Конспект НОД "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад компенсирующего вида №53 «Лесная полянка»
Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим миром
«Перелетные птицы»
в подготовительной к школе группе №9 «Незабудка»
Подготовила:
Воспитатель:
Звездилина М. А.
г. Балашиха
2022 г.
Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)
Задачи:
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой);
- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Методы и приемы: демонстрационная презентация «Перелётные птицы», озеро с лебедями; небо, нарисованное на ватмане; картинки «Строй перелётных птиц».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают,улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи..
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?
Ответы детей
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Ответы детей
Воспитатель: Верно. И сегодня мы будем говорить о перелётных птицах.
Воспитатель: В природе существует большое разнообразии птиц. Где мы можем встретить птиц?
Ответы детей
Воспитатель: Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (перьями). А зачем птицам перья?
Дети: Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Воспитатель: Как называются домики, в которых живут птицы?
Дети: Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек.
Воспитатель: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети: Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель: Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. А почему птицам нечего стало есть?
Дети: Потому что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Воспитатель: А как называются птицы, которые едят насекомых?
Дети: Насекомоядные
Воспитатель: А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: Какой клюв у этих птиц?
Ответы детей
Воспитатель: А почему у насекомоядных птиц такой клюв?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, послушайте, что о себе говорит трясогузка: «Я – трясогузка, одна из самых полезных птиц. Я уничтожаю мух, комаров, за которыми ловко гоняюсь в воздухе. Большую пользу я приношу в огороде, где быстро бегаю по грядкам и склёвываю с земли и растений насекомых. Я - очень подвижная птичка. Даже отдыхая, я ежеминутно помахиваю своим длинным хвостиком.»
Воспитатель: Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? Почему?
Ответы детей
Воспитатель: Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Как вы думаете, почему их так называют?
Как вы думаете, почему водоплавающие птицы улетают последние? Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Ответы детей
Воспитатель: А как называются птицы, которые не улетают в тёплые края?
Ответы детей
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу – дети приседают на корточки.
Воспитатель: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают в тёплые страны? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином (показ картинки), цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу (показ картинки), утки, гаги, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало(показ картинки). А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, все ли птицы улетели в тёплые страны? Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный лес. (Дети образуют круг, идут друг за другом и выполняют движения)
В лес гулять мы пойдём (шагаем)
Вброд ручей перейдём (высоко поднимаем колени)
Небывалой высоты у ручья растут кусты (руки вверх, подняться на носочки)
Посмотри по сторонам, что же лес подарит нам? (поворачиваем головы в стороны)
Наклонись, возьми рябинку, положи её в корзинку. (наклоны)
Крепкий маленький грибок мы положим в кузовок. (приседаем)
Воспитатель: Ребята, что-то никого не видно, а давайте скажем волшебные слова.
Су-су-су - живёт лиса в лесу. Сы - сы - сы- не боюсь я злой лисы. Са -са-са- появляйтесь чудеса. (На дереве сидит сорока)
Воспитатель: А вот – сорока. Но эта сорока необычная, дело в том, что она моя старая знакомая. Я живу недалеко от леса, и однажды зимой в сильный мороз прилетела сорока, села на забор и застрекотала. Я у неё спросила: «Что тебе надо, сорока?». А она говорит: «Можно зёрнышек поклевать с кормушки?» Клюй, говорю я, только осторожно, не обижай синичек! С тех пор она часто ко мне прилетает полакомиться, и всякий раз рассказывает о лесных новостях. А вот о чём она мне поведала вчера. В лесу, где она живёт, есть озеро, там плавают лебеди. Им пора лететь в тёплые края, но они не хотят улетать, не попрощавшись с вами. Ребята, хотите попрощаться с лебедями?
Воспитатель: Ребята, какие красивые лебеди, а почему вода в озере стала такая тёмная?
Предположения детей
Воспитатель: Да, наступила поздняя осень, утренники стали холодными, холодный осенний ветер срывает последние листья с деревьев, вода в реках и озёрах потемнела, вот-вот покроется льдом, поэтому лебедям пора улетать. Но прежде чем попрощаться с птицами, давайте с вами вспомним, какие из них уже улетели и поиграем в игру «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель показывает 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль.
Воспитатель: А сейчас, ребята, пора прощаться. Давайте лебедям поможем подняться в небо, только вспомним, каким строем летят эти красивые птицы (клином). Как называется птица, которая летит первая? (Дети прикрепляют птиц на небо, нарисованное на ватмане). Ребята, дорога будет дальняя и трудная несколько дней и ночей понадобится птицам, чтобы долететь до юга. Что мы пожелаем лебедям?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, не грустите, ведь скоро, осень полностью придет в наш горол, к нам возвращаются из леса на зимовку синички и другие зимующие птицы. У нас появится новая забота, какая? Как мы их можем встретить?
Ответы детей
Подведение итогов занятия
Воспитатель: Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....
Конспект-занятие "Птицы"
для воспитателей....
Конспект занятия "Птицы республики Коми"
Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...
Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)
Содержание занятия по ручному труду основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...
конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...
Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...