Ознакомление детей раннего возраста с природным окружением
план-конспект урока по окружающему миру (младшая группа)
Сообщение из опыта работы "Ознакомление детей с природным окружением через использование малых фольклерных форм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_oznakomlenie_detey_rannego_vozrasta_s_prirodnym_okruzheniem.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Федюковская общеобразовательная школа дошкольное отделение
СООБЩЕНИЕ из отпыта работы
на тему: «Ознакомление детей раннего возраста с
природным окружением через использование
малых фольклорных форм».
Подготовила воспитатель группы раннего возраста
Милосердова О.М.
«Русский фольклор –душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, значит и интересно. С фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир природы.»
В работе с детьми я использовала разнообразные фольклорные формы от знакомых пальчиковых игр, потешек, прибауток, загадок, закличек, до тех которые впервые читала сама.
Важная особенность фольклора – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяют широко использовать его с детьми раннего возраста при ознакомлении с природным окружением. Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.
Широко использую народный фольклор в разных видах деятельности. Так, например, в процессе наблюдения за объектами живой и неживой природы, посредством закличек, загадок, пословиц, потешек усиливаю эмоциональное воздействие на детей и активизирую деятельность детей. После наблюдения закрепляю представления, полученные в ходе наблюдения, корректирую отношение детей к природным объектам.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженные в слове, ритме, интонации чувства — переживание, восхищение, нежность, восторг.
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!
Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием
. Божья коровка, улети на небо! Там твои детки кушают котлетки!
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Расширяю представления детей о характерных особенностях зимней природы также используя народный фольклор:
Хороший снежок — урожай сбережёт. Зима без мороза не бывает.
Зимой солнце светит, а не греет.
Ежедневно, наблюдая с детьми за состоянием погоды:
Если дождь идёт при солнышке, значит он скоро прекратится. В пятницу дождь — в воскресенье ясно.
Гром зимой — к сильным ветрам.
Без мороза вода не замёрзнет. Береги нос в большой мороз. Весной сверху печёт, а снизу морозит.
Также уделяю много времени детскому экспериментированию. Рассказываю и показываю детям значение чистой воды в жизни и здоровье человека, уточняю знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; может окрашиваться при добавлении различных веществ и красителей; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лёд и пар; при таянии снег превращается в воду). Формирую понятие о том, что вода — это бесценный дар природы, который нужно бережно хранить. Вспоминаем пословицы и поговорки о воде. Вода путь найдёт.
Учу детей беречь воду — закрывать кран, после того как умылись.
Ни стола в жилище том,
Ни трубы, ни печки,
И закручен этот дом
В хитрые колечки.
(Улитка)
Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении продуктивных видов деятельности. Например, при проведении занятий повторяем с детьми о птичках, которым зимой очень холодно!* голодно, спела песенку «Птичка»:
Маленькая птичка
Прилетела к нам
Маленькой птичке
Зернышки я дам.
Маленькая птичка
Зернышки клюет,
Маленькая птичка
Песенки поет.
Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке - вылепить из пластилина зернышки.
Так же в течении дня и на занятиях повторяем стихи о природных явлениях
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через закличики познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге:
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка – колоколнышка!
Так же удачно рядом с группой поставили аквариум с рыбками, с детьми ходим их кормить, во время кормления тоже использую малые фольклорные формы. Учимся ухаживатьи беречь:
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами.
Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей и в целом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей раннего возраста с неживой природой на тему "Свойства воды".
Знакомство детей со свойствами воды, опыты, рисование....
Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром
В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....
Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
"Свойства воды" Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей раннего возраста с неживой природой.
ЦЕЛИ:1. Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).2. Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.3....
педагогический проект "Ознакомление детей раннего возраста с предметами ближайшего окружения"
в проекте представлен опыт работы по ознакомлению детей раннего возраста с предметами ближайшего окружения и обогащению словаря....
Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через природный материал.
http://disk.yandex.ru/i/F84nNjMIYr__KQ...
Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования с водой»
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, выз...