Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе "В гости к животным жарких стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ичеткина Надежда Владимировна

Представлен конспект занятия с указанием содержания, деятельности детей и педагога, предполагаемыми результатами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

"В гости к животным жарких стран"

ФИО воспитателя: Ичеткина Надежда Владимировна

Продолжительность образовательной деятельности: 25 мин.

Образовательные технологии и методы: информационно-коммуникативные технологии, технология «Дидактический синквейн» В.М. Акименко, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.

 Цель: создание условий для познавательного и речевого развития детей

Задачи:

образовательные: расширять естественнонаучные представления, уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран», обогащать экспрессивный словарь словами-антонимами, совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование притяжательных прилагательных);

развивающие: формировать опыт коммуникативной деятельности, развивать связную речь, речевой слух, фонематическое

 восприятие, координацию речи с движением;

воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе, навыки сотрудничества, бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Образовательные продукты: рассказ о животном жарких стран

Предварительная работа: знакомство с техникой синквейн.

Оборудование: наборное полотно, мольберт, плакаты из серии «В мире животных», Почтальон Печкин, крупные игрушки – животных жарких стран, тропические растения, клубок ниток.

Техническое обеспечение: ноутбук, интерактивная доска, презентация «Африка», «Джунгли», карточки – схемы составления нерифмованного стихотворения «Синквейн», аудиозапись звуков джунглей и голосов животных жарких стран.

Структурная часть

Содержание ОД

Деятельность ребенка

Деятельность взрослого

Предполагаемые результаты

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности

Недавно мне пришло письмо от Почтальона Печкина. Он пишет, что прочитал в одном журнале про жаркую страну Африку. И ему очень захотелось в ней побывать.  Но он переживает, что он ничего не знает о животных и ехать туда ему будет совсем неинтересно. Я ему рассказала о том, что мы с вами совсем скоро опять отправимся в интерактивное путешествовать по нашей планете и обязательно заглянем в Африку. А пока, давайте представим себя на полянке (общее расслабление, движения по тексту).

Будто мы сидим на травке…

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать

 - Почтальон Печкин ничего не знает о животных, которые живут в жарких странах. Как же нам ему помочь?

- Давайте возьмем с нами в наше путешествие помощника (воспитателя), который будет делать видео и фото для Почтальона Печкина всего, что мы увидим и узнаем и отправлять ему.

Подходят к педагогу, располагаются на ковре, выполняют движения в соответствии с текстом.

Предлагают варианты: все хорошо рассмотреть, запомнить, написать письмо, пригласить в гости, прислать фотографии, снять видео, сделать презентацию, сделать видеозвонок

Организация детей на образовательную деятельность.

Создание проблемной ситуации. Решение проблемной ситуации.

Смогут эмоционально положительно настроиться на деятельность.

Смогут сформулировать цель путешествия. Найдут пути решения проблемных вопросов.

Смогут  свободно общаться в процессе деятельности;

Аргументировать свой ответ.

Основная

Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.

Динамическая пауза

Закрепление, фиксирование алгоритма составления нерифмованного стихотворения по технологии «Синквейн»

Самостоятельная работа.

1. Педагог приглашает детей в кабинет экологии, в котором находятся тропические растения, крупные игрушки – животные жарких стран, изображение джунглей на интерактивной доске, звучит запись звуков джунглей, а потом отдельных голосов животных жарких стран. Педагог читает стихотворение.

В жарких странах носороги

Просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты.

Львы выходят на охоту.

Крокодилы, обезьяны,

Зебры – жители саванны.

 И тропические птицы …

Есть чему тут подивиться!      В. Нищева

- Где мы с вами оказались? Чьи голоса вы услышали? Кто рычал? Кто трубил?

2. Упражнение «Расскажи о животных» (развитие связной речи).

- Раз мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас.

3. Упражнение «Кто самый внимательный». (Развитие речевого слуха, совершенствование фонематических представлений)

- Перечислите животных, в названиях которых есть звук [Р] (жираф, тигр, носорог, зебра, крокодил), а теперь со звуком [Л] (слон, крокодил).

4. Пальчиковая гимнастика «Где обедал, воробей?» (Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями).

Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на перу

 У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил!                             (С.Маршак)

Дети машут перекрещенными ладошками.

Ладошки изображают раскрывающуюся пасть.

На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой руке, затем на правой руке.

Опять изображают раскрывающуюся пасть.

5. Игра «Скажи наоборот». (Обогащение экспрессивного словаря словами – антонимами).

- Вам эта игра знакома. Я начинаю предложение и даю клубок ниток. Тот, у кого клубок заканчивает предложение и передает клубок следующему. У жирафа длинная шея, а у бегемота…короткая. У обезьяны тонкий хвост, а у тигра… У слона большие уши, а у зебры…У бегемота широкая спина, а у зебры…

6. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (совершенствование грамматического строя речи – образование и использование притяжательных прилагательных).

- Животные спрятались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта и так далее. Расскажите, что вы видите. (Я вижу крокодилий хвост. Я вижу обезьянью голову…)

Предложить рассказать о слоне с помощью схем карточек.

- Вывести на доску карточку с одной прямой линией. Уточнить, что она означает (Слово, отвечающее на вопрос: Кто? Что?)

- Вывести на доску карточку с двумя волнистыми линиями. Уточнить, что она означает (Слово, отвечающее на вопрос: Какой, Какие и т.д.).

- Вывести на доску карточку с тремя двойными линиями. Уточнить что, они означают (Чем занимается это животное, чем оно полезно людям и природе?)

- Вывести на доску с четырьмя прямыми линиями. Уточнить что они означают предложение.

- Вывести на доску карточку с одной прямой линией. Уточнить что она означает (слово.)

Предложить составить Синквейн самостоятельно по любому понравившемуся животному.

Отвечают на вопросы

Дети составляют рассказ по схеме-плану, представленной на интерактивной доске: назвать животное, сказать, где оно обитает, а потом описать его, рассказать, какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.

Дети подбирают слова на заданный звук

Дети выполняют движения в соответствии со словами и изображений действий героя на интерактивной доске

Выполняют правила игры

Подбирают прилагательные

Создают синквейн, совместно с воспитателем, подбирают слова.

Составляют Синквейн самостоятельно

Беседа при помощи наводящих вопросов, чтение стихотворения.

Предлагает план-схему

Педагог интонационно выделяет заданные звуки в словах

Привлечение детей к использованию здоровьесберегающих технологий.

Направляет детей на правильное выполнение движений

Организует игру, помогает наводящими вопросами.

Использует слайды из презентации.

Выводит карточки на интерактивную доску

Выводит карточки на интерактивную доску

Смогут назвать голоса всех услышанных животных жарких стран.

Смогут составить связный рассказ о животном из 4-5 предложений по схематическому плану.

Смогут перечислить животных, в названиях которых слышатся звуки [Р], [Л]

Смогут воспроизвести движения в соответствии с текстом.

Дети смогут подобрать и назвать слова-антонимы.

Смогут образовать притяжательные прилагательные и правильно использовать их при составлении предложений.

Смогут ориентироваться в алгоритме составления нерифмованного стихотворения по технологии «синквейн»

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия

- Ребята, все наши фото и видеозаписи мы отправили Почтальону Печкину.

Как вы думаете, что нового он узнал от вас, что понравилось и запомнилось больше всего Печкину?

 А вам? Как вы думаете, сможет ли Почтальон Печкин узнать животных жарких стран, когда поедет в Африку?

Давайте позвоним (видеозвонок) ему и спросим понравилось ли ему наше путешествие по джунглям?

- Я предлагаю вам, ребята, с родителями еще найти интересные факты о животных жарких стран и рассказать нам.

- О ком вы хотели бы узнать в следующем нашем путешествии по жарким странам?

- Почтальон Печкин вас очень благодарит за помощь, за интересные познавательные новости и факты о животных жарких стран, поучительные игры, бережное отношение к природе.

Коммуникативная деятельность  

(дети делятся своими впечатлениями о происходившем и своем эмоциональном состоянии).

С помощью вопросов способствует формированию у детей оценочных суждений.

Смогут выразить своё позитивное эмоциональное состояние в речевой форме, эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность, индивидуальное самовыражение детей, удовлетворение от совместной деятельности и желание взаимодействовать дальше, привлекая родителей.

Заведующий МБДОУ г. Иркутска детский сад №185                                                                        О.А.Кочнева

Заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска детский сад №185                                               А.Р.Калинина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе «С песней, шуткой, да весельем работа спорится»

- Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения - посиделками; познакомить с ремеслом людей в старину – вышивание.Показать самобытность русского народа, ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы.

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы....

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Выразительное чтение сказки П. Бажова "Серебряное копытце".

Данная технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи может быть реализована в детском саду в старшей группе для ознакомления детей с творчеством П. Бажова. Целью занятия является...