Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России»в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Формируем у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.

Задачи:

Расширяем представления о русской березке, о красоте окружающего мира.

Знакомим с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.

Воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.

Задачи:

Расширяем представления о русской березке, о красоте окружающего мира.

Знакомим с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.

Воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.

Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.

 Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей)

Отгадав загадку, вы узнаете, что это за картинки. Послушайте внимательно.

 Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)

Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрацию.

-Что это? (Лес.)

- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)

- Названия каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)

-А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)

-Красиво в лесу? Вам там понравилось?

Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.

 Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)

Не заботясь о погоде, (открываем след. иллюстр.)

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза) (Открываю картинки березы).

1.Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)

Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

-Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Береза украшает наши города. Это красивое дерево. О ней сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев

2. Стихотворение. «Люблю березку русскую»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится.

Воспитатель:- В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.

3. Физкультминутка «Деревья»

«Ветер дует нам в лицо».

4. Про березу много пословиц, примет, загадок.

Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету; нет дерева белей на свете;

летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.

Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.

5. Игра «Узнай и назови»

Воспитатель задает вопросы детям:

- Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)

- Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)

- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)

- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)

- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)

- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)

- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?

(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)

-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства,  дрова, мебель,  корм для птиц)

-Какое дерево называют кудрявым (береза)

-Какое дерево называют русским (береза)

6. Упражнение «Покажи и назови части дерева».

Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

 Заключительная часть. Подведение итогов.

-С каким деревом вы сегодня познакомились?

-Что вы нового сегодня узнали о березе?

-Что вам понравилось на занятии?

Я раскрываю почки.                          

 В зеленые листочки,

 Деревья одеваю,

 Посевы поливаю,  

Движения полна,  

 Зовут меня ... (весна)

 

Воспитатель: Ребята, березу ценят не только за красоту. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? (собирать березовый сок). Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Березовые дрова считаются ценным топливом. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу (показ иллюстраций).

А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Соберем березку». Вам необходимо из частей собрать березу.

Дидактическая игра «Соберем из частей»

Воспитатель: А теперь немного отдохнем.

Физминутка  «Ай да берёзка! »

1. Мы вокруг березки (Дети идут, взявшись за руки)

Встанем в хоровод.

Радостно и звонко

Каждый запоет.

Припев: Ай да березка, (Дети идут в круг, поднимают руки вверх.)

Белый ствол.

Зеленей, зеленей (Идут назад, опустив руки)

Ты листвой!

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в картинную галерею посмотреть, как изображали художники русскую красавицу березу. Вот только некоторые из них.

Демонстрация репродукций

Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной осени. Посмотрите, на этой картине березки, как настоящие. И. Грабарь «Февральская лазурь». Ребята, на этой картине какая береза? (гигантская, большая, надёжная). Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды. Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Понравились вам картины?

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал,

Листья у берёз считал,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать,

А потом, а потом по порядку разогнём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Задачи:Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающ...

Конспект НОД по окружающему миру «Посадка репчатого лука» для детей средней группы 4–5 лет

Тема НОД: «Посадка репчатого лука»Возраст детей/группа: 4 - 5 лет, средняя группаОсновная образовательная область: исследовательско-познавательное развитие.Интеграция образовател...

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Мы едем в зоопарк» средняя группа

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о животных в нашей и других странах; воспитывать культуру поведения; закрепить умение соблюдать правила безопасности в общественных местах....

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России»

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России»...

Конспект Тема: «Береза – символ России» в средней

КонспектТема: «Береза – символ России» в средней Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира. Задачи: Образовательные: расширить ...

Конспект ООД Тема: «Береза – символ России» в средней группе

Конспект ООД  Тема: «Береза – символ России» в средней группеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художестве...

Интегрированное занятие "Береза - символ России" в средней группе

Расширять и формировать представления детей  о том, что береза - символ России....