Экспериментальная лаборатория Смешариков
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Наталья Викторовна Сулейманова

Паспорт центра  «Экспериментальная лаборатория Смешариков"

Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_laboratoriya_smesharikov.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт центра  «Экспериментальная лаборатория Смешариков"

Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Задачи, решаемые в центре экспериментирования:

Обучающая:

формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира и их свойствах.

Развивающая:

развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств;

Воспитательная:

воспитывать умение выслушивать и выполнять задания воспитателя, аккуратность при выполнении работы, чувство радости от коллективной деятельности.

Место расположения центра экспериментирования

         Наш центр экспериментирования находится в тихой зоне в помещении группы. Он размещен рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр.

В центре достаточно естественного освещения.

Центр «Песок и вода» расположен рядом с умывальной комнатой.

                   

Дополнительная информация

Введение сказочных персонажей превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию. От их лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Смешарики помогают воспитанникам в экспериментирование  подготавливают нужные материалы к занятию, оставляют подсказки, присылают описания интересных опытов.

Наш центр  «Экспериментальная лаборатория Смешариков» состоит из нескольких зон:

1 зона – мини - лаборатория «Смешариков».

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

- специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки и т. п.);

- природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки и т. п.);

-приборы – помощники (лупа, компас, зеркало, весы и др.);

- медицинский материал (шприцы без иголок, пипетки, ватные палочки и др.);

- материалы для изучения свойств воздуха (мыльные пузыри, трубочки, воздушные шары, вертушки и т. д.);

- материалы для изучения свойств звука (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики)

- материалы для изучения свойств магнита (магнит, скрепки, металлические предметы).

В мини - лаборатории находятся коллекции:

-Коллекция семян.

-Коллекция ниток.

-Коллекция ракушек.

-Коллекция камней.

- Календарь природы.

2 зона – центр  природы.

В группе есть центр природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

Есть тематические альбомы:

-луговые цветы,

-садовые цветы,

-комнатные растения,

-насекомые,

В центре  природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования.

3 зона – центр «Хочу всё знать».

Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.

Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии, картинки:

-времена года,

-деревья,

-растительный мир, грибы,

-природные явления,

-насекомые,

-птицы,

-животные жарких стран,

-домашние животные и птицы,

-дикие животные,

-животные Севера.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, а также альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.

4 зона - наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы.

Создана картотека игр:

-"Кто где живет?"

-"О животных"

-" О растениях"

-"Хочу все знать!"

-"Ассоциации"

-"Зоологическое лото"

-"Большие и маленькие"

-"Кто чем питается"

-"Как растет живое"

-"Что из чего сделано"

-"Времена года"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

5 зона - «Огород на окне».

На окне обустраивается огород. Посадки: лук, укроп, фасоль, перец сладкий, помидор, С детьми сделали бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсили ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

Эстетичность

        -Все материалы и оборудование имеют привлекательный вид, и заменяются на новые, т.к. в процессе познавательно – исследовательской деятельности могут потерять свой внешний вид и первоначальные свойства.

      - Все материалы оформлены в прозрачные контейнеры с крышкой, и дети легко смогут увидеть, что там лежит.

      - Все контейнеры промаркированы специальными значками, чтобы дети понимали, что можно делать с содержимым контейнера или ёмкости.

Научность

        -В центре экспериментальной деятельности дети формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций

        -В процессе экспериментальной деятельности не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

Доступность

         Материалы и приборы размещены в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали.

Безопасность

       -Полка,  закреплена креплениями к стене.

       -В центре опытно-экспериментальной деятельности размещены правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований. Воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с центром.

       -Все игрушки, мебель соответствуют нормам СанПиН (изготовлены из безопасных материалов).

       -Столы, стулья регулируются под детей группы.

       -Электрические розетки и приборы (музыкальный центр) находятся вне зоны доступа детей.

       -С детьми проводятся беседы – инструктажи по правилам поведения в центре экспериментирования, по правилам использования материалов центра.

         Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)Воспитатель: 1 квалификационной категории...

Экспериментальная лаборатория

Конспект занятия по позновательному развитию для детей подготовительной группы....

«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»

«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:• Познако...

Экспериментальная лаборатория «Воздух и его свойства»»

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....

«Научно- экспериментальная лаборатория» Конспект ООД по опытно экспериментальной деятельности

Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать ло...