же цветов, что флаг России. Давайте соберем.

Игра «Собери – флаг России»

(Дети выходят и строятся по цвету флага)

Какого цвета верхняя полоска? (ответы детей) Выходите те, кто в белых футболка, становитесь в рядок.  Белый цвет на флаге  означает символ чистоты.

Следующая какая полоска? (синяя ) Синий цвет – это символ верности и правды.

Внизу полоска, какая? (красная). Красный цвет – символ огня, мужества, готовности защищать нашу родину.

Из сколько цветных полосок состоит флаг? (3-х)  Флаг России еще называют триколор, потому что состоит из трёх цветов.

Ребята, герб, гимн, флаг – это главные государственные символы нашей страны. Давайте картинки с изображением герба и флага России прикрепим на доску, чтобы нам их лучше запомнить. (Прикрепляют)

Молодцы, вы справились с первым заданием.

 

2 задание. Воспитатель читает: «Вам нужно отправиться в лес и отыскать

русскую красавицу, стоящую на поляне, в зелёной кофточке, в белом сарафане..  Если боитесь в лес вы идти, то откажитесь»

 

Воспитатель: Ребята, вы не боитесь, справимся с заданием? (да) Тогда в путь.

(Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь». Дети становятся друг за другом, берутся за руки и преодолевают препятствия: идут змейкой. На экране появляется картинка леса, звук пения птиц)

Вот и мы пришли с вами в лес. Как тут красиво. Где же нам искать эту отгадку. Давайте сядем, отдохнем. (Раздается рев медведя) Кто это так ревет?

Дети: Медведь.

 (На экране картинка медведя)

 

Воспитатель: Да это бурый медведь. Медведь - хозяин леса. Он большой, сильный. Это одно из самых крупных хищных животных нашей планеты. Он не просто силен, он могуч, коварен и лют. При кажущейся неповоротливости может быть быстрым и ловким. Он хорошо плавает, ныряет, ловко лазает по труднодоступным местам в поисках пищи.

Медведь - символ богатырской силы, добродушия и ярости, но он может быть послушным, даже смешным. Ребята, где можно встретить такого медведя? (Ответы детей) Конечно же, в цирке. В России люди давно научились приручать медведей, они легко поддаются дрессировке, в цирке мы их видим танцующих, ездящих на велосипеде. Медведь - это национальный символ нашей родины. Запомните это.

 

Игра «Скажи, медведь какой?»

(большой, коричневый, сильный, косолапый, огромный, неуклюжий, страшный, добрый, неповоротливый….)

 

Воспитатель: Пора отправляться дальше, искать отгадку, беритесь за руки и в путь. (Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», дети преодолевают препятствия – идут по извилистой дорожке – по «змейке»)

Как широки просторы нашей родины России. (показ слайдов)

Посмотрите, как красивы и реки, и горы, и поля. А сколько здесь цветов! Отгадайте загадку, о каком это цветке:

Сидит сестричка -

Желтый глазок,

Белые реснички?

(На экране слайд - ромашка)

Ребята, на что ромашка похожа? (ответы детей) Она похожа на солнышко и также как солнышко дарит нам тепло и радость. Какого цвета серединка у ромашки? (желтая), а лепестки? (белые)

А вот посмотрите на две "грустные" серединки. Они потеряли свои  лепестки.

Давайте поможем серединке найти их. Предлагаю поиграть и ромашки вам собрать.

Игра «Собери цветок»

(Дети делятся на две команды,  под русскую народную музыку собирают цветы, кто быстрее)

 

Воспитатель: Ребята, скажите, что за цветы получились? Как они называются?    (ромашки)

А вы знаете, ромашку с давних времён почитали - собирали в букеты и дарили близким, девушки плели венки и гадали, отрывая лепестки: «любит - не любит, сбудется – не сбудется. И цветок ромашка тоже является символом России.

Давайте ромашку прикрепим на доску к символам. (Прикрепляют)

     

И опять продолжим свой путь. Беритесь за руки. (Звучит музыка, идут по узкой дорожке, перелезают через барьер. Останавливаются. На экране слайд - берёзка)

Ребята, посмотрите, а не это ли отгадка?

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

 

Ура, нашли. Это красавица русская берёзка. Россия, край белостволых берез. Нигде в мире нет таких деревьев. Береза – символ силы, могущества, мудрости. Березу с давних времен сажали возле каждого дома, чтобы было здоровье и счастье. Береза – бесценное дерево, оно и лечит, из ее древесины делали посуду, игрушки, мебель. Это очень красивый и нежный символ нашей родины.

Физкультминутка: «Березка»

«Мы березу посадили» - (наклон вперед)

«Мы водой ее полили» - (имитация полива)

«И березка подросла, к солнцу ветки подняла» - (руки вверх)

«А потом их наклонила и ребят поблагодарила» - (руки вниз, наклон вперед).

 

Давайте картинку с березкой русской прикрепим на доску к нашим  символам. (прикрепляют)

         Вот мы выполнили и второе задание злой волшебницы.

 

3 задание. «Добрые поступки»

Задание: с помощью предложенных предметов придумать добрые поступки.

 

Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов. Назовите их: зернышки, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, лейка. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Подумайте и скажите какой?

 

Дети: зернышками можно накормить птиц, игрушку отремонтировать, книжку подклеить, чашку вымыть, лейкой полить цветок.

 

Воспитатель: Ребята, доброта - это важное человеческое качество. Подумайте и скажите, какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)

Добрый - это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова, совершает добрые поступки, внимательный, заботливый, всегда готовый прийти на помощь.

В нашей огромной стране России живет очень много разных народов, все живут очень дружно, помогают друг другу, и все живут в мире и согласие.

Давайте никогда не будем забывать делать добрые дела.

Вот мы с вами выполнили последнее задание злого волшебника.

(Звучит волшебная музыка, на экране)

Волшебник: Наблюдал за вами я,

Очень дружные вы все.

Ваши добрые дела изменили и меня,

Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрел.

Я теперь совсем другой,

Я хороший, а не злой.

Возвращаю вам подарок

И простите вы меня,

Больше делать так не буду.

До свидания детвора!

 

Воспитатель: Ребята, вот какие чудеса творят добрые дела. Даже злой волшебник стал добрым!

Давайте узнаем, что же за подарок - символ нашей Родины прислала вам бабушка Варвара. Отгадайте загадку:

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке.

Что это? (Матрешка.)

Открывайте коробку. (Звучит волшебная музыка)

Верно, это матрешка. Без этой удивительной игрушки нашу Россию никто в мире и не представляет. И когда к  нам в гости приезжают люди из других стран, то обязательно покупают матрешку, нигде больше в мире нет таких удивительных деревянных игрушек! Её любят во всем мире! И если говорят – матрешка, это значит «Россия». Матрёшка - это тоже символ нашей страны. Теперь и вы можете играть с этой замечательной игрушкой. Пусть она вас  только радует.

         Давайте прикрепим картинку с матрешкой к остальным символам на доску. (прикрепляют)

Посмотрите, сколько замечательных символов есть у нашей страны.

Давайте их назовем еще раз. Самые главные символы, это какие? (ответы детей) А еще другие национальные символы нашей страны? (ответы детей)

По  всем этим символам, люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней не были. Эти символы когда-то давно придумал русский народ. И мы с вами должны знать символы нашей страны и любить свою родину.

         Скажите, как же называется наша родина?  (Ответы детей)

 

                   А сейчас предлагаю станцевать всем вместе веселый танец.

 

Флешмоб на песню «Росиночка-Росссия»

 

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Какой же подарок вам подарила бабушка Варвара? (матрёшку)

                        Вам он понравился?

 А кто его украл у вас? (злой волшебник)

     Да, долго вам пришлось искать подарок, вы ничего не испугались, все препятствия преодолели, с заданиями  справились, вы все молодцы!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Формирование целостной картины мира "Символы России" в средней группе.

Этот материал предназначен для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям ( человек, семья, мир, добро, природа, Родина, страна) в процессе познания окружающего мира и самопознания....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Символы России"

Материал полезен воспитателям старших групп, работающих по теме "Наша Родина - Россиия"...

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Задачи:Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающ...

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России»в средней группе

Формируем у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Задачи:Расширяем представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Знакомим с характерными особенностями березы,...

Конспект занятия в средней группе по патриотическому воспитанию "Символы России"

В ходе занятия дети уточняют понятия "Родина", "символы", закрепляют представления о   матрешке, березе, с помощью загадок, песен, дидактических и подвижных игр, рассказа...

Презентация к занятию по патриотическому воспитанию "Символы России"

Презентация к занятию по патриотическому воспитанию "Символы России"...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы России»

Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к Родине, Российской символике, уважения и любви к тому месту, в котором он живет, уважение прошл...