Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Старичку Лесовичку»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кирьякова Ирина Валериевна

Конспект

итоговой  

непосредственной образовательной деятельности

 для детей старшего дошкольного возраста

 

 

 «В гости к Старичку Лесовичку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

итоговой  

непосредственной образовательной деятельности

 для детей старшего дошкольного возраста

 «В гости к Старичку Лесовичку»

                                                                                 

                                                                                 

                                                                                    Подготовила:

Кирьякова И.В.

2023

Цель:

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках времен года.

Задачи:

Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда людей.

Сформировать обобщенное представление о животном и растительном мире в разное время года.

Приучать детей запоминать мудрые изречения, в которых собран опыт многих поколений предков, накопленный тысячелетиями.

Закрепить знания детей о свойствах воды, ее необходимости для всего живого.

Повторить с детьми последовательность месяцев в году.

Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг другу.

Материал: «Уголки леса», оформленные по временам года, записи голосов перелетных и зимующих птиц, фоновая музыка по временам года, семена цветов, лоток с землей, кувшин с водой, инвентарь для труда, листы бумаги а4, краски, кисти, салфетки, материал для нетрадиционных техник рисования, письмо от Старичка Лесовичка.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от Старичка Лесовичка, он приглашает нас к себе в гости. Вот послушайте, что он нам пишет: «Дети, я вас не видел целый год. Мне очень интересно увидеться с вами, вы наверное подросли, многому научились. Приглашаю вас к себе в гости в мой сказочный лес. Буду очень рад нашей встрече. Старичок Лесовичок.»

Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение Старичка Лесовичка? Тогда давайте собираться в дорогу. Сначала необходимо вспомнить правила поведения в лесу. (Ответы детей)

 Воспитатель: Как вы думаете на каком транспорте мы можем отправиться лес? (Ответы детей) Правильно, на экскурсию в лес лучше всего идти пешком, потому что транспорт может навредить природе. А самое главное, ребята, пешие прогулки приносят нашему здоровью большую пользу, идя по лесу пешком мы наблюдаем много интересного и увлекательного. Но сегодня у нас с вами необычная прогулка, а сказочная. Поэтому закройте глаза и послушайте звуки природы. Представьте себе, что вы оказались в необычном, сказочном лесу.

 (Дети закрывают глаза, в это время открывается занавес и открывается понорамма леса, оформленная по четырем временам года, ребят встречает Старичок Лесовичок).

Старичок лесовичок: Здравствуйте, дети! Я так рад вас видеть, очень уж за вами я соскучился. Как вы подросли, повзрослели. Наверное  много нового и интересного узнали за этот год, многому научились? (Ответы детей) Ребята, я бы очень хотел, чтобы вы и меня старика научили и рассказали то, чему вы научились за это время.

Воспитатель: Конечно, дедушка,  ребята с радость поделятся с тобой всем тем, что они знают и умеют. Правда,  ребята? (Ответы детей) Дети, посмотрите, какой необычный лес  в котором живет Лесовичок. Как вы думаете,  почему он так выглядит? (Ответы детей) Правильно, ребята, в каждом уголке леса живут разные времена года. Давайте  вспомним какие.(Ответы детей) Но у каждого времени года есть три брата, кто это? (Ответы детей) Правильно, дети, это месяцы. Назовите их по порядку. (Ответы детей)

Сейчас мы с вами отправимся в гости к первому времени года. (Дети подходят к «уголку леса», оформленному по осеннему). Ребята, какое это время года? По каким признакам вы это определили? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Лесовичку о народных приметах, по которым можно определить, какая будет осень и зима.

Старичок Лесовичок: А что такое народные приметы?

Воспитатель: Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. Расскажите, дети, какие вы знаете осенние приметы, поговорки. (Ответы детей)

«Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме».

«Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме».

«Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает – к дождю».

«Если пузыри от дождя по воде – продолжительное ненастье».

Воспитатель: Русский народ оставил нам огромное богатство – мудрые приметы, поговорки о всех временах года. Одна из первых примет осени – желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала». Осень очень красивое время года, многие поэты восхищались ее красотой. Ребята, давайте вспомним стихи, которые мы знаем об этом времени года. (Ответы детей)

Осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

( З. Федоровская)

Осень.

Ходит осень по дорожке ,

Промочила в луже ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый –

Желто – розовый, кленовый.

                                                                 ( В. Авдиенко )

Воспитатель: Правильно, подметил автор этого стихотворения, осенью земля устлана необычайной красоты ковром из разноцветных листьев. А  как вы думаете, ребята, можно ли эти листья сгребать в кучи и сжигать? (Ответы детей). Конечно же, ребята, этого делать нельзя, потому что в опавшей листве на зиму прячутся многие насекомые. А почему листья опадают с деревьев? (Ответы детей)

Старичок Лесовичок: Ребята, а как вы думаете, почему в осеннем лесу так тихо, не слышно пения птиц? (Ответы детей).

Воспитатель: Лесовичок, а ты разве не знаешь, почему на зиму перелетные птицы улетают от нас в теплые края?

Старичок Лесовичок: Не знаю, просто удивляюсь, почему им не нравится наша русская зима.

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Лесовичку, почему так происходит и расскажем какие птицы остаются с нами зимовать и как мы заботимся о них. (Ответы детей). Лесовичок, наши ребята любят все времена года, потому что они прекрасны каждое по своему, и сейчас они тебе об этом расскажут.

Старичок Лесовичок: Правда, тогда давайте поскорее пройдем дальше в мой чудесный лес. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сказочно красивый уголок леса. Какое время года здесь живет? (Ответы детей).Правильно, это красавица русская зима. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство. Мы все любим любоваться красотой зимних явлений. Ребята , а какие зимние явления вы знаете. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен ли снег растениям? Почему снежный покров сравнивают с одеялом. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какие народные приметы мы знаем о зиме. (Ответы детей)

 «Много снега – много хлеба»

«День начинается туманом – быть оттепели».

«Если ночью был иней – днем снега не жди».

«Иней на деревья – к морозу»

Воспитатель: Давайте, ребята,  вспомним стихотворение С.Пшеничных «О чем поет снег», которое мы учили.

Снег искрится, кружит, метет,

Тихим голосом песню поет,

Укрывает поля одеялом:

- Спи, земля, ты, наверно, устала –

Щедрым осенью был урожай!

Спи теперь до весны, отдыхай. 

Старичок Лесовичок: Ребята, я в зимнем лесу повстречал вашего старого знакомого, снеговика. Он поделился со мной льдинками, которые вы ему подарили, но они растаяли.(Показывает кувшин с водой) Но я не расстраиваюсь, вода мне тоже пригодится, чтобы утолить жажду.

Воспитатель: Ребята, расскажите дедушке, можно ли пить талую воду? (Ответы детей)

Воспитатель: Старичок Лесовичок, видишь как много ребята рассказали тебе о зиме.

А теперь нам пора двигаться дальше. Посмотрите, дети, какой красивый уголок леса. Как вы думаете, какое время года здесь живет? (Ответы детей)

Правильно, здесь живет красавица весна. Каждое время года радует своей неповторимостью, но весна по особенному, она рассыпает по земле изумруды зелени, весной просыпается и обновляется вся природа. Давайте вспомни, по каким признакам можно определить о наступлении весны. (Ответы детей)

Воспитатель: Дедушка, послушай, это поют наши старые знакомые – перелетные птицы. (Звучит фонограмма голосов птиц) Ребята, а голоса каких птиц мы слышим? (Ответы детей) Слушая эти голоса, так и хочется вспомнить стихи о весне, правда дети? (Ответы детей)

Дети читают стихи о весне

Весна

Пришла весна- красна и вот

Свои подарки раздает:
Лесным деревьям и зверям,
Пушисто-белым облакам.
Кому-то листья и траву,
Кому-то неба синеву,
Кому-то звонкую капель,
Кому-то птиц веселых трель,
Кому-то шубки поменяет,
Кого-то ветром приласкает
И теплым солнечным лучом
И первым ласковым цветком.

Весна

Пробудившись ото сна,

Кистью мягкою весна

На ветвях рисует почки

На полях — грачей цепочки,

Над ожившею листвой –

Первый росчерк грозовой,

А в тени прозрачной сада –

Куст сирени у ограды.

Воспитатель: Но с приходом весны хлопот прибавилось не только у птиц и у животных. Люди так же заняты весенними хлопотами. Наши ребята решили помочь тебе, дедушка, посеять цветы для твоего цветника. Чтобы ты летом мог любоваться красивыми цветами. (Дети сеют семена цветов в цветочные горшки. Лесовичок благодарит детей за помощь).Вот теперь, дедушка, пригодится твоя талая вода, чтобы полить наши будущие цветы.

Воспитатель: А теперь нам пора отправляться дальше в путь, нас ждет впереди еще одно время года. Какое ребята? (Ответы детей) Правильно, лето.

Это время года больше всего радует нашу ребятню. Почему ребята? (Ответы детей) Дедушка, мы с ребятами приглашаем тебя к нам в детский сад летом. Наши дети научат тебя еще многому интересному и полезному. А на прощанье мы хотим тебе подарить рисунок березки, символ нашего детского сада, в разное время года.

(Дети садятся за столы и рисуют березки в разное время года, используя различные нетрадиционные техники рисования).

В конце мероприятия ребята исполняют отрывок из песни «Белая березка» сл. и муз. Г.А.Яковлевой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста « В гостях у песочной феи»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Цель: ·        Развитие творческого воображ...

конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " в гости к Старичку - Лесовичку"

- систематизировать знания детей о родном крае- добиться усвоения знаний о лекарственных растениях, животных - санитарах леса- расширять словарный запас дошкольников- обеспечить развития умения сопост...

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Старичку Лесовичку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33 СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспекто...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к старичку – годовичку»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к старичку – годовичку»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к старичку – годовичку»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста " В гости к старичку - годовичку"...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Лесовичка»

Образовательные технологии: информационно-коммуникативная, игровая, рефлексия, личностно-ориентированная.Цель: расширение и закрепление знаний о жизни диких животных осенью, развитие познавательной и ...