Конспект НОД с применением методологии ТРИЗ "Как Незнайка профессию выбирал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД с применением методологии ТРИЗ "Как Незнайка профессию выбирал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kak_neznayka_professiyu_vybiral.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Тихонова Алена Петровна,
МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
воспитатель
НОД по ознакомлению с окружающим миром с применением методологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе «Как Незнайка профессию выбирал»
Цель: формирование представлений о строительных профессиях.
Задачи:
Обучающие:
- расширять и конкретизировать знания о строительных профессиях;
- познакомить с профессией архитектора.
- обогащать речь детей существительными, обозначающими названия строительных профессий и материалов.
- показать значимость профессии строителя.
Развивающие:
- развивать речевую активность, диалогическую речь;
- развивать пространственную ориентацию воспитанников.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к строительным профессиям.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация, игра с мячом, физминутка; наглядный – презентация, модель системного оператора, листы с разноуровневыми заданиями; словесный – беседа, вопросы к детям, объяснение, указание, инструкция, художественное слово (загадки, стихотворение), рассказ воспитателя, поощрение, рассказы детей по системному оператору, рефлексия; практический – работа с разноуровневыми заданиями (ориентировка на листе бумаги), работа с системным оператором, самоконтроль.
Материал и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация; мяч, маркер;
демонстрационный материал: девятиэкранный системный оператор, нарисованный на доске;
раздаточный материал: листы бумаги с домами, силуэты матрёшек на каждого ребёнка, простые карандаши.
Предварительная работа:
- беседа о профессиях,
- дидактическая игра «Назови профессию»,
- работа с системным оператором,
- ориентировка на листе бумаги.
Ход занятия:
1.Вводная часть. Игровая мотивация
Дети стоят вокруг воспитателя. Презентация. Слайд 2
Воспитатель: - Незнайка решил пойти работать, но не знает, кем лучше быть? Что делать, как быть?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Вы хотите помочь Незнайке? А вы сможете? Расскажите Незнайке, какие вы знаете профессии?
Дети: - Повар, учитель, воспитатель…
Воспитатель: - Как много вы назвали разных профессий. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте поиграем в игру.
Игра с мячом «Кто что делает?»
Воспитатель называет профессию, дети – действие.
Врач - лечит, повар - готовит, пилот – летает, художник – рисует и т.д.
2. Основная часть
Воспитатель: - Незнайка решил стать строителем. Но чтобы начать любое строительство, у строителей должен быть план будущего здания. Кто же этот план разрабатывает?
Ответы детей.
Воспитатель: - Это архитектор. Кто же такой архитектор? (Предположения детей). Хотите я вам расскажу?
Воспитатель: (Презентация. Слайд 3) - «Архитектор» – это греческое слово. Оно означает «главный строитель». Архитектор – очень важная профессия. Архитекторы проектируют, т. е. изображают на бумаге в виде планов и чертежей дома и заводы, мосты и набережные и многое другое.
Чтобы легче было сделать чертёж дома, заполним волшебный телевизор (системный оператор).
На доске нарисован системный оператор с девятью экранами. Педагог задаёт вопросы и приглашает к доске ответивших детей для заполнения пустых экранов.
Воспитатель: - Из каких частей состоит дом?
Дети: - Стены, крыша, фундамент.
Воспитатель: - Частью чего является дом?
Дети: - Города, микрорайона.
Воспитатель: - Какие раньше были дома?
Дети: - Деревянные, одноэтажные.
Воспитатель: - Каким дом может стать в будущем?
Дети: - Небоскрёбом.
Воспитатель: - Частью чего является одноэтажный деревянный дом?
Дети: - Деревни.
Воспитатель: - Частью чего является небоскрёб?
Дети: - Огромного города, мегаполиса.
Воспитатель: - Верно. Вот мы и заполнили волшебный телевизор. Кто хочет рассказать о развитии дома?
Рассказы детей по системному оператору
Воспитатель: - Чтобы в новый дом вселились жильцы, строителям придётся много потрудиться. А именно разровнять площадку для будущей стройки. Какие машины могут это сделать?
Дети: - Трактор, бульдозер.
Воспитатель: (Презентация. Слайд 4) - Для начала, чтобы дом был прочным, нужно заложить фундамент (основу), а для этого нужно вырыть в земле котлован (большую, глубокую яму) при помощи экскаватора. А кто управляет экскаватором, ребята?
Дети: - Экскаваторщик.
Воспитатель: (Презентация. Слайд 5) - Котлован для фундамента вырыт и к работе приступают бетонщики. Чем они занимаются? Они заливают котлован бетоном, привозит его водитель на бетономешалке. А почему корпус бетономешалки всё время вращается? Когда бетон застынет, получится фундамент для здания. Фундамент у нашего дома есть, теперь нужно ставить стены, кто же это сделает? (Презентация. Слайд 6)
Дети: - Каменщик кладёт (строит) из кирпича стены, крановщик на подъёмном кране подаёт кирпичи наверх.
Воспитатель: - Ребята, а как называется состав, которым каменщик скрепляет между собой кирпичи?
Дети: - Цемент.
Воспитатель: - Каким инструментом пользуется каменщик?
Дети: - Мастерок.
Воспитатель: - Ребята, из чего ещё в городе строят дома?
Дети: - Из бетонных плит.
Воспитатель: - У дома уже есть стены и фундамент, чего ещё не хватает? Правильно, крыши. Кто же из строителей нам поможет? (Презентация. Слайд 7)
Дети: - Крановщик.
Воспитатель: - Да, крановщики на подъёмном кране легко поднимают вверх огромные металлические конструкции, а строители-монтажники соединяют их между собой. (Презентация. Слайд 8) Работа у них тяжёлая и опасная: ведь они трудятся и в жару, и в холод на большой высоте. Поэтому в монтажники идут работать только смелые люди.
Воспитатель: - Устал наш Незнайка, пора ему отдохнуть. Выходите на ковёр.
Физкультминутка «Не пропусти профессию»
Дети встают в круг, воспитатель называет слова, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте: Лампа, водитель, ножницы, строитель, берёза, токарь, столяр, болтун, крановщик, архитектор, одеяло, стрекоза, маляр, огонь, гроза, плотник, листок, электрик, тетрадь, врач, экскурсовод, цветок, учитель.
Воспитатель: - Но чтобы наш дом достроить, ещё много мастеров должно потрудиться. А каких? Мы сейчас с вами узнаем. А для этого нам нужно загадки отгадать. ( Воспитатель читает загадки, а когда дети ее отгадают, на интерактивной доске появляется картинка с изображением профессии или машины)
Стен поверхность он равняет,
Кладёт шпаклёвку, зачищает.
(Штукатур)
(Презентация. Слайд 9)
Есть у мастера сноровка –
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой.
(Маляр)
Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
(Плотник)
(Презентация. Слайд 10)
Вдруг погас в квартире свет.
Как нам быть, кто даст совет?
Мы его скорей зовём.
Он приходит сразу в дом.
Ремонтирует проводку.
(Электрик)
(Презентация. Слайд 11)
Воспитатель: - Незнайка приготовил для вас задание. (На столах перед каждым ребёнком находятся силуэты матрёшек и листы бумаги с разноуровневыми заданиями. Это дома с шестью- и двенадцатью окнами).
Воспитатель: - Красивый новый дом готов, осталось расселить жильцов. Поместите матрёшку в красном платке в правое верхнее окно, матрёшку в зелёном платке – в нижнее левое окно, матрёшку в жёлтом платке поместите в среднее окно (в центре), а матрёшку в синем платке – в правое нижнее окно. В левом верхнем углу нарисуйте любой предмет, который вы хотите взять с собой в новый дом.
Педагог уточняет у воспитанников, в каких окнах находятся нарисованный предмет и матрёшки в разных платках. Воспитанники проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: - Вот, ребята, как много людей трудилось, чтобы построить новый красивый дом. И, конечно же, без помощи машин при строительстве дома не обойтись. Ребята, а какие машины помогают людям строить дома?
Дети: - Кран, бетономешалка, экскаватор.
Воспитатель: - Профессия строитель имеет огромное значение в нашей жизни. Давайте еще раз назовем Незнайке все строительные профессии.
Дети: - Каменщик, бетонщик, маляр, штукатур, крановщик, электрик, монтажник…
Воспитатель: - Молодцы, все профессии назвали правильно. Какие же дома должны строить для людей строители?
Дети: - Крепкие, надежные, прочные, красивые, теплые.
Воспитатель: - Правильно.
Точно в срок построит он:
Небоскрёб и стадион.
Детский садик и больницу,
Магазинов вереницу.
Даже дом, скажу вам я,
Где живет моя семья,
(и другие жители)
Строили – строители!
И. Ильх
3.Рефлексия (Презентация. Слайд 12)
Воспитатель: - Смогли мы помочь Незнайке?
Дети: - Да, мы рассказали Незнайке о профессиях.
Воспитатель: - Теперь Незнайка смог выбрать профессию, он будет крановщиком. А кто-нибудь из вас хочет стать строителем?
Дети: - Да. (Дети называют строительные профессии).
Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) Где вам пригодятся новые знания?
Дети: - Во время игры; в школе; когда будем выбирать, где работать; можно друзьям рассказать, родителям, брату или сестре.
Воспитатель: - Кто сегодня испытывал затруднения и в чём? Кому было легко? Ответы детей
Незнайка благодарит всех за помощь и прощается с нами.
Использованная литература и интернет-источники
1.Вострухина Т. Н., Кондрыкская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
2. Никитина А. В. Занятия с детьми 6-7 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. . – СПб.: КАРО, 2012.
3. zanimatika.narod.ru/Narabotki14_stroiteli_stihi.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "профессию выбираю в детском саду" Профессия-фермер.
Фермер сегодня - это не только тот, кто выращивает овощи и фрукты или занимается животными, это полноценный бизнесмен! То есть мы говорим об уникальной, профессии, в рамках которой уживаются эколог, э...
Конспект НОД "Волшебница зима" с применением методологии ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект НОД "Волшебница зима" с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе...
Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...
Конспект образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию старших дошкольников на тему: "Играем, мечтаем - профессию выбираем"
Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми 6-7 лет. Цель-ранняя профориентация дошкольников. Форма проведения - игра-экскурсия в "мир профессий" с выполнением заданий в м...
Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированное занятие тема: «Играем - профессию выбираем » в старшей группе
Цель : Совершенствование и конкретизирование представлений детей о мире профессий...
Интегрированное занятие с применением методологии ТРИЗ "Мастерская Василисы Премудрой" для детей старшего дошкольного возраста.
Интегрированное занятие с применением методологии ТРИЗ "Мастерская Василисы Премудрой" для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия в старшей группе по музыке" Мы выбираем профессии"
Конспект занятия в старшей группе по музыке" Мы выбираем профессии"...