Развитие познавательно-исследовательской мотивации детей дошкольного возраста посредством конструирования (из опыта работы)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».
Ж. Пиаже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelno-issledovatelskoy_motivatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Ж. Пиаже Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, а также положительной мотивации к действиям, является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.
целевые ориентиры, на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО: «… ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; «способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; «… обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; «у ребенка развита крупная и мелкая моторика…».
Конструируя, ребенок младшего дошкольного возраста: развивает восприятие; расширяет представления о цветовой палитре, многообразии геометрических форм и величин; совершенствует навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. обогащает чувственный опыт и умение фиксировать его в речи – формировать устойчивые логические цепочки. р азвивает образные представления.
младший дошкольный возраст: поощрять познавательно-исследовательской интерес, подводить детей к простейшему анализу созданных построек. совершенствовать конструктивные умения (умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, (прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. развивать умения детей, организовывать презентацию результатов – творческого продукта, сформированость представлений о связи результата деятельности и собственной цели, направленной активности, то есть об авторстве продукта.
Специфика мониторинга результатов успешного развития ребенка дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к решению поставленных перед ним задач: логических, социальных, информационных.
Критерием успешности и результативности организованной образовательной деятельности – конструирования можно считать рост степени самостоятельности детей, также рост самоорганизации и самодостаточности, навыки познавательной творческой деятельности, посредством решения любых логических, социально-бытовых, интеллектуальных задач. Чтобы подготовить ребенка и обеспечить его успешную социализацию, развить воображение, креативность, умение мыслить творчески, а не шаблонами, педагог должен подключать такой важнейший фактор как «Мотивацию к деятельности».
Ребенок должен сам хотеть играть, строить, действовать, не бояться ошибиться, искать собственные - не алгоритмические пути решения поставленных задач, не ждать указаний и помощи педагога.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели . Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей, организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Виды мотивов, типичных для дошкольного возраста: 1. Мотивы , связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. 2. Игровые мотивы , связанные с интересом к самому процессу игры. 3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. 4. Мотивы самолюбия, самоутверждения. 5. Познавательные и соревновательные мотивы. 6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям.
структуру организованной образовательной деятельности, то условно в ней можно выделить три части: 1. Мотивация 2. Содержание 3. Анализ (он должен быть таким, чтобы способствовал дальнейшей мотивации ).
предметно-пространственная среда: включать с себя развивающие компоненты: центр конструирования, конструкторы, конструкторские наборы (деревянные, пластмассовые, малых и больших форм), простейшие схемы построек, иллюстрации (здания, дороги, мосты, животные, схемы оригами и т.п.), бросовый и природный материал, картон и бумага ( бумагопластика ). должна быть доступна, многофункциональна и изменяема. должна быть разнообразно содержательна: реалистичное конструирование, стилизованное, абстрактное.
Конструирование — довольно сложный вид деятельности для дошкольников, в котором можно найти связь с конструктивно-технической и художественной деятельностью взрослых . Комплексное использование всех методов, мотивирующих приемов, возможностей предметно-пространственной среды позволяет максимально эффективно развивать познавательно-исследовательский потенциал детей, их интеллект, воображение.
Список литературы : Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, 2003. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / Л.В. Куцакова . – М.: Просвещение, 1990. – 158 с. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л.В.Куцакова . М.: ТЦ Сфера, 2014. Лиштван , З.В. Конструирование / Э.В. Лиштван . – М., 1981. – 232 с. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой . М.: Просвещение, 1988. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. Парамонова, Л. Творческое художественное конструирование / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 92 – 102. Урадовских , Г. Художественное конструирование из деталей конструктора / Г. Урадовских // Дошк . воспитание. – 2005. – № 2. – С. 15 – 22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Главной целью экологической работы нашего сада – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...
Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Главной целью экологической работы нашего сада – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста" 30.03.2023
для воспитателей ДОУ...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...
Презентация: Развитие познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте посредством опытов и экспериментов.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития....