Конспект НОД "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Звездилина Мария Александровна

Конспект НОД "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Перелетные птицы"23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад компенсирующего вида №53 «Лесная полянка»

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим миром

«Перелетные птицы»

в подготовительной к школе группе №9 «Незабудка»

Подготовила:

Воспитатель:

Звездилина М. А.

г. Балашиха

2022 г.

Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)

Задачи:

  • закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
  • активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой);
  • развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
  • воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Методы и приемы: демонстрационная презентация «Перелётные птицы», озеро с лебедями; небо, нарисованное на ватмане; картинки «Строй перелётных птиц».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают,улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи..

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Ответы детей

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Ответы детей

Воспитатель: Верно. И сегодня мы будем говорить о перелётных птицах.

Воспитатель: В природе существует большое разнообразии птиц.  Где мы можем встретить птиц?

Ответы детей

Воспитатель: Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (перьями). А зачем птицам перья?

Дети: Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Воспитатель: Как называются домики, в которых живут птицы?

Дети: Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек.

Воспитатель: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети: Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель: Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.  А почему птицам нечего стало есть?

Дети: Потому что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.

Воспитатель: А как называются птицы, которые едят насекомых?

Дети: Насекомоядные

Воспитатель: А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Какой клюв у этих птиц?

Ответы детей

Воспитатель: А почему у насекомоядных птиц такой клюв?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, послушайте, что о себе говорит трясогузка: «Я – трясогузка, одна из самых полезных птиц. Я уничтожаю мух, комаров, за которыми ловко гоняюсь в воздухе. Большую пользу я приношу в огороде, где быстро бегаю по грядкам и склёвываю с земли и растений насекомых. Я -  очень подвижная птичка. Даже отдыхая, я ежеминутно помахиваю своим длинным хвостиком.»

Воспитатель: Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Как вы думаете, почему их так называют?

Как вы думаете, почему водоплавающие птицы улетают последние? Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Ответы детей

Воспитатель: А как называются птицы, которые не улетают в тёплые края?

Ответы детей

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу – дети приседают на корточки. 

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают в тёплые страны? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином (показ картинки), цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу (показ картинки), утки, гаги,  чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало(показ картинки). А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, все ли птицы улетели в тёплые страны? Тогда давайте отправимся в путешествие  в сказочный лес. (Дети образуют круг, идут друг за другом и выполняют движения)

В лес гулять мы пойдём (шагаем)

Вброд ручей перейдём (высоко поднимаем колени)

Небывалой высоты у ручья растут кусты (руки вверх, подняться на носочки)

Посмотри по сторонам, что же лес подарит нам? (поворачиваем головы в стороны)

Наклонись, возьми рябинку, положи её в корзинку. (наклоны)

Крепкий маленький грибок мы положим в кузовок. (приседаем)

Воспитатель: Ребята, что-то никого не видно, а давайте скажем волшебные слова.

Су-су-су - живёт лиса в лесу.                                                                                                                                            Сы - сы - сы- не боюсь я злой лисы.                                                                                                                                                          Са -са-са- появляйтесь чудеса.                                                                                                                                               (На дереве сидит сорока)

Воспитатель: А вот – сорока. Но эта сорока необычная, дело в том, что она моя старая знакомая. Я живу недалеко от леса, и однажды зимой в сильный мороз прилетела сорока, села на забор и застрекотала. Я у неё спросила: «Что тебе надо, сорока?». А она говорит: «Можно зёрнышек поклевать с кормушки?»  Клюй, говорю я, только осторожно, не обижай синичек! С  тех пор она часто ко мне прилетает полакомиться, и всякий раз рассказывает о лесных новостях. А вот о чём она мне поведала вчера. В лесу, где она живёт, есть озеро, там плавают лебеди. Им пора лететь в тёплые края, но они не хотят улетать, не попрощавшись с вами. Ребята, хотите попрощаться с лебедями?

Воспитатель: Ребята, какие красивые лебеди, а почему вода в озере стала такая тёмная?

Предположения детей

Воспитатель: Да, наступила поздняя осень, утренники стали холодными, холодный осенний ветер срывает последние листья с деревьев,  вода в реках и озёрах потемнела, вот-вот покроется льдом, поэтому лебедям пора улетать. Но прежде чем попрощаться с птицами, давайте с вами вспомним, какие из них уже улетели и поиграем в игру «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель показывает 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль.

Воспитатель: А сейчас, ребята, пора прощаться. Давайте лебедям поможем подняться в небо, только вспомним, каким строем летят эти красивые птицы (клином). Как называется птица, которая летит первая? (Дети прикрепляют птиц на небо, нарисованное на ватмане). Ребята, дорога будет дальняя и трудная несколько дней и ночей понадобится птицам, чтобы долететь до юга. Что мы пожелаем лебедям?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, не грустите, ведь скоро, осень полностью придет в наш горол, к нам возвращаются из леса на зимовку синички и другие зимующие птицы. У нас появится новая забота, какая? Как мы их можем встретить?

Ответы детей

Подведение итогов занятия

Воспитатель: Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...