Экспериментальная лаборатория Смешариков
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Паспорт центра «Экспериментальная лаборатория Смешариков"
Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_laboratoriya_smesharikov.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт центра «Экспериментальная лаборатория Смешариков"
Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Задачи, решаемые в центре экспериментирования:
Обучающая:
формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира и их свойствах.
Развивающая:
развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств;
Воспитательная:
воспитывать умение выслушивать и выполнять задания воспитателя, аккуратность при выполнении работы, чувство радости от коллективной деятельности.
Место расположения центра экспериментирования
Наш центр экспериментирования находится в тихой зоне в помещении группы. Он размещен рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр.
В центре достаточно естественного освещения.
Центр «Песок и вода» расположен рядом с умывальной комнатой.
Дополнительная информация
Введение сказочных персонажей превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию. От их лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Смешарики помогают воспитанникам в экспериментирование подготавливают нужные материалы к занятию, оставляют подсказки, присылают описания интересных опытов.
Наш центр «Экспериментальная лаборатория Смешариков» состоит из нескольких зон:
1 зона – мини - лаборатория «Смешариков».
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
- специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки и т. п.);
- природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки и т. п.);
-приборы – помощники (лупа, компас, зеркало, весы и др.);
- медицинский материал (шприцы без иголок, пипетки, ватные палочки и др.);
- материалы для изучения свойств воздуха (мыльные пузыри, трубочки, воздушные шары, вертушки и т. д.);
- материалы для изучения свойств звука (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики)
- материалы для изучения свойств магнита (магнит, скрепки, металлические предметы).
В мини - лаборатории находятся коллекции:
-Коллекция семян.
-Коллекция ниток.
-Коллекция ракушек.
-Коллекция камней.
- Календарь природы.
2 зона – центр природы.
В группе есть центр природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
Есть тематические альбомы:
-луговые цветы,
-садовые цветы,
-комнатные растения,
-насекомые,
В центре природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования.
3 зона – центр «Хочу всё знать».
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии, картинки:
-времена года,
-деревья,
-растительный мир, грибы,
-природные явления,
-насекомые,
-птицы,
-животные жарких стран,
-домашние животные и птицы,
-дикие животные,
-животные Севера.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, а также альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
4 зона - наша игротека.
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы.
Создана картотека игр:
-"Кто где живет?"
-"О животных"
-" О растениях"
-"Хочу все знать!"
-"Ассоциации"
-"Зоологическое лото"
-"Большие и маленькие"
-"Кто чем питается"
-"Как растет живое"
-"Что из чего сделано"
-"Времена года"
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
5 зона - «Огород на окне».
На окне обустраивается огород. Посадки: лук, укроп, фасоль, перец сладкий, помидор, С детьми сделали бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсили ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
Эстетичность
-Все материалы и оборудование имеют привлекательный вид, и заменяются на новые, т.к. в процессе познавательно – исследовательской деятельности могут потерять свой внешний вид и первоначальные свойства.
- Все материалы оформлены в прозрачные контейнеры с крышкой, и дети легко смогут увидеть, что там лежит.
- Все контейнеры промаркированы специальными значками, чтобы дети понимали, что можно делать с содержимым контейнера или ёмкости.
Научность
-В центре экспериментальной деятельности дети формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций
-В процессе экспериментальной деятельности не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
Доступность
Материалы и приборы размещены в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали.
Безопасность
-Полка, закреплена креплениями к стене.
-В центре опытно-экспериментальной деятельности размещены правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований. Воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с центром.
-Все игрушки, мебель соответствуют нормам СанПиН (изготовлены из безопасных материалов).
-Столы, стулья регулируются под детей группы.
-Электрические розетки и приборы (музыкальный центр) находятся вне зоны доступа детей.
-С детьми проводятся беседы – инструктажи по правилам поведения в центре экспериментирования, по правилам использования материалов центра.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)
Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)Воспитатель: 1 квалификационной категории...
Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
открытое занятие в подготовительной группе...
Экспериментальная лаборатория
Конспект занятия по позновательному развитию для детей подготовительной группы....
«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»
«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:• Познако...
Экспериментальная лаборатория «Воздух и его свойства»»
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....
ПАСПОРТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УГОЛКА «СУПЕРДЕТКИ» (МИНИ – ЛАБОРАТОРИИ «СМЕШАРИКА ПИНА») ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «КАРАПУЗИКИ»
Материал полезен для воспитателей....
«Научно- экспериментальная лаборатория» Конспект ООД по опытно экспериментальной деятельности
Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать ло...